October 31, 2005, 04:04 PM

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР 24-30 октября 2005 года

<P class=MsoNormal>ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР<SPAN>&nbsp; </SPAN>24-30 октября 2005 года</P> <P class=MsoNormal><?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /><o:p>&nbsp;</o:p></P> <P class=MsoNormal><STRONG>Борьба с «лесными

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР  24-30 октября 2005 года

 

Борьба с «лесными пиратами».

По информации Агентства лесного хозяйства по Свердловской области за 9 месяцев 2005 года в лесах государственного лесного фонда области зафиксированы 289 случаев незаконной рубки леса. Подпольно вырублено 13 тысяч кубометров древесины. Лесному хозяйству области нанесен ущерб в размере 122 миллионов рублей. Наибольшее  количество фактов вырубки леса зафиксировано в Тавдинском, Кушвинском, Свердловском лесхозах. В 9 из 49 лесхозов Свердловской области фактов незаконных порубок не зафиксировано. Органам следствия переданы 245 материалов. К уголовной ответственности привлечено 17 человек. В целом в 2005 году наблюдается примерно тот же объем незаконных вырубок, что и в прошлом году. В 2004 году в лесхозах области было зафиксировано 438 случаев вырубки. Ущерб лесному хозяйству составил 169 миллионов рублей.

 

Лесные кладовые Среднего Урала 

По официальной статистике Министерства природных ресурсов Свердловской области (МПР), более 80 процентов территории Среднего Урала занято лесами. Общая площадь лесного фонда на территории Свердловской области составляет 16 миллионов гектаров. При этом ценные леса 1 группы, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и защитные функции, составляют четверть лесного фонда, леса 2 группы (умеренной эксплуатации) – около половины, а леса 3 группы (эксплуатационные) оставшуюся четверть общей площади уральских лесов. Согласно данным государственного учета лесного фонда, за последние пять лет общая площадь лесного фонда области увеличилась на 82,6 тысячи гектаров. По объемам лесовосстановления и количеству участков лесного фонда, переданных в аренду, Свердловская область занимает первое место в Уральском федеральном округе (УрФО). На выполнение мероприятий по восстановлению лесов за пять лет из областного бюджета выделено 420 миллионов рублей. По данным областного МПР в период 1999-2004 годов в долгосрочное пользование для различных видов лесопользования - заготовки древесины, живицы, для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей - арендаторам передано 300 участков лесного фонда общей площадью 3 миллиона гектаров. Огромный интерес к лесному хозяйству области и созданию на территории Среднего Урала собственных целлюлозно-бумажных, мебельных и иных перерабатывающих производств существует со стороны европейских лесных концернов. В настоящее время все участники лесного рынка с нетерпением ждут принятия Государственной думой в 2006 году нового Лесного кодекса РФ. По мнению оптимистов, новый Лесной кодекс РФ установит более эффективные правила для лесного бизнеса, сделает прозрачными вопросы аренды лесов, отрегулирует разные виды лесопользования. По мнению скептиков, законопроект направлен, прежде всего, на развитие различных форм собственности в лесном секторе, что не всегда идет на благо природе и экологии. Экологи опасаются, что принятие нового Лесного кодекса  РФ может привести к тому приватизации самых ценных рекреационных угодий и элитной застройке в санитарных зонах.

 

Земельные конфликты. 

В прошлую среду глава администрации Екатеринбурга Аркадий Чернецкий в ходе своей пресс-конференции разъяснил позицию городских властей по проблеме распоряжения лесопарками. По мнению мэра областного центра только изменения в федеральном законодательстве способно разрешить конфликт вокруг лесопаркового хозяйства Екатеринбурга, разразившийся между городом и Свердловской областью. Стоит напомнить, что областная Дума (ОД) смогла начать нормальную работу лишь после изъятия из повестки первого осеннего заседания спорного проекта закона «Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области». Проект областного закона, подготовленный специалистами правительства Свердловской области,  предполагал перераспределение регулирующих функций  в сфере землепользования между муниципалитетами (МО) и областью в пользу последней. Цена права распоряжаться землеотводами в районе предполагаемых застроек на городских и пригородных территориях оказалась столь велика, что пул «городских депутатов» проигнорировал заседания и несколько раз сорвал кворум ОД, после чего спорный законопроект отложили. По словам А.Чернецкого, согласно федеральному законодательству, вопросы присвоения или снятия статуса особо охраняемой территории должны решаться региональными органами власти только по согласованию с муниципалитетами, на территории которых находятся эти зоны.  По мнению мэра областного центра, причиной конфликта вокруг екатеринбургских лесопарковых зон стало нежелание областной власти учитывать позицию местных властей. Кроме того, глава администрации Екатеринбурга А.Чернецкий заявил, что в проекте бюджета на 2006 год заложена нереальная величина предполагаемого земельного налога, идущего в бюджеты муниципальных образований. По мнению А.Чернецкого, собрать плановые цифры земельного налога местным властям будет практически невозможно, так как в настоящий момент в Екатеринбурге расположены многочисленные участки, не имеющие собственника или находящиеся в собственности у физических и юридических лиц на льготных условиях. Помимо этого большая часть малого и среднего бизнеса вряд ли сможет платить земельный налог по завышенным ставкам. В результате из-за неправильного планирования в бюджетах МО в 2006 году может возникнуть дефицит доходной части.

 

В Екатеринбурге открылась Высшая энергетическая школа. 

Единственная в России Высшая энергетическая школа будет обучать представителей предприятий рациональному и эффективному использованию тепловой и электрической энергии. Слушатели курсов научатся выстраивать энергосберегающую политику своих предприятий, вести аудит, системный учет энергии. Одним из направлений школы является повышение квалификации работников энерго- и теплоснабжающих организаций в области вопросов тарифной политики, технической модернизации, инвестиционной политики в области коммунального хозяйства. Нехватка специалистов подобного профиля в России становится все острей. Между тем, сейчас житель Екатеринбурга оплачивает 160 литров горячей воды в сутки, в то время как в Европе средний расход на одного человека составляет 30 литров ежесуточного потребления. Программы Высшей энергетической школы, открытой на базе Уральского государственного горного университета (УГГУ), соответствуют содержанию Областной программы по энергосбережению. Вопросы снижения энергетических затрат в условиях непрерывного роста стоимости энергоресурсов будут играть все более серьезную роль в поддержании рентабельности промышленного и коммунального хозяйства.

 

«Евразхолдинг» вложит 100 миллионов долларов в переработку отходов. 

В прошедшую среду член совета директоров ООО «Евразхолдинг» Валерий Хорошевский объявил о планах строительства горно-металлургической компанией завода по переработке ванадиевых шлаков. Газета «Коммерсант-Урал» 27 октября 2005 года сообщила, что завод будет размещен на территории Свердловской области. В качестве возможных вариантов рассматриваются Нижний Тагил, Нижняя Салда, Кушва. Новый завод будет перерабатывать ванадиевый шлак, являющийся побочным продуктом производства ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (НТМК входит в структуру «Евразхолдинга»). Начало строительство нового завода запланировано на 2007 год. В настоящее время мировые цены на ванадий стремительно растут, достигая 60 долларов за килограмм. Из металла изготавливается феррованадий, используемый как легирующая добавка при производстве сверхпрочной стали. Отвалы ванадиевого шлака на НТМК обеспечат перерабатывающее предприятие сырьем на несколько десятков лет работы. Согласно планам  «Евразхолдинга» инвестиции в перерабатывающее производство могут окупиться в течение 3 лет. Предполагается, что новый завод будет выпускать несколько десятков тысяч тонн пентоксида ванадия в год, большая часть которого будет поставляться на экспорт. В условиях роста мирового рынка ванадия «Евразхолдинг» сможет зарезервировать на нем свою нишу. В настоящее время в России ванадиевые добавки производят всего два предприятия – ОАО «Ванадий-Тула» и ОАО «Чусовской металлургический завод» (Пермская область).

 

Потенциал экологического движения в России. 

Газета «Коммерсант» в своем приложении «Social Report (Бизнес и Экология, от 19.10.2005)» опубликовала обзорно-аналитический материал о состоянии экологического движения в России. Согласно аналитическим данным, экологические организационные структуры можно поделить на государственные, общественные (независимые) и зависимые, то есть ангажированные интересами крупных финансово-промышленных групп. Наиболее влиятельную группу экологов в России составляют государственные структуры, занимающиеся охраной природы, экологической экспертизой, регулированием природопользования, надзором и т.п. Это,  прежде всего, Министерство природных ресурсов РФ и его региональные аналоги, а также входящая в состав МПР РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. В федеральном бюджете-2005 на природоохранные мероприятия выделено всего 4,625 миллиарда рублей, что составляет около 0,15 процента от расходной части бюджета. Однако, несмотря на весьма скромные бюджетные средства административный ресурс МПР РФ достаточен, чтобы с его помощью «заморозить» любой крупномасштабный бизнес-проект. Наиболее влиятельными негосударственными экологическими организациями России являются дочерние структуры двух международных экологических структур – «World Wide Fund for Nature» (WWF) и «Greenpeace». Эти глобальные организации действуют по всему миру, в том числе и в России, получая поддержку и добровольные пожертвования как от крупных корпораций, так и частных лиц. Независимые отечественные организации экологической направленности исчисляются тысячами. Однако их общественное влияние более чем скромно. Во-первых, они чрезвычайно малочисленны и раздробленны, не имея достаточных средств на осуществление регулярной природоохранной деятельности. Во-вторых, многие из этих организаций существуют исключительно на бумаге или являются своеобразными кружками по интересам. Гораздо большее влияние имеют зависимые от государственных и/или бизнес структур экологические организации, фонды и союзы, созданные с целью укрепления экологического имиджа своих создателей. Например, в списке учредителей Неправительственного экологического фонда имени Вернадского значатся ОАО «Газпром», ОАО НК ЛУКОЙЛ и другие компании нефтегазового сектора. Поэтому неудивительно, что в 2004 году фонд вручил национальную экологическую премию ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», а еще несколько проектов группы ЛУКОЙЛ отметил дипломами за вклад в укрепление экологической безопасности и устойчивое развитие России. Специалисты отмечают, что ангажированные крупным бизнесом экологические проекты могут быть созданы и как средство эффективного давления на экологический имидж конкурентов.

 

Экологический пиар в действии. 

Использование экологической проблематики – проблем здоровья населения, чистоты потребляемых продуктов, влияния на воздух, воду – может стать действенным средством обычной рыночной конкуренции. Типичные примеры своего рода «экологического рэкета» - регулярные кампании в СМИ по выявлению экологически вредных или генетически измененных продуктов питания, косметики, акции протеста против продажи изделий из натурального меха, в защиту прав домашних животных и т.д. Во многих странах экологи прямо лоббируют интересы компаний, производящих экологически чистые и органические продукты. Например, под предлогом широкого использования трансгенных технологий лоббисты сельхозпроизводителей ЕС добились запрета на импорт из США американской сои, пшеницы, ржи и мяса животных, вскормленных трансгенными культурами. Российские власть и бизнес постепенно перенимают мировой опыт использования экологической темы в конкурентной борьбе. Например, в 2003 году российские санитарные службы запретили ввоз в страну абхазских мандаринов, на которых держится бюджет Абхазии. Когда политические вопросы были урегулированы, запрет на ввоз мандаринов был отменен. В 2004 году «Greenpeace» опубликовал на своем сайте некий «Справочник потребителя», состоящий из «красных» и «зеленых» списков, в которые вошли производители питания, соответственно использующие/не использующие в своей продукции генетически измененные составляющие. В результате выборочной проверки в «красные» списки попали почти все московские мясокомбинаты, кондитерские объединения «СладКо», «Ударница» и другие. Многие предприятия в ответ на акцию «Greenpeace» обратились в суд.

Таким образом, экологический пиар становится необходимой составляющей частью любого крупного и среднего бизнеса. Отечественный бизнес уже научился эффективно отвечать на протесты и акции экологов. Например, на фоне широкой компании в СМИ по поводу распространения птичьего гриппа отечественные птичники ответили собственной контр-компанией. Ее смысл сводился к тому, что птичий грипп безопасен для человека, птицефабрики приняли беспрецедентные меры безопасности, а эпизоотия птичьего гриппа является скорее происками западных конкурентов, нежели отражает реальное состояние дел. По мнению специалистов, российские экологи пока не достигли пределов своего влияния, однако их сферы интересов и возможности влияния будут расширяться. Западный опыт показывает, что число экологических скандалов и сама важность экологической проблематики в России находятся на начальном этапе роста. При этом основной проблемой является становление института независимых экологических арбитров в виде специализированных рейтинговых агентств. В настоящее время на роль независимых экологов в России претендуют такие организации как «Независимое экологическое рейтинговое агентство» (НЭРА, «Росбизнесконсалтинг»), «Независимая социальная природоохранная инициатива» при «Российском союзе промышленников и предпринимателей» (РСПП), «Эксперт-РА» и другие. Мировая практика предполагает, что для объективной картины необходимо иметь несколько независимых, конкурирующих между собой экологических рейтингов. Их сравнение поможет инвесторам оценить экологическую составляющую любого бизнес-проекта, проанализировать  конкурирующие предприятия по отдельному экологическому вектору.

 

Угроза энергетического кризиса в Свердловской области. 

На минувшей неделе в Екатеринбурге прошел семинар «Проблемы законодательного регулирования деятельности предприятий ТЭК». В работе семинара приняли участие заместитель председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, руководитель центра управления реформами ОАО «РАО ЕЭС России» Юрий Удальцов, председатель правления концерна «Росэнергоатом» Станислав Антипов. Участники статусного мероприятия обсудили проблемы функционирования ТЭКа в условиях реформирования энергетической системы России, перспективы развития атомной энергетики, вопросы тарифного регулирования в ТЭКе. В настоящее время для решения энергетических проблем российских регионов при участии «РАО ЕЭС России» создана межрегиональная энергетическая комиссия. По мнению специалистов, Свердловская область является одним из регионов-лидеров в области применения технологий энергосбережения и законодательного регулирования данной проблемы. На Белоярской атомной электростанции (БАЭС) работает единственный в России реактор на быстрых нейтронах. В настоящее время на БАЭС начато строительство нового блока БН-800 на быстрых нейтронах, но из-за недостаточного федерального финансирования проект замер на нулевом цикле работ. По словам В.Язева финансирование строительства блока БН-800 на БАЭС из федерального бюджета может составить в 2006 году 6 миллиардов рублей. Всего для запуска нового блока потребуется около 30-35 миллиардов рублей инвестиций. Между тем, запасы энергии на Среднем Урале подходят к концу. Уже в 2007 году Свердловская область столкнется с недостатком электроэнергии при вводе новых производственных мощностей. Если не предпринимать решительных действий, то уже в 2010 году может возникнуть системная проблема энергодефицита. Поэтому лоббирование федерального финансирования строительства реактора БН-800 в Свердловской области является одной из главнейших задач региональной элиты. Кроме того, губернатор Свердловской области поставил задачу сокращения перепродавцов электроэнергии на Среднем Урале. Дробление энергоподразделений «РАО ЕЭС России» на генерирующие и территориальные привело не к конкуренции, а к раздробленности и неуправляемости компаний. В результате количество поставщиков-посредников энергии только на областном уровне перевалило за сотню. По мнению председателя ОД Николая Воронина, региональные власти  в ближайшем будущем будут принимать более активное участие в регулировании сферы ТЭК  в своих регионах. Речь идет о перераспределении функций федеральной и областной власти, а также о наделении глав регионов дополнительными полномочиями, начиная с 2006 года.

 

Анонсы. 

31 октября правительство Свердловской области рассмотрит итоги выполнения собственного постановления от 19.06.2001 г. № 426-ПП «О перспективах дальнейшего использования имущественного комплекса ОАО «Изумрудные копи Урала». Несмотря на многочисленную смену собственников, реанимировать Малышевское изумрудно-бериллиевое месторождение не удается на протяжении более чем 10 лет.

 

 

...
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+