March 18, 2009, 10:08 AM

Владимир Сёмин: «Организация единой системы регистрации прав и кадастра повысит качество государственных услуг»

<P align=justify>Владимир Сёмин, директор федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области - VIP-гость информационного агентства «Европейско-Азиатские новости».

Владимир Сёмин, директор федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области - VIP-гость информационного агентства «Европейско-Азиатские новости». Вопросы принимались в течение двух недель на сайте www.eanews.ru. Сегодня мы публикуем ответы на вопросы пользователей сайта ИА «ЕАН».

ФИО, ник: Иванова Лена
E-mail: sarkilarisa @ ru
Вопрос:
Уважаемый Владимир Семин! Несет ли ответственность кадастровая палата, если имеются земельные нарушения при поставке на кадастровый учет (к примеру, нарушены технические условия и санитарные нормы)? Если нет, то кто ответит за это? Скажите, пожалуйста, можно ли ставить на кадастровый учет по разным кадастровым кварталам смежных землепользователей, находящихся на одном участке, но имеющих почему-то разные почтовые адреса? Благодарю Вас заранее.

Специалистами кадастровой палаты при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков осуществляются проверки сведений в предоставленных документах на предмет наличия либо отсутствия предусмотренных ст. 26, 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон) оснований для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. Такими основаниями, соответствующими требованиям законодательства по формированию земельных участков, являются:
- соответствие размера земельного участка установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;
- обеспечение доступа к земельному участку, образованному в результате преобразования земельного участка (в том числе путем установления сервитута);
- образование земельных участков не должно приводить к образованию вклиниваний, вкрапливаний, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков;
- границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
- не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
В результате проведенных проверок должностным лицом органа кадастрового учета принимается решение об осуществлении кадастрового учета либо об отказе или приостановлении в осуществлении кадастрового учета. В случае если принимается решение о постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет, а вышеперечисленные требования к формированию земельных участков согласно представленных документов не соблюдены, то за принятие неправомерного решения при осуществлении учетных действий предусмотрена административная ответственность согласно установленным требованиям законодательства Российской Федерации, а именно статьей 14.35 федерального закона № 66-ФЗ от 13 мая 2008 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 66-ФЗ). Согласно указанной статьи Закона 66-ФЗ, уполномоченным должностным лицам органа кадастрового учета предусмотрена ответственность в виде наложения административных штрафов в следующих случаях:
1. Несвоевременного или неточного внесения сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр недвижимости должностными лицами органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или подведомственных данному органу государственных учреждений;
2. Незаконного отказа в предоставлении или несвоевременного предоставления должностными лицами внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений;
3. Нарушения установленного законом порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости должностным лицом, ответственным за представление в указанном порядке документа, содержащего недостоверные сведения.
Вместе с тем, ответственность за осуществление кадастровой деятельности, заключающейся в подготовке необходимых для государственного кадастрового учета документов, несет кадастровый инженер или лицо, считающееся кадастровым инженером (сегодня это межевые организации). Так, в случае внесения лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, вышеназванному лицу предусмотрена административная ответственность (вплоть до уголовной ответственности).

Для выполнения указанных работ кадастровый инженер должен иметь квалификационный аттестат, который может быть аннулирован в случаях, предусмотренных ст. 29 Закона, в том числе за неоднократное принятие в течение календарного года органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубыми нарушениями кадастровым инженером требований, установленным Законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ( за исключением случаев, если такое решение было признанно недействительным в судебном порядке).

Что касается вопроса о постановке на учет участка, относящегося к разным кадастровым кварталам, сообщаю, что в соответствии с положениями Закона, Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции от 20.02.2008 № 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» с 1 марта 2008 года не предусмотрено проведение государственного кадастрового учета земельного участка с наименованием «единое землепользование» (то есть составного земельного участка, в состав которого входят 2 и более обособленных друг от друга земельных участков, как в одном, так и в нескольких кадастровых кварталах), т.к. в законе отсутствует понятие «единое землепользование», а также ввиду отсутствия в сведениях государственного кадастра недвижимости сведений о составе земельных участков.

В случае, если вновь образованный участок делится условными линиями кадастрового деления, государственный кадастровый учет такого земельного участка будет проводиться в условном кадастровом квартале с наименованием «землепользование», границы которого совпадают с границами кадастрового района.

ФИО, ник: Надежда Соколова
E-mail:
Вопрос:
Добрый день, Владимир! Хотелось бы уточнить, как ведется учет размеров садовых земельных участков? Есть ведь, я так понимаю случаи, когда садоводы незаконно присваивают себе какие то земли, помимо уже имеющихся. Как осуществляется контроль в этом направлении?

Государственный кадастр недвижимости это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, в том числе о земельных участках.

Сведения о площади земельных участков, не зависимо от вида разрешенного использования, могут содержаться в государственном кадастре недвижимости в квадратных метрах как с округлением до одного квадратного метра с указанием погрешности вычисления (то есть границы земельного участка установлены на местности), так и декларированной площади (то есть границы земельного участка не установлены).

Действующее законодательство (федеральный закон № 93-ФЗ «Дачная амнистия»), предусматривает возможность государственной регистрации права собственности гражданина на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на каком либо праве до введения в действие Земельного кодекса, то есть 29.10.2001, также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в правоустанавливающем документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка и в случае, если границы земельного участка не установлены.

При уточнении границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в его осуществлении в случае, если площадь этого земельного участка больше площади, сведения о которой содержаться в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

При уточнении границ земельного участка кадастровым инженером проводится согласование местоположения границ с лицами, обладающими на каком либо праве смежными земельными участками.
Государственный земельный контроль за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства осуществляют территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

ФИО, ник: Olga
E-mail:
Вопрос:
Здравствуйте, подскажите, правда ли что в скором времени кадастровая палата и регистрационная служба будут объединены? Если да, то с какой целью?

Согласно Указу Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» объединению подлежат органы государственной исполнительной власти, такие как Федеральная регистрационная служба, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство геодезии и картографии. Земельная кадастровая палата является государственным учреждением подведомственным Роснедвижимости, а, следовательно, не является органом власти и после реорганизации у кадастровой палаты сменится учредитель в лице созданной службы с изменением функций и организационно-правовой формы на федеральное автономное учреждение. В дальнейшем в каждом субъекте РФ на базе существующих Управлений Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии по соответствующему субъекту будет создан один территориальный орган, выполняющий контрольные функции и автономное учреждение с исполнительными функциями по кадастровому учету, регистрации прав на недвижимое имущество и предоставлению пространственных данных.

Данное объединение, прежде всего, служит для удобства заинтересованных лиц в связи с объединением всех сведений об объектах недвижимости и регистрации прав на них в одном информационном ресурсе, а, следовательно, и заявители будут обращаться в одно окно. Создание единого информационного ресурса также позволить устранить дублирование и противоречивость информации, содержащейся на сегодняшний день в разрозненных информационных системах, позволить повысить качество предоставляемых государственных услуг, унифицировать административные процедуры и повысить управляемость.

ФИО, ник: Николаев Т.А.
E-mail:
Вопрос:
Владимир Федорович, какие перемены Вы заметили в вашем секторе деятельности с приходом мирового финансового кризиса?

Финансовый кризис на основную работу кадастровой палаты повлиял не существенно. Так, количество обращений о государственном кадастровом учете, изменении характеристик и предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилось в полтора раза и продолжает расти.

ФИО, ник: Владелец
E-mail:
Вопрос:
Где можно сделать выписку из кадастра? Какие документы необходимо иметь при себе? Какова стоимость этой процедуры?

Порядок предоставления по запросам заинтересованных лиц сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), определен ст.14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007.

Общедоступные сведения, внесенные в ГКН, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.

Для получения сведений государственного кадастра недвижимости необходимо обращаться в территориальные отделы Управления Роснедвижимости по Свердловской области по месту расположения земельного участка. Адреса и телефоны территориальных отделов Управления Роснедвижимости по Свердловской области Вы можете найти на сайте: www.r66.kadastr.ru.

Для получения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета необходимо представить:
1. Запрос о предоставлении сведений ГКН с указанием кадастрового номера или адреса (местоположения) земельного участка;
2. Документ, удостоверяющий личность заявителя;
3. Документ, подтверждающий оплату госпошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (до внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ предоставление сведений ГКН осуществляется бесплатно).
Дополнительно могут быть также представлены следующие документы:
* Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя;
* Документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени юридического лица без доверенности;
* Документ, подтверждающий право получать сведения ограниченного распространения.

ФИО, ник: товарищ неравнодушный
E-mail:
Вопрос:
Расскажите о «дачной амнистии». Чем она закончилась (если закончилась), каковы результаты? В чем ее польза или, может быть, вред?

«Дачной амнистией» назван Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», вступивший в силу с 01.09.2006. Этот закон упрощает процедуру оформления прав граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 25.10.2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права. Под действие закона также попадают объекты недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство (например, дачные и садовые домики, гаражи и т.п.); объекты индивидуального жилищного строительства, расположенные на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Оформление в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества не распространяется на земельные участки, предоставленные в аренду или безвозмездное срочное пользование.

Суть упрощенного порядка регистрации прав на земельные участки согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заключается в том, что для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок потребуется только два документа: кадастровый паспорт соответствующего земельного участка и документ о предоставлении земельного участка гражданину. К такому документу могут относиться:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на земельный участок.

Ограничение срока действия «дачной амнистии» не установлено. Необходимо обратить внимание, что Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что до 01.01.2010 единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на предназначенном для этого земельном участке и содержащим его описание, является технический паспорт объекта. После 01.01.2010 для государственной регистрации прав потребуется технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство.
Реализация Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» направлена на:
1) сокращение срока оформления прав на земельные участки и объекты капитального строительства, попадающие под действие закона;
2) увеличение количества граждан, надлежащим образом оформивших свои права на объекты недвижимости;
3) пополнение и уточнение базы налогоплательщиков;
4) возможность вовлечения в гражданский оборот большего количества объектов недвижимости;
а также ряд других.

ФИО, ник: Жора
E-mail:
Вопрос:
В Вашей биографии сказано, что при Вашем участии «разработаны, а законодательными и исполнительными органами власти области приняты, ряд областных законов и программ». Какой закон вы считаете самым важным из разработанных Вами?

Постановление Правительства Свердловской области от 17 августа 1998 г. № 838-П
"О программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Свердловской области»,
Закон Свердловской области от 2 декабря 2002 г. N 50-ОЗ "Об областной государственной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Свердловской области» на 2003-2007 годы"
Так как эти нормативные акты были направлены на обеспечение развития государственного кадастра объектов недвижимости на территории Свердловской области, на территории которой собственно кадастровая палата осуществляет свои функции

ФИО, ник: Lina
E-mail:
Вопрос:
Каким образом производится оценка земель? Что влияет на стоимость земли?

Государственная кадастровая оценка земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», которое определяет порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей. Государственная кадастровая оценка земель (далее - Оценка) проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Оценка проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Оценка основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (удельный показатель кадастровой стоимости). Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно- технические документы, необходимые для проведения государственной оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (разрешенного использования), категории земель и площади земельного участка.

ФИО, ник: Нестор Петрович
E-mail:
Вопрос:
Где учат кадастровому делу?!

На сегодняшний день в городе Екатеринбурге ряд учебных заведений готовит специалистов по ведению государственного кадастра объектов недвижимости - это
«Уральский государственный горный университет» (а также колледж при данном ВУЗе) специальность «городской кадастр», «земельный кадастр», «градостроительный кадастр»;
«Уральская государственная сельскохозяйственная академия» по специальности «землеустройство;
«Уральский государственный лесотехнический университет» специальность «земельный кадастр»;
«Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» специальность «земельно-имущественные отношения».
Одним из самых авторитетных учебных заведений в России по подготовке специалистов данного профиля считается «Государственный университет по землеустройству» (г. Москва).

ФИО, ник: садовод-любитель
E-mail:
Вопрос:
На основе каких юридических документов можно доказывать свою правоту в самых простых земельных спорах?

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В каждом конкретном случае необходимо предоставлять те документы, которые подтверждают обоснование, предъявленных Вами требований. Например, в случае, если Вы заключили договор купли-продажи земельного участка в простой письменной форме, не удостоверяя его нотариально, но в установленном законом порядке не зарегистрировали свое право на него и на сегодняшний день продавец этого земельного участка убыл из данного населенного пункта и вы не можете его найти, Вам придется признавать права собственности на земельный участок в судебном порядке. Для подтверждения факта существования такого земельного участка необходимо обратиться в орган кадастрового учета по месту нахождения земельного участка получить сведения в виде кадастрового паспорта земельного участка. Для подтверждения того, что продавец являлся собственником послужит, документ, на основании которого у него возникло право, дополнительными доказательствами могут служить сведения из Единого государственного реестра прав, а также иного органа, ранее осуществляющего такую регистрацию. При споре о границах земельного участка подтверждающими документами могут служить кадастровый паспорт земельного участка, схема расположения земельного участка (проект границ земельного участка), а также межевой план, который содержит акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями или иная землеустроительная документация.

ФИО, ник: Галина Витальевна
E-mail:
Вопрос:
Добрый день! Я хочу приобрести земельный участок, который принадлежит муниципалитету. Куда мне обратится?

Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность, в аренду или в безвозмездное срочное пользование органами местного самоуправления.

Предоставление земельных участков в собственность граждан осуществляется за плату, в некоторых случаях земельный участок может быть предоставлен в собственность граждан бесплатно. Земельные участки предоставляются в собственность садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно в случае, если эти земельные участки были предоставлены садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в аренду до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 29.10.2001.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Таким образом, для предоставления земельного участка Вам необходимо с соответствующим заявлением обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Ник: К.А.
Вопрос:
Какие документы нужны, чтобы выйти из долевой собственности на земельный участок, приватизировать его и куда при этом надо обратиться?

Имея долю вправе общей долевой собственности, Вы уже являетесь собственником, в связи с чем, приватизация данного земельного участка не требуется. Лицо, обладающее долей в вправе общей долевой собственности на земельный участок, может выделить свою долю в установленном законом порядке. Собственники земельного участка принимают решение о разделе этого земельного участка и заключают соглашение между собой, затем регистрируют право собственности на вновь образованные земельные участки.

При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право (с его согласия) на выплату стоимости его доли другими участниками долевой собственности. С получением выплаты или компенсации выделяющийся собственник утрачивает право на долю в общем имуществе.

Европейско-Азиатские новости.

Комментировать