October 17, 2008, 7:33 AM

*Двигатель М-105 отреставрировали на «УМПО»

Двигатель М-105, выпущенный в годы Великой Отечественной войны на Уфимском моторном заводе № 26 (сейчас ОАО «УМПО»), занял почетное место в музее истории предприятия, сообщили агентству ЕАН в управлении по связям с общественностью объединения.
Двигатель М-105, выпущенный в годы Великой Отечественной войны на Уфимском моторном заводе № 26 (сейчас ОАО «УМПО»), занял почетное место в музее истории предприятия, сообщили агентству ЕАН в управлении по связям с общественностью объединения. Когда-то уфимские моторостроители изготавливали для него детали, собирали мотор, а нынешние заводчане отреставрировали, спроектировали и изготовили специально для него подставку и бережно установили в ряду других экспонатов. Двигатель был найден башкирскими поисковиками весной этого года - накануне Дня Победы, в местах сражений Великой Отечественной. На каком именно самолете был установлен уфимский мотор и кто его пилотировал, можно будет сказать только после подтверждения документами Центрального архива Министерства обороны РФ и Центрального государственного исторического архива Башкирии. Но уже сейчас ясно, что снаряд попал прямо в двигатель и пробил блок цилиндров, разбив один из них полностью и разворотив расположенные рядом. - Мы проводили поисковую разведку в лесах Тоснинского района, на границе Ленинградской и Новгородской областей, - рассказал руководитель фонда поисковых отрядов республики подполковник Ильдар Бикбаев.- И увидели торчащие из болота металлические предметы. Находка оказалась ценной - найдены части сбитого боевого самолета. Труднее всего было вытаскивать из топи мотор весом 580 килограммов. Справились благодаря помощи руководства Уфимского моторостроительного производственного объединения: наняли тягач, автокран и транспорт для доставки в Уфу. - Заводчане многое сделали для Победы, - говорит директор музея УМПО Вера Зесли. - Эти моторы конструкции Владимира Яковлевича Климова выпускались в различных модификациях. Например, на М-105П устанавливалось вооружение, пулемет-пушка, а в конструкции двигателей, содержащих в своем обозначении букву «Р», это не предусматривалось. Наши моторы применялись на 36 различных самолетах - ближних, дальних и пикирующих бомбардировщиках, штурмовиках, истребителях, морских разведчиках. Их производили в разных концах Советского Союза - Воронеже, Омске, Казани, Новосибирске, Тбилиси. Для нас новый экспонат представляет особую ценность, потому что он напоминает о самоотверженном труде уфимских моторостроителей в годы военного лихолетия. Европейско-Азиатские новости.
Комментировать