November 22, 2005, 03:36 AM

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР 14 – 20 ноября 2005 года

<P class=MsoNormal><STRONG><SPAN>Екатеринбург расширяется.

Екатеринбург расширяется. Пока де-факто

В ходе заседания правительства Свердловской области от 14 ноября 2005 года был обсужден принципиальный вопрос «Об установлении черты города Екатеринбурга». Основным докладчиком выступил заместитель главы Екатеринбурга Владимир Крицкий, курирующий строительную отрасль города. Члены областного правительства принципиально одобрили назревшую необходимость расширения официальной черты Екатеринбурга, являющегося самым компактным российским городом-миллионником. Постановление о нынешних границах города было принято еще в 1977 году. Спор между представителями администрации Екатеринбурга и областным правительством развернулся по вопросу о том, на сколько можно раздвинуть границы областного центра. В настоящее время площадь Екатеринбурга составляет около 48,5 тысячи гектаров. Администрация Екатеринбурга предлагает расширить черту города до размеров границ муниципального образования, то есть увеличить ее более, чем в 2 раза - до 114,7 тысячи гектаров. По мнению специалистов, расширение города до границ муниципального образования может создать ряд проблем. Например, в границах муниципального образования помимо Екатеринбурга находится еще 29 населенных пунктов, а также земли сельхозназначения, лесного и водного фондов, которые, по мнению администрации Екатеринбурга, должны изменить нынешний статус и войти в городскую черту. Кроме того, представленный В.Крицким вариант расширения опирается на генплан развития Екатеринбурга, который не был согласно Градостроительному кодексу РФ представлен на рассмотрение областным органам исполнительной власти. В результате областное министерство строительства и ЖКХ дало отрицательное заключение на проект постановления областного правительства о расширении областного центра, подготовленный в администрации Екатеринбурга.

 Де-юре Екатеринбург «вырастет» не ранее 2006 года

 Очевидно, что областные власти не хотят безвозмездно уступать право распоряжения землеотводами на территории всего МО администрации областного центра. По сути, спор о расширении границ Екатеринбурга сводится к резервированию новых территорий под городскую застройку. Имеющиеся в официальной черте Екатеринбурга землеотводы практически исчерпаны. Сложившиеся показатели уже давно не удовлетворяют экологическим нормативам и стандартам обеспеченности людей жильем, показателям допустимой плотности застройки, территориями общего пользования и парками на душу населения. По итогам обсуждения вопроса «Об установлении черты города Екатеринбурга» правительством области было решено создать специальную рабочую группу, в которую войдут представители муниципальных, областных и федеральных органов власти. Именно рабочая группа и должны будет подготовить взвешенный проект расширения городской черты, согласованный необходимыми инстанциями и надзорными органами. По мнению главного архитектора Свердловской области, заместителя министра областного министерства строительства и ЖКХ Григория Мазаева, рабочая группа сможет выработать компромиссный вариант расширения границ Екатеринбурга, устраивающий все заинтересованные стороны, не ранее марта 2006 года.

 Выдача землеотводов через аукционы может привести к росту стоимости недвижимости

 С 1 октября 2005 года согласно поправкам к Земельному кодексу РФ администрация Екатеринбурга сможет выдавать документы на земельные участки только в результате открытого конкурса. Прежде, чем выносить тот или иной земельный участок на конкурс, мэрия должна будет провести к нему коммуникации, позаботиться об отселении людей из ветхих жилищ (если таковые имеются), а также подготовить всю необходимую для застройки инфраструктуру. Сложность и длительность предварительных согласований выноса земельных участков на аукцион с Ростехнадзором, Роспотребнадзором, пожарными службами и т.д. такова, что пока мэрия Екатеринбурга не выдала ни одной строительной площадки на конкурсной основе. Ранее администрация города имела право самостоятельно выделять участки под застройку по результатам рассмотрения заявки потенциального застройщика. Далее застройщик самостоятельно решал все вопросы, связанные с подготовкой землеотвода к строительству. Таким образом, усложнение процесса выделения земельных участков может привести к дефициту площадок и, как следствие, к удорожанию стоимости жилья для конечного потребителя.

 Экологические проекты получат максимальное финансирование по областным краткосрочным целевым программам

Согласительная комиссия по законопроекту «Об областном бюджете на 2006 год», возглавляемая председателем областного правительства Алексеем Воробьевым, приняла предварительное решение о финансирование областных краткосрочных целевых программ. Всего в 2006 году в Свердловской области будут реализованы 10 краткосрочных программ. Самый большой объем финансирования - 298 миллионов рублей - предполагается направить на программу «Экология и природные ресурсы». В эту комплексную программу, подготовленную специалистами областного министерства природных ресурсов, входит финансирование строительства природоохранных объектов, средства на предотвращение чрезвычайных экологических ситуаций, реабилитацию здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях и т.д. Отдельной строкой в программе «Экология и природные ресурсы» будут финансироваться такие актуальные экологические проекты, как строительство в районе Красноуфимска надежных складов для хранения радиоактивного монацитового концентрата, а также работа по очистке русла рек Тавда и Ница.

Определены пределы роста тарифов на территории Свердловской области в 2006 году

На прошлой неделе согласительная комиссия по областному бюджету-2006 определила основы тарифной политики на будущий год. По словам руководителя региональной энергетической комиссии (РЭК) Николая Подкопая, средние тарифы в 2006 году вырастут на 24 процента. Эта цифра включает в себя переход с 90- на 100-процентную оплату населением коммунальных расходов с 1 января 2006 года. Предполагается, что в 2006 году рост тарифов не превысит инфляцию. Это означает увеличение планового тарифа на газ на 11 процентов, на электроэнергию и горячую воду на 10 процентов. При этом областной министр экономики и труда Галина Ковалева заверила согласительную комиссию, что областной бюджет сможет обеспечить жилищными субсидиями всех граждан Свердловской области, которые будут вынуждены платить за услуги ЖКХ свыше 22 процентов от совокупного дохода семьи.

 Новый транспортный налог принят в компромиссном варианте

 В прошлую среду после бурных предварительных дебатов депутаты областной Думы (ОД) приняли решение о величине роста областного транспортного налога в следующем году. Закон был принят в компромиссном виде, который обобщил среднеарифметические цифры сторонников максимизации и минимизации данного налога. Согласно закону с 1 января 2006 года налог на одну лошадиную силу (л.с.) автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. составит 6 рублей за 1 л.с, от 100 до 150 - 20 рублей, от 150 до 200 - 30 рублей, от 200 до 250 - 43 рубля, свыше 250 - 81 рубль. Таким образом, областной транспортный налог на самые массовые автомобили мощностью до 100 л.с. вырос незначительно – всего на 1 рубль за 1 л.с. Новая шкала налога в целом соответствует аналогичным ставкам транспортного налога других регионов Уральского федерального округа (УрФО). При этом, например, в соседней Башкирии транспортный налог выше установленного свердловскими законодателями сразу в 5 раз. Он составляет 25 рублей с одной л.с. автомобиля мощностью до 100 л.с. Предполагается, что средства, полученные от транспортного налога, идут в дорожный фонд области, на строительство новых и ремонт старых автомагистралей. Таким образом, автолюбители участвуют в поддержании транспортной инфраструктуры области. Между тем, по мнению специалистов, размер транспортного налога сегодня слишком низок, чтобы обеспечить дорожный фонд Свердловской области необходимыми средствами. Например, на дорожное строительство в 2006 году планируется выделить из бюджета 4,9 миллиарда рублей, в то время как транспортный налог принесет в следующем году всего 400 миллионов рублей – в два раза меньше, чем налог на игорный бизнес. Кроме того, во многих странах мира существует экологический налог на загрязнение окружающей среды, взимаемый с владельцев личного автотранспорта. Однако для России подобные «налоговые излишества» пока еще остаются экзотикой. Вместе с тем, 85 процентов вредных атмосферных выбросов в Екатеринбурге, входящем в пятерку самых грязных городов России, вырабатывается именно автотранспортом.

 В Нижнем Тагиле образовался дефицит питьевой воды

 Из-за сухого лета и длительной теплой осени значительно сократились запасы питьевой воды в Верхне-Выйском и Черноисточинском водохранилищах. Именно эти водоемы используются для обеспечения водой Нижнего Тагила - второго по величине и значимости населенного пункта Свердловской области, где проживает почти 400 тысяч человек. Погодный минимум осадков и бурный рост производства в Нижнем Тагиле привели к рекордному сокращению ресурсов водохранилищ. В результате глава города Николай Диденко распорядился расконсервировать 43 водные скважины, которые смогут компенсировать внезапный дефицит актуального ресурса первейшей необходимости. Стоит отметить, что Екатеринбург, столкнувшийся с недостатком питьевой воды еще несколько лет назад, в настоящее время значительную часть живительной влаги получает из водохранилищ Челябинской области. По мнению специалистов, эффективной мерой могла бы стать экономия воды в результате внедрения ресурсосберегающих технологий на производстве и в быту.

 Экология водного фонда Свердловской области

 Водный фонд Свердловской области составляют более 400 рек, озер и водохранилищ. В настоящее время приоритетами в области водной экологии на уровне области являются обеспечение прав граждан на чистую воду, защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, сохранение биологического разнообразия водных экосистем, предотвращение чрезвычайных ситуаций при использовании водных объектов. Каждый год данные задачи реализуются областным министерством природных ресурсов (МПР) в рамках ежегодно корректируемой государственной областной целевой программы «Восстановление и охрана водных объектов в Свердловской области». За последние 5 лет в рамках программы разработан 41 проект по восстановлению аварийных гидротехнических сооружений, созданию берегоукрепительных сооружений, расчистке русла рек и водохранилищ. В целом между Свердловской областью и природопользователями в сфере охраны и использования водных объектов заключено более 700 договоров пользования поверхностными водными объектами. Все эти меры позволяют сохранить стабильное состояние водной среды в Свердловской области. Особое внимание областное МПР уделяет состоянию гидротехнических сооружений (дамбы, плотины и т.д.), призванных предотвратить возможные аварийные последствия паводков. На территории 33-х муниципальных образований (МО) области ежегодно проводятся неотложные противоаварийные предпаводковые и послепаводковые работы на 100-130 гидротехнических сооружениях. Кроме того, за последние годы областным МПР проведена расчистка русла рек Тугулымка и Межница (Тугулымский район), реки Березовка (г.Березовский). Проведена расчистка донных отложений  на реках Брусянка в селе Черноусово, Карза (Артинский район), Исток (п.Малый Исток).  На Мало-Истокском пруду после окончания очистных работ установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы и произведено зарыбление водоема.

 Рыборазведение - недооцененный на Урале бизнес

 Согласно статистике территориального отделения Госкомстата РФ все организации рыбной отрасли Среднего Урала в последние 2 года являются стабильно прибыльными. В настоящее время областным рыбным бизнесом используется лишь малая доля возможностей, предоставляемых уральскими реками и озерами для промышленного выращивания рыбы. Между тем, серьезный урон природным ресурсам Среднего Урала наносит деятельность рыбных браконьеров. Тема борьбы с браконьерством обсуждалась на недавней встрече губернатора Эдуарда Росселя с руководителем управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области Сергеем Бекешевым. Новая федеральная структура, созданная в 2005 году на базе нескольких ликвидированных организаций, имеет широкий круг полномочий как по надзору в сфере ветеринарии, защиты растений, обеспечении плодородия почв, так и в области охраны животного мира лесов, водоемов, воспроизводства биологических ресурсов. По мнению свердловского губернатора, активное строительство дорог и газопроводов на севере области в ближайшем будущем оживит экономику отдаленных территорий Среднего Урала. Причем одним из перспективных направлений является восстановление государственных рыбосовхозов и создание новых рабочих мест на частных рыбных промыслах. Однако цивилизованно развивать рыбную отрасль можно только при условии, что  природные ресурсы уральских водоемов находятся под надежным контролем государства. Выполнение этой задачи областным управлением по ветеринарному и фитосанитарному надзору позволит приумножить водные богатства Свердловской области и сохранить их от хищнического истребления.  

 Зарыбление уральских водоемов как приоритет областной экологической концепции

 В последние годы областное МПР ежегодно проводит мероприятия по охране рыбных запасов в весенне-нерестовый период в тепловодных водоемах - озере Таватуй, бассейне реки Чусовая и других реках и водоемах Свердловской области. В целях восстановления рыбных ресурсов производится зарыбление водоемов Свердловской области ценными породами рыб. За последние 5 лет только за счет средств областной государственной целевой программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области» в водоемы Свердловской области выпущено 30 тысяч штук карпов, толстолобиков, белого амура, 2,5 миллиона личинок сиговых рыб. Совсем недавно, 8 ноября 2005 года, 5 тысяч мальков белого амура специалисты МПР области выпустили в Верхнетагильский пруд. Водоем является тепловодным, в нем растут водоросли, являющиеся пищей для растительноядных рыб. Белый амур относится именно к таким рыбам. Прозрачная, чистая вода и обилие пищи способствуют быстрому размножению рыбы. Иными словами, рост экологических показателей достигается естественным путем, без применения небезопасных химических или физических методов очистки. Верхнетагильский пруд стал третьим водоемом на Среднем Урале, где подобным способом решено очистить пруд от излишней растительности. В 2004 и 2005 годах специалисты областного МПР успешно зарыбляли Рефтинский и Нижнетуринский водные бассейны. Специально на эти цели из областного бюджета в последние два года выделялось по 200 тысяч рублей. Таким образом, целенаправленное разведение растительноядных рыб позволяет не только зарыблять уральские водоемы, но и улучшать их экологическое состояние.

 Отделение Федерального агентства по недропользованию в УрФО изъяло 75 лицензий

 Агентство по недропользованию выявило на территории УрФО более тысячи нарушений федерального закона «О недрах». Усамых злостных нарушителей изъято 75 лицензий на разработку недр. Например, региональным агентством по недропользованию совместно с территориальным отделением Росприроднадзора выявлено нарушение лицензионных обязательств филиалом компании «Уралнефть» (Свердловская область, Красноуфимский район). Объем ущерба государству от незаконной добычи и переработки нефти «Транснефтью» составил, по версии следствия, около 55 миллионов рублей. Кроме того, компании лишенные лицензий теряют право участвовать в аукционах на право выкупа лицензий по новым месторождениям. На территории УрФО в текущем году выдано только 15 лицензий на разработку участков полезных ископаемых. С начала года выручка от продажи лицензий на разработку уральских недр составила около 10,5 миллиарда рублей. В 2006 году в УрФО предполагается провести аукцион по продаже 25-30 лицензий на разработку участков полезных ископаемых. Стоит отметить, что поступления в бюджет от продажи прав на разработку недр увеличиваются год от года в геометрической прогрессии. Так, в ходе торгов на право разработки отвалов Малышевского изумрудно-бериллиевого месторождения цена лота выросла со стартовых 100 тысяч рублей до 300 миллионов рублей.

 Природоохранная прокуратура будет добиваться закрытия ООО «РСЦ завод радиоаппаратуры»

 Свердловская природоохранная прокуратура подала в Октябрьский суд Екатеринбурга иск о закрытии производства ООО «РСЦ завод радиоаппаратуры» (подразделение ОАО «Завод радиоаппаратуры»). Прокурорскую проверку инициировала группа горожан близлежащих домов, жаловавшихся на сильное запыление окрестностей, предположительно, вызванное изготовлением бетона. По итогам проверки выяснилось, что «РСЦ завод радиоаппаратуры» не получало экологического сертификата на установку подобного оборудования в центре города. Представители предприятия надеются урегулировать претензии, изложенные в исковом заявлении природоохранной прокуратуры, в досудебном порядке.

 Радиоактивные приборы похищены на ОАО «Ураласбест»

 Три радиоактивных прибора похищены в ОАО «Ураласбест». Всего в цехе было установлено около 100 устройств ионизирующего излучения. Размер приборов невелик, но, так как они одеты в свинцовые корпуса, общий вес конструкции составлял более 50 килограммов. Приборы для последующей утилизации сняли с вышедших из строя бункеров. Мощность излучения устройств составляет 0,15 кюри, что представляет опасность для людей, не имеющих специальных костюмов защиты. Поиски пропажи, в которой задействовано около 50 человек, включая работников «Ураласбеста», ФСБ, МВД, областного управления ГО и ЧС успехами пока не увенчались. Возможно, что не подозревая о потенциальной опасности, устройства похитил кто-то из работников «Ураласбеста».

...
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+