January 21, 2009, 1:08 PM

В оркестре B-A-C-H появился уникальный контрабас (стенограмма пресс-конференции в Пресс-центре ЕАН от 21 января 2009 года)

<P align=justify>Пресс-центр «ЕАН»: Добрый день, уважаемый коллеги.

Пресс-центр «ЕАН»: Добрый день, уважаемый коллеги. Спасибо, что откликнулись на наше приглашение принять участие в сегодняшней пресс-конференции. Наша встреча посвящена прибытию в Екатеринбург уникального музыкального инструмента – пятиструнного контрабаса знаменитой немецкой фирмы Отто Рубнер. Этот инструмент оказался в Екатеринбурге в начале января по заказу городского дома музыки. Итак, позвольте представить наших сегодняшних гостей:

Лариса Владимировна Вакарь, главный специалист Управления культуры Администрации Екатеринбурга;

Илья Николаевич Марков, директор Городского дома музыки;

Анна Анатольевна Сыромукова, руководитель проектов камерного оркестра B-A-C-H;

Евгений Григорьевич Пузиков, контрабасист проектов камерного оркестра B-A-C-H.

Предлагаю по традиции построить беседу следующим образом – сначала наши гости расскажут о данном музыкальном инструменте, о том, как он оказался в Екатеринбурге и что дает та самая 5 струна, а затем перейдем к вашим вопросам.

Итак, предлагаю начать с директора городского дома музыки. Илья Николаевич, вам слово.

И.Н.М. Добрый день, уважаемые коллеги, друзья. Прежде всего, хотел бы сказать о том, что такое концертное объединение городского дом музыки. Это новое учреждение культуры, созданное в апреле 2006 года. Оно объединяет в себе 3 концертных коллектива. Два из них вам известны - это наши заслуженные, любимые, опытные коллективы камерный оркестр B-A-C-H и муниципальный хор «Доместик». С недавних пор к концертному объединению городской дом музыки присоединился еще один новый коллектив - детско-юношеский эстрадно-симфонический оркестр. В таком составе мы существуем уже около 3 лет. Каждый коллектив имеет свою уникальную концертную жизнь, но в целом бренд - городской дом музыки – действует, чтобы объединять и дополнять деятельность всех трех коллективов. Дети учатся у опытных, они делятся достижениями и наработками. Все это происходит в городе Екатеринбурге и за его пределами. Каждый коллектив гастролирует как по России, так и за его пределами. Например, недавно хор «Доместик» вернулся из гастролей в Германии. Все коллективы опытные, заслуженные. Хор «Доместик» в октябре отметил свой 20 юбилей. Камерный оркестр В-А-С-Н сейчас готовится к такой же дате, которая состоится в апреле 2010 года. Такой союз опыта и новизны подходов к организации концертной деятельности может стать залогом успеха существ концертного объединения. Что касается этого приобретения – мы очень долго шли к этой покупке. Около года назад мы получили возможность начать поиск инструмента, благодаря администрации города, которая профинансировала это важное и знаковое для оркестра приобретение. Поиски шли около полугода, поскольку подобных инструментов в мире не так много, и очень сложно найти качественный контрабас. В России мы не смогли найти ни одной компании, которая бы удовлетворила все наши требования при покупке инструмента. В июне, мы обнаружили этот инструмент в Австрии. Это контрабас фабрики Рубнер. Начались переговоры. Долго-долго оформлялись документы - совершить покупку в Европе – непростая история. Мы долго этого ждали. Буквально в конце декабря инструмент приехал в Екатеринбург. Вот он перед вами. Никто в городе еще не слышал его звучания. Вы будете первыми, кто воочию увидит, как звучит инструмент, как он выглядит. Сегодня вечером состоится презентация в концертной форме. Концерт пройдет в музее истории Екатеринбурга. Специально подобран репертуар, который позволит наилучшим образом продемонстрировать уникальность этого инструмента.

Пресс-центр ЕАН: Поскольку администрация города Екатеринбурга оказала поддержку в приобретении этого инструмента, хотелось бы предоставить слово главному специалисту управления культуры администрации Екатеринбурга Ларисе Владимировне Вакарь

ЛВВ: Уже было сказано, что городской дом музыки – учреждение очень молодое и специфика его – академическая музкультура. Сложность в том, что этот продукт этот – очень дорогой. Приведу цифры: вызревание академического музыканта в среднем происходит за 18 лет, а это очень большая жизненная дистанция. Все, что происходит в этой сфере – это дорогостояще и эксклюзивно по своей сути. Что касается коллективов, это действительно 2 прославленных коллектива: хор «Доместик» и В-А-С-Н. Именно в связи с тем, что городской дом музыки стал домом для этих коллективов – идеология дома – камерное музицирование. Оркестр В-А-С-Н - камерный струнный оркестр. Он состоит в основном из струнных инструментов – скрипки, альта, виолончели. Самый большой инструмент – контрабас. В мировой практике такого рода инструменты, которые музыкант может с собой переносить с места на место – индивидуальные. Их музыкант либо приобретает, либо берет в долгосрочную аренду – если это дорогостоящий инструмент. Таким образом, решается вопрос профессионального продвижения. Скрипач владеет своей скрипкой в течении всей свой жизни. Крупные инструменты – серьезная проблема – вопрос в цене достаточно серьезный. Кроме того, крупных инструментов в мире гораздо меньше и выпускаются они, как правило, штучными партиями. Очень не много концертирующих пианистов, которые имеют свой рояль, Очень мало кто из мировых музыкантов может позволить себе индивидуальный инструмент, который бы переезжал с ним одной концертной площадки на другую. В основном, это первые лица музыкального мира. Что касается обычной концертной практики – концертные организации, как правило, берут на себя миссию по приобретению и содержанию крупных инструментов: роялей, контрабасов, литавр. Безусловно, в нашем регионе лидером в концертном деле является Свердловская филармония, но она недавно отметила 75-летие. Естественно, у них опыт и материальные возможности гораздо более мощные. Поэтому с точки зрения 2-летней истории городского дома музыки, именно муниципального учреждения, приобретение такого инструмента – конечно, очень серьезное событие. Если бы не настоятельная инициатива музыкантов и готовность управления культуры развивать это направление, то этого события могло бы и не состояться. Что немаловажно, вовремя подвернулся подходящий инструмент. Я думаю, что исполнителя на контрабасе ждут радостные моменты творчества, поскольку прикоснутся к хорошему музыкальному инструменту - наивысшее удовольствие. А сфера культуры должна исходить от удовольствия.

Пресс-центр ЕАН: Анна Анатольевна, вы как руководитель проектов оркестра В-А-С-Н расскажите поподробнее об истории приобретения этого инструмента, как это происходило?

ААС: Контрабас нам нужен больше, чем любой инструмент в нашем оркестре. Я считаю, что контрабас – король инструментов из струнного состава. И в нашем оркестре он был - и не плохой. Но когда мы получили этот инструмент, и провели первые репетиции, мы поняли, что ничего хорошего у нас до этого не было. Что касается поиска – момент был очень сложный. Найти такой эксклюзивный инструмент было достаточно сложно. Мы обратились к музыкантам Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода. Нигде не было лишнего инструмента, поскольку даже в крупных городах не было такого инструмента. Мы обратились к знакомым, искали в Интернете. Нам посоветовали обратиться сначала в город Кельн, потом мы обратились в Австрию, где оказался уже готовый инструмент. Это очень важно, поскольку изготовление инструмента длится около 5 лет. Если бы его изготавливали именно для нас – то нам пришлось ждать еще лет 5. Этот инструмент буквально ждал нас. Он совершено молоденький - 2006 года, поэтому его придется еще разыгрывать. Об этом подробнее скажет Евгений Григорьевич. Так все удачно совпало на наше удовольствие, и мы получили этот замечательный инструмент.

СМИ: Насколько известно, после приобретения некоторое время ушло на реставрацию инструмента?

ЕГП. Не реставрация – подгонка. Элементарное приспособление инструмента под руки. Были какие-то недочеты чисто технического плана. Если интересно – черная нашлепка, которая называется грифом. По идее здесь должна быть небольшая ложбинка, которая есть у всех струнных инструментов. Как ни странно, на этом инструменте такой ложбинки не было, из-за этого струны ложились на гриф. Нам пришлось эту ложбинку создавать. Подставка под струны – одно из самых живых мест инструмента. Любой инструмент требует подгонки. Сейчас все находится в стадии работы, уже можно с ним работать, но еще требуется завершение.

ЛВВ: Это потому, что это фабричный инструмент, а не мастеровой. Если бы он был мастеровой – все бы было уже в процессе изготовления.

ЕГП. Нет! Там тоже требуется подгонка. Надо с исполнителем работать. Даже скрипку берешь – далеко не каждая скрипка подходит каждому скрипачу. Инструмент может быть блестящим, но аппарат у всех разный. То же самое с этим инструментом. Ничего нет страшного, необычного – вполне нормальная практика.

ААС. Надо еще учесть, что климатические условия Австрии и России разные, особенно Урала.

ЕГП: Когда этот инструмент приехал, нам было его очень жаль – ему было очень холодно. Человек, который его встречал, поставил его у батареи – очень удачно, что его не разорвало – такие перегрузки огромные – струн на корпус. Его, так или иначе, особенно при перемене температуры, начинает перекореживать. Еще одна интересная особенность – но это у всех струнных инструментов – сам гриф зимой опускается, а летом поднимается. Все живое.

Сейчас рядом с инструментом всегда стоит банка с водой – ему нужна влага. В Европе климат более влажный. Если из корпуса не дай бог начнет выходить влага, могут пойти трещины. К сожалению, такое бывает. Но на сегодняшний день, я надеюсь, нам удастся его сохранить в таком состоянии как можно дольше.

СМИ: О пятой струне, наконец, расскажите…

ЕГП: Вся фишка этого контрабаса именно в 5 струне. Дело в том, что в камерном музицировании контрабасу часто приходится исполнять партию виолончели. А там самая нижняя струна настраивается на ноту «до», а у нас все заканчивается нотой «ми». Какой-то умный человек (много было попыток найти эту ноту «до») придумал 5 струну. Она более толстая – естественно, что она обогащает диапазон. Камерный оркестр зачастую из-за того, что у струнных камерных оркестров репертуар не шибко богатый, ограничен в использовании произведений, которые написаны для более малых составов – для квартетов, для квинтетов. Там не всегда присутствует партия контрабаса. И когда ставится ноты – они одинаковые для виолончели и контрабаса – ничего не меняется, просто контрабас октавой ниже, чем виолончель. Вот и получается удвоение басового звука. И с появлением 5 струны мы сможем воспроизводить звук во всей палитре. Сколько есть нижних звуков у виолончели, столько есть и у контрабаса и можно спокойно играть, не перестраиваясь. Я, если честно, очень рад очень, что у нас появился именно такой инструмент, именно с 5 струной.

ЛВВ: Вообще в Екатеринбурге очень мало хороших инструментов – потому, что все мастеровые, дорогостоящие, именные инструменты, конечно сосредоточенны в столицах. Там есть фонд старинных инструментов, и многие музыканты, которые ведут активную концерт деятельность, берут инструменты в аренду. В оркестрах, в которых сосредоточено больше качественных инструментов – очень отличается от среднестатистических оркестров, в которых сосредоточены фабричные скрипки, не дай бог еще и советского производства. И когда в оркестре появляются инструменты с хорошим качеством звука, улучшается качество звучания оркестра в целом. Краска оркестра - одна из основных эстетических категорий, за которыми слушатель приходит в зал, он хочет получить удовольствие от звука. И вот этот контрабас шаг к этому.

СМИ: Расскажите, что будет представлено сегодня на концерте?

ЕГП: Первое отделение будет посвящено более академичной музыке. Начну с небольшой пьески просто для контрабаса соло. Чтобы просто познакомить слушателей со звучанием инструмента. Затем мы взяли часть октета Феликса Мендельсона. Он написан для 8 инструментов, и там как такой контрабас не предусмотрен. К этому произведению уже обращались, но не хватало басового голоса. И, наконец, у нас появилась возможность этот голос удвоить. Исполним партию второй виолончели. Октет приобрел необходимое качество звучания, и мы представим его на суд публики. Прекрасное произведение, достаточно большое. Представление о возможности инструмента в камерном оркестре можно будет оценить сполна, поскольку там он проявляется с наилучшей стороны. В этом плане очень приятно. Потом вспомним мелкие пьесы. В частности, «Слона» Камиля Сен-Санса - специально написана для контрабаса. Прозвучит немного другая аранжировка для камерного оркестра. Но, тем не менее, инструмент покажет свое слоновье нутро. Потом исполним вальс Шостаковича. Второе отделение будет посвящено в основном джазовой и околоджазовой музыке и даже будет немного рока. Интересно, что изначально мы хотелись обойтись в программе без ударных, но все же в конце подключили ударника, чтобы подчеркнуть джазовость и роковость представления.

Комментировать