June 25, 2009, 6:30 AM

Бюджетное послание Эдуарда Росселя

<STRONG>Выступление губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области НА 2010 ГОД»:</STRONG><BR>
Выступление губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области НА 2010 ГОД»:

Уважаемые участники совместного заседания палат Законодательного Собрания Свердловской области!
В соответствии с Уставом Свердловской области представляю вам Бюджетное послание губернатора Свердловской области на 2010 год.
Обращаю ваше внимание, что ранее мы с вами говорили о перспективах области на 3-летний период. Однако сегодня, когда ситуация в мировой и российской экономике остаётся нестабильной, анализировать финансовые параметры, которых мы достигнем в среднесрочной перспективе, считаю, преждевременно. Сегодня от нас требуется, прежде всего, чёткая и продуманная оценка бюджета именно следующего 2010 года.

Прежде всего, хочу отметить, что бюджетная политика нашего региона должна находиться в строгом соответствии с теми задачами, которые ставит перед нами Президент России. Представляя Бюджетное Послание на совещании с членами Правительства и руководителями палат Федерального Собрания, Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период». Давайте будем этому и следовать.

Бюджет в решающей мере предопределяется общей ситуацией в экономике. Каковы основные тенденции в этой сфере на текущий период? Начну с фактов. Мировой финансовый кризис вызвал резкое снижение цен на целый ряд важнейших для области товаров. Так, на Лондонской бирже металлов до кризиса медь стоила 7 тысяч долларов за тонну, а в мае этого года – 4,7 тысячи. Алюминий стоил 2,3 тысячи долларов за тонну, а в мае – 1,2 тысячи. Если в июле 2008 года тонну стального листа покупали за 1,3 тысячи долларов, то сегодня тонну листа берут по 450 долларов. И по другим позициям порядок цифр такой же.

Понятно, что вследствие этого уменьшилась прибыль наших предприятий, а потому произошло существенное снижение по налогу на прибыль: эти поступления сократились в 3 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. А ведь налог на прибыль – основной для нашего бюджета.

Барометром экономики можно смело назвать показатели работы железной дороги. Так вот: в декабре прошлого года, погрузка по сравнению с докризисным периодом уменьшилась на 45 процентов!

Помимо общего снижения производства в экономике активно проросли и те сорняки, которые засеивались в ней в прошлые годы. Не секрет, что экономика прошлых лет во многом была экономикой кредитного бума. Долговая пирамида постоянно раскручивалась, приводя к появлению внутренне противоречивых и, в конечном счёте, нежизнеспособных механизмов хозяйственного роста. И когда на Западе данный механизм обрушился под тяжестью собственного веса, по «эффекту домино» спад дошёл и до нас. Набранные кредиты, которые очень сложно отдать, - это сегодня бич и западной, да и российской экономики.

Не хочу, как у нас иногда бывает, всё валить на «чужого дядю». Хотя кризис родился в США, там набрал обороты, мы тоже несём за него долю своей вины. Разве не мы поддались влиянию «финансовых пузырей»? Вместо того, чтобы активно развивать технологии, мы механически эксплуатировали рост цен на сырьевые товары. А когда вся порождённая «пузырём» составляющая этого роста исчезла, оказались не готовыми к новой реальности.

Природа экономического кризиса – это слишком сложный вопрос, чтобы дать на него простой и чёткий ответ. Наш с вами опыт и имеющиеся у нас данные позволяют утверждать, что о наших экономических бедах ещё рано говорить в прошедшем времени. Кризис ещё не достиг своего дна. А потому всем нам нужно готовиться к очень непростому периоду развития, в ходе которого мы обязаны будем отдать все наши силы, чтобы выстоять и вернуться к экономическому росту.

Причём это должен быть рост на совершенно новой основе. После кризиса мир будет принципиально иным. И мы уже сегодня должны формировать базу для того, чтобы войти в новую экономическую реальность максимально подготовленными. Эта задача выходит за рамки собственно бюджетной политики и Бюджетного послания, но она является ключевой. Хочу, чтобы мы с вами – и депутаты, и правительство области - строили свою работу именно на основе понимания этого факта.

Органы государственной власти Свердловской области, столкнувшись с кризисными явлениями, предприняли необходимые меры для того, чтобы стабилизировать ситуацию. Была разработана Программа действий, которая в настоящее время эффективно реализуется.

Один из наиболее характерных примеров - за минувший период нам удалось спасти нашу банковскую систему, которая в разгар кризиса оказалась фактически на грани развала. Сегодня банки стабильно работают, платежи идут. Целый комплекс мер был реализован также в сфере поддержки областной промышленности, малого и среднего бизнеса, занятости.

Ситуация остаётся непростой, но сегодня мы постепенно выходим из того трудного положения, в котором оказались к концу прошлого года. Так, если в феврале 2009 года выпуск промышленной продукции области составлял лишь 69 процентов от объёма производства в соответствующем периоде прошлого года, то в марте - 80 процентов, а в апреле – 84 процента. Аналогичные тенденции отмечались и в мае, и в июне. Эти цифры свидетельствуют, что загрузка предприятий после того шока, который мы испытали в конце 2008 года, с каждым месяцем возрастала.

Происходит и рост грузоперевозок на железной дороге, хотя и очень медленный. Так, в мае объём грузоперевозок вырос на 4 процента по отношению к апрелю. Но всё равно докризисного уровня мы далеко не достигаем. В целом Свердловская железная дорога предполагает по итогам 2009 года снижение погрузки на 24 процента по отношению к прошлому году. Это ещё раз подчёркивает тот нерадостный факт, что впереди нас ждёт очень непростой период.

Уважаемые коллеги!
К числу тех направлений, где удалось достичь определённого успеха, мы должны отнести сферу занятости. Рост безработицы в настоящее время остановлен. Не скрою - мы прогнозировали безработицу в количестве 200 тысяч человек, но остановили её на уровне 85 тысяч человек. Более того, сегодня наметилась робкая тенденция увеличения занятости: за последний месяц примерно на тысячу человек. А вот то, что стабильно растёт количество заявляемых работодателями вакантных рабочих мест, не может не радовать. На сегодняшний день у нас 33 тысячи вакансий – это в 2,5 раза больше, чем в марте.
Этот небольшой успех не пришёл просто так. Мы добились его благодаря тому, что сумели разработать и защитить в федеральных органах государственной власти программу содействия занятости населения. Объём её финансирования – около 1,6 миллиарда рублей, это одна из самых крупных программ по Российской Федерации.
В рамках данной программы организуются общественные работы почти для 80 тысяч наших сограждан, в том числе 700 рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса. Каждому жителю, утратившему работу, предоставляется возможность потрудиться на общественных работах.
В целом, сегодня нам уже удаётся контролировать положение. И хоть экономических угроз ещё немало, ситуация носит управляемый характер.

Уважаемые участники заседания!
Бюджет – это главный финансовый закон Свердловской области и одновременно наша конкретная антикризисная программа на 2010 год. Именно от эффективности бюджетной политики будет зависеть решение социальных и экономических задач по стабилизации ситуации и созданию предпосылок для возобновления хозяйственного роста.
Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в Бюджетном послании чётко определил ключевые принципы бюджетной политики на федеральном уровне. Применительно к ситуации в Свердловской области и имеющимся у нас полномочиям я бы представил их следующим образом.

Первое: на всех уровнях бюджетной системы должны неукоснительным образом выполняться все принятые государством социальные обязательства. Мы не имеем ни юридического, ни морального права решать экономические проблемы за счёт людей. Все важнейшие социальные обязательства областного бюджета, все расходы, направленные на поддержку жителей Среднего Урала, и, прежде всего, наименее обеспеченных слоёв, должны выполняться в полном объёме.

Второе. Сбалансированность бюджета. Непростое положение в экономике может заставить нас допустить дефицит бюджета, обратиться к различным мерам по повышению доходов, в том числе к заимствованиям. Но при этом важно, чтобы строго соблюдалась сбалансированность доходной и расходной частей бюджета, чтобы мы не начали жить за счёт своего собственного будущего, наращивая долговую нагрузку на бюджеты следующих лет. Мы должны жить «по средствам», обеспечивая свои расходы доходными источниками.

Третье. Эффективность и экономия. Если говорить коротко, то в условиях кризиса особенно важен принцип: нужно при минимальных расходах получать максимальный социальный и экономический эффект. Нам предстоит в полном объёме задействовать все инновационные механизмы бюджетирования, которые позволяют выполнить это требование. Речь идёт об активном использовании методов «управления по результатам», программно-целевого метода и так далее.

Часть работы по повышению эффективности использования бюджетных средств – это их экономия. Кризисные условия диктуют необходимость сокращения расходов. Мы должны проанализировать все направления, на которые тратим средства, и найти резервы для сокращения затрат.

Мощный резерв экономии средств – это эффективное проведение государственных закупок. Приведу только один пример. Вы знаете, что закупки можно проводить через конкурс, аукцион или электронные торги. Так вот, при проведении конкурсов или аукционов на один лот в среднем приходится в два раза меньше заявок, чем при проведении электронных торгов. Таким образом, наибольшая конкуренция, а, значит, и наибольшая экономия происходит при электронных торгах. Но пока мы эту форму используем мало: менее одного процента от всех закупок Свердловской области. Значит, резервы у нас тут ещё есть.
Четвёртое. Реализация принципов социального партнёрства, привлечение средств частного бизнеса к решению социальных задач.

Кризис – это общая проблема, и решать её нужно сообща, на основе совместной работы органов государственной власти с представителями бизнеса.

На необходимость чёткой реализации принципов социального партнёрства строго указал Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин во время своей встречи с руководителями органов власти и собственниками предприятий в городе Пикалёво. У нас в Свердловской области тоже немало моногородов. И в Нижнем Тагиле, и в Североуральске, и в Кушве, и в других городах владельцы градообразующих предприятий должны в полной мере нести свой груз ответственности за решение вопросов, связанных с занятостью и социальной поддержкой людей, потерявших работу.

В ходе встречи с Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым, которая состоялась в Екатеринбурге во время саммита ШОС, я доложил главе государства о некоторых наших неэффективных собственниках и сказал, что мы будем с ними очень жёстко разбираться. Президент меня не просто поддержал – он дал мне прямое указание этим заниматься. И это поручение главы государства мы обязательно выполним.

Пятое. Участие в федеральных программах. Сегодня федеральные органы власти оказывают нашей области очень большую помощь в реализации антикризисной политики. Мы получаем существенные средства на программы в сфере занятости, поддержки предпринимательства, развития ЖКХ и так далее.

Эту работу надлежит продолжать и наращивать. Общий объём средств, которые на федеральном уровне выделяются на решение стабилизационных задач, огромен – около трёх триллионов рублей. Эти средства будут расходоваться не где-то, а в регионах, в субъектах Федерации. И наша задача – привлечь на территорию области максимальный объём ресурсов.

Теперь от стратегии и общих принципов бюджетной политики, перейдём к задачам в отдельных секторах социально-экономического комплекса. И начать этот разговор необходимо с социальной сферы.

Первый и ключевой вопрос в данной сфере – политика доходов жителей области. Важнейшая задача, которая стоит перед нами, - это в непростых социально-экономических условиях сохранить достойный жизненный уровень людей, защитить их социальные интересы.

Хочу отметить, что на этом пути уже было сделано немало. Уровень заработной платы бюджетников существенно вырос. Так, в предыдущие годы за счёт реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения мы значительно повысили заработную плату врачей, и теперь она у нас одна из самых высоких в Уральском федеральном округе. Также произошло повышение средней зарплаты в сфере образования: на сегодня она фактически достигла 16 тысяч рублей, что примерно соответствует средней зарплате в промышленности.

Только за прошлый 2008 год среднемесячная заработная плата работников бюджетных организаций увеличилась от 20 до 40 процентов. Причём наибольшее увеличение – на 40 процентов - произошло именно в тех сферах, которые традиционно отставали по уровню заработной платы – в учреждениях культуры и искусства, в сфере социального обслуживания.

Конечно, сегодня экономические условия вряд ли позволят обеспечивать те же темпы роста заработной платы, которые мы имели в предыдущий период. Но, несмотря на сложные условия, нужно продолжать работу по сохранению жизненного уровня уральцев.

Кроме того, и сами механизмы выплаты заработной платы должны совершенствоваться.

Обращаю ваше внимание: с 2010 года должно начаться введение новых систем оплаты труда во всех бюджетных отраслях, для работников всех бюджетных учреждений области. Ставлю задачу областному правительству – грамотно и качественно подготовить данный переход. В условиях кризиса мы не имеем права нервировать общество и должны гарантировать защиту всех социальных прав людей.

И конечно, наша общая задача – депутатов, правительства, глав муниципального образования, собственников предприятий, профсоюзов – не допускать такого явления, как долги по зарплате. В бюджетной сфере данного явления вообще не должно быть – чиновники, которые допустят подобное, будут нести персональную ответственность.

Что касается предприятий, имеющих долги по зарплате, поручаю правительству области взять каждое из них под строгий контроль. По каждому такому объекту должны быть последовательно применены все способы убеждения – от переговоров и консультаций до обращения в прокуратуру и возбуждения уголовных дел. Ни один директор, который не платит людям зарплату, не будет спокойно жить в Свердловской области!

Общая установка, из которой мы с вами должны исходить в 2010 году – сохранение того уровня оплаты труда, который был достигнут. Выполнить это требование в бюджетной сфере – это поручение правительству и просьба к вам, уважаемые депутаты.

Свердловская область на протяжении последних лет по многим социальным показателям, прежде всего, по уровню развития здравоохранения, являлась одним из лидирующих регионов России. Чтобы сохранить эти тенденции, нам предстоит продолжить ранее начатые направления работы.
Так, в числе приоритетных задач находится приближение высококвалифицированной медицинской помощи к людям. В частности, нам предстоит ввести в строй одиннадцать диализных центров. Они территориально будут распределены таким образом, чтобы жители области во всех муниципальных образованиях смогли получить необходимую помощь в самые короткие сроки. У нас вообще в этом направлении осуществляется первая и самая крупная в России региональная программа. Аналогичное направление работы реализуется по строительству сосудистых центров, а также по ряду иных направлений предоставления высокотехнологичных медицинских услуг.

В плане развития специализированной медицинской помощи у нас в Свердловской области сделано уже очень многое: работают одни из лучших в стране кардиологические и онкологические центры, центр детской онкогематологии, центр детской челюстно-лицевой хирургии «Бонум» и так далее. Но в предстоящий период должны появиться новые объекты. Так, на базе областной клинической больницы №1 предстоит открыть один из самых современных в России трансплантационных центров. Необходимо продолжить строительство перинатальных центров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, завершить строительство областного противотуберкулезного центра. Нам предстоит модернизировать станции переливания крови, оснастив их самым современным оборудованием, которое обеспечит проведение всех операций с донорской кровью по европейским стандартам безопасности.

Новые объекты здравоохранения в 2010 году должны войти в строй в муниципальных образованиях: в Артях - центральная районная больница, в Нижнем Тагиле – станция переливания крови, в Туринске – детская больница с поликлиникой и так далее.

Также надлежит продолжить реализацию программы создания общих врачебных практик. В этой сфере у нас уже накоплен очень хороший опыт. Там, где работают общие врачебные практики, смертность от инфарктов и инсультов сокращается в 3-4 раза, материнская и младенческая смертность снижаются до нуля. На сегодняшний день у нас открыто уже около 270 ОВП. Предстоит и далее продолжать строительство практик, и к 2011 году довести их количество до 345-ти.

Повышенное внимание следует уделять развитию трассовой медицины. Мы должны сделать так, чтобы от любого места, где произошло дорожно-транспортное происшествие, до пункта экстренной медицинской помощи можно было добраться за считанные минуты. Сейчас у нас действует 11 трассовых пунктов, чтобы выполнить эту задачу, мы должны, как минимум, удвоить их количество.

Все наши важнейшие программы – «Мать и дитя», «Кардиохирургия», «Онкогематология» и иные - будут продолжаться. Они на деле доказали свою эффективность, и огромную пользу, которую приносят людям. Поэтому их финансирование по-прежнему остаётся в числе наших приоритетов.

Теперь, что касается сферы образования. В этом направлении мы многого добились, реализуя приоритетный национальный проект. Так, по итогам 2008 года к Интернету подключено 100 процентов школ, то есть 1136 образовательных учреждений. Наша задача: сохранить созданную базу и обеспечить бесперебойный интернет-трафик. Все учащиеся Свердловской области должны иметь равные возможности пользоваться современными информационными базами, иметь доступ к областным и федеральным информационным ресурсам.

Решением Президента Российской Федерации 2010 год объявлен «Годом учителя». В этой связи правительство области, главы местного самоуправления должны разработать план мероприятий по проведению Года учителя в нашем регионе, предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию профессионального мастерства учителей, улучшению социально-бытовых условий их деятельности, повышению социального престижа профессии педагога.

Особое внимание необходимо уделить сельским школам. Нужно понимать: если мы ликвидируем в деревне школу, у такой деревни нет перспектив. Поэтому, не отказываясь от общей идеи реструктуризации бюджетной сети, нам необходимо в каждом случае подходить к вопросу конкретно - либо сохранять малокомплектные школы, либо предусматривать все необходимые меры для получения детьми образования в других населенных пунктах, включая расходы на проживание и транспорт.

В 2010 году по всей России вводятся новые федеральные стандарты в сфере общего и профессионального образования. Обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, что необходимо будет привести в соответствие с ними и законодательные акты Свердловской области.

В сфере школьного образования есть ещё один важный вопрос. Сегодня у нас в среднем по муниципалитетам соотношение педагогического персонала и административно-технического – 65 на 35 (то есть 65 процентов - педагоги, 35 процентов - не педагогический состав). Но Президентом России утверждены критерии эффективности для субъектов Федерации, и указанный там норматив – 70 на 30. Мы допускаем перерасход на технический и административный персонал.

Да, 5 процентов – вроде бы немного, но, как известно, даже маленькая течь может погубить большой корабль. Поэтому наши уважаемые главы муниципалитетов обязаны выполнить федеральный норматив и «обнулить» все лишние расходы. А то у нас в одной школе порой по 10-12 завучей, да еще целый бухгалтерский дивизион, как будто это не школа, а какой-то крупный банк.

Ещё одна принципиальная задача, которую мы должны решить - это создание системы непрерывного профессионального образования. Считаю, что мы недостаточно внимания уделяем подготовке высококвалифицированных рабочих кадров. Правда, начало положено: мы перешли к практике выплаты губернаторских стипендий за успешное освоение рабочих профессий. И ещё об одном, возможно, наиболее знаковом проекте в сфере образования. Речь идёт о создании Уральского федерального университета, который должен соединить воедино колоссальные научные и образовательные возможности Среднего Урала. В предстоящий период нам необходимо выполнить все организационные и проектные работы по созданию Университета, а далее – непосредственно перейти к его строительству.

Уважаемые участники заседания! Важную роль в предстоящий период будет играть усиление мер по социальной защите.

Свердловская область в последние годы и в текущем 2009 году непрерывно наращивала объёмы социальной помощи людям. Так, на 70 процентов мы увеличили ежемесячное пособие на ребёнка, существенно подняли вознаграждение приёмным родителям.
В 2010 году достигнутый уровень социальной поддержки граждан необходимо сохранить.
Обращаю ваше внимание на решение специального заседания совета общественной безопасности Свердловской области, на котором мы рассмотрели вопрос, связанный с пожарной безопасностью наших интернатов для пожилых людей.
Было принято решение предусмотреть финансирование соответствующих мероприятий в отношении 4-х объектов, на которых меры по пожарной безопасности нужно усиливать в безотлагательном порядке: Тавдинского, Красногвардейского, Берёзовского и Билимбаевского психоневрологических интернатов. Прошу правительство области предусмотреть соответствующие расходы в бюджете.
Сегодня государство уделяет большое внимание вопросам поддержки инвалидов. При Президенте Российской Федерации создан совет по делам инвалидов. В Свердловской области указом губернатора также создан такой совет. Приведу только один пример того, какие задачи перед нами стоят в этой сфере деятельности. Понятно, что никакие пособия не заменят инвалиду возможность самостоятельно зарабатывать деньги. В свою очередь, это невозможно без хорошего образования. Ставлю перед правительством области задачу: сформировать специальную систему мер по профессиональному обучению лиц с ограниченными возможностями, предусмотрев в бюджете соответствующие средства. А депутатов прошу меня поддержать.

Важнейшим направлением нашей работы в предстоящий период станет активная жилищная политика. Жильё – это и важнейший параметр качества жизни людей, и мощная отрасль экономики, влияющая на развитие многих смежных отраслей.

Сегодня на территории нашей области реализуется самый крупный жилищный проект в стране – это строительство района «Академический» в Екатеринбурге. Недавно, как вы знаете, на этом объекте побывал Президент России и дал высокую оценку проводимой работе.

Чтобы увеличить доступность жилья, нужно усиливать поддержку индивидуального жилищного строительства. Сейчас в этой сфере разработаны технологии строительства жилья эконом-класса – недорогого и доступного большинству людей. Например, завод «Ураллеспром» производит материалы для деревянного домостроения со стоимостью квадратного метра жилья уже 10-12 тысяч рублей, а когда-то было 20 тысяч рублей. Потенциал, который содержится в таких технологиях, нужно обязательно использовать.

Особо хочу напомнить, что Президент России поставил задачу к 1 мая 2010 года полностью решить проблему обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны. В Свердловской области 650 ветеранов войны к 65-летию Великой Победы должны получить отдельные квартиры. Прошу председателя Правительства взять этот вопрос под личный контроль.

Важную часть нашей работы в предстоящий период составит реализация программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В начале 2009 года нашей области из федерального бюджета было выделено около 1,5 миллиардов рублей, а затем ещё 5 миллиардов на переселение граждан из ветхого жилья, капитальный ремонт многоквартирных домов, приведение в порядок энергетической системы в коммунальном хозяйстве. Масштабы работы выглядят весьма достойно: так, предстоящий капитальный ремонт затронет 3,5 тысячи многоквартирных домов, жилищные условия будут улучшены почти для полумиллиона наших земляков. Не менее важно, что указанные программы дадут возможность создать новые рабочие места, обеспечить занятость и заработную плату людей.

В 2010 году мы не только должны продолжить участие области в подобных программах, но и сделать всё от нас зависящее для увеличения объёмов средств, поступающих в наш регион. В частности, мы вправе рассчитывать не только на те лимиты, которые предусмотрены непосредственно для нас, но и на дополнительные средства, которые возникают в результате перераспределения невыбранных средств между субъектами Российской Федерации.

Уважаемые участники заседания!
В кризисные времена ни в коем случае нельзя забывать и о гуманитарной сфере, нельзя экономить на культуре. Забота о нравственности человека не менее важна, чем забота о его материальном состоянии.
Благодаря реализации регионального компонента приоритетных национальных проектов нам удалось существенно переоснастить учреждения культуры новой техникой и оборудованием. Мы отремонтировали 136 учреждений культуры, закупили для библиотек 318 компьютеров, приобрели для них почти 200 тысяч новых книг. У нас область живёт богатой культурной жизнью, добиваясь замечательных результатов в этом направлении. Вы, конечно, знаете, что в этом году лауреатами Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства стали директор Свердловской государственной филармонии Александр Колотурский и главный дирижёр Уральского симфонического оркестра Дмитрий Лисс.
Поддержку профессионального искусства, библиотек, музеев, народного творчества мы будем обязательно продолжать и в 2010 году.

Теперь от социальных задач перейдём к обсуждению проблем развития нашего экономического комплекса.
Прежде всего, мы должны обеспечить полноценную загрузку наших предприятий, создать условия для сбыта ими своей продукции.
Кризис при всех его негативных проявлениях имеет и такие особенности, которыми мы можем и обязаны воспользоваться. С изменением экономических условий многие поставки, которые ранее делались в наш регион из иностранных государств, стали невыгодными. Поэтому я поставил перед правительством области задачу разработать программу внутренней кооперации.
Такая программа на сегодняшний день у нас создана и начала работать. Например, в Верхней Пышме буквально на голом месте был создан Уральский завод железнодорожного машиностроения, где организовано производство электровозов нового типа. Это производство потребовало задействовать усилия примерно тридцати других предприятий Свердловской области. Всем им идут заказы, благодаря которым они могут обеспечивать занятость, платить людям заработную плату. В 2010 году работу по усилению внутренней кооперации в области нужно будет продолжить.
Ещё одна важнейшая задача, которая стоит перед нами, – это поддержка инвестиций и инноваций. Как вы знаете, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, выделил ряд приоритетных направлений.
Это энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива. Это ядерные и космические технологии, в том числе связанные с телекоммуникациями. Это медицинские технологии, производство диагностического оборудования и лекарственных средств. И ещё одно направление – это стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.
Поручаю правительству Свердловской области учесть все эти направления, тем более, что по каждому пункту, обозначенному Президентом России, у нас уже есть отличные наработки.

Уважаемые коллеги!
В условиях сокращения бюджетного финансирования необходимо активизировать работу по привлечению в область инвестиций из других источников. Примером такой работы стало подписание 14 июня этого года трёхстороннего Соглашения о сотрудничестве между Свердловской областью, Внешэкономбанком и Государственным банком развития Китая.
Инвесторам было представлено девять проектов общим объёмом финансирования 67 миллиардов рублей. Среди них проект реконструкции Центрального стадиона, завод по производству магния в Асбесте, создание химического кластера в Нижнем Тагиле на базе объединения «Уралхимпласт», продолжение строительства района «Академический», создание специализированного центра литейного производства изделий из высокопрочного чугуна, создание первого в России безотходного комплекса по глубокой переработке древесины, строительство современного прокатного комплекса на Каменск-Уральском металлургическом заводе; создание производства буровых установок новейшего типа на базе «Буланашского машиностроительного завода» и строительство опытно-промышленной обогатительной установки на Валенторском медном карьере.

Приоритетное направление развития мировых технологий сегодня – это нанотехнологии. Свердловская область совместно с корпорацией «Российские нанотехнологии» реализует масштабную программу в этой сфере. В её рамках уральскими учёными и промышленниками разработано более сотни проектов. Так, на Уральском оптико-механическом заводе реализуется проект по созданию светодиодов. Они примерно в 10 раз экономичнее по энергопотреблению, чем обычные лампы накаливания. Их широкое внедрение в экономическом комплексе даст колоссальный эффект для всей России. И таких проектов у нас немало.
В этой связи общая задача нашей бюджетной политики – создавать условия для развития новых производств, для инвестиций и инноваций. Мы даже в условиях сокращения доходов не должны бояться использовать механизмы государственных преференций для перспективных инвестиционных проектов.

Уважаемые коллеги!
Отдельно хочу остановиться на поддержке нами малого бизнеса.
Принято специальное постановление Правительства области, удвоен объём областных средств на реализацию соответствующей программы. Со стороны федеральных органов власти в этом году на поддержку малого бизнеса нам было направлено около 140 миллионов рублей.
В качестве примера наиболее интересных программ в этой области могу назвать такой: в 2009 году 5 тысяч человек в Свердловской области имеют возможность пройти бесплатное обучение на тренинге «Начни своё дело». По результатам обучения будут отобраны проекты и выданы не менее 500 грантов в размере до 300 тысяч рублей начинающим предпринимателям на создание собственного дела. В настоящее время 760 человек уже начали обучение. Наиболее активно данная программа реализуется в Каменске-Уральском, в Берёзовском, Верхней Пышме, Серове, Краснотурьинске.
На Совете глав местного самоуправления мы приняли важное решение – снизить налоговую нагрузку начинающим субъектам малого бизнеса.
В целом, принятая нами система мероприятий за 2010 год позволит увеличить количество рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса на 15-20 процентов.

Особое внимание в 2010 году нам предстоит уделить поддержке аграрного комплекса.

Сегодня сельское хозяйство может стать одним из тех «локомотивов», которые выведут российскую экономику из кризиса. С ростом курса доллара и евро импорт сельхозпродукции стал невыгоден. Уже сегодня поставки зарубежной аграрной продукции сократились в стране более чем на четверть. Освободилась рыночная ниша примерно в 36 миллиардов долларов. И в этих условиях есть беспрецедентная возможность возродить наш агропром.

Мы в Свердловской области очень неплохо «угадали», создав дополнительные предпосылки для увеличения эффективности развития аграрного сектора. У нас разработана специальная программа «Уральская деревня», которая находится в стадии практической и полномасштабной реализации.

Сегодня сельское хозяйство уже оправдывает те ожидания, которые мы на него возлагаем. Даже в самый сложный период кризиса, когда падение в промышленности составляло десятки процентов, в аграрном комплексе имел место, хоть и небольшой, но уверенный рост.

В этой связи, несмотря на сложности с наполнением бюджета, мы не должны сокращать программы, направленные на дальнейшее развитие уральской деревни.

Особую ставку в развитии села мы делаем на создание крупных сельскохозяйственных комплексов. В этом году мы планировали строительство и реконструкцию 7 комплексов. Но активная поддержка из Центра позволяет нам строить гораздо более амбициозные планы. В федеральное министерство мы подали заявку на софинансирование строительства 25 современных животноводческих комплексов.

В предстоящий период все начатые проекты по крупным комплексам мы должны довести до конца. Более того, всего нам нужно создать около 50 подобных комплексов, пропорционально распределив их по территории области.

Уважаемые коллеги! Важным направлением экономического развития области, которое непосредственно связано с её бюджетом, является продолжение реализации наших инфраструктурных проектов. Речь идёт, в первую очередь, о газификации, развитии транспортного и дорожного хозяйства.

Что касается газификации – это традиционный приоритет для области. Переход на газ позволяет значительно сократить и бюджетные расходы муниципалитетов, и издержки производства в хозяйственном комплексе. Именно поэтому в последние годы мы вышли на очень высокие темпы ввода новых газовых магистралей – примерно по 500 километров в год. В прошлом году природный газ был подведён к 20 сельским населенным пунктам.
Ставлю областному правительству задачу: в 2010 году сохранить набранные темпы строительства газопроводов и ввести в строй не менее 500 километров газовых сетей.

В 2008 году нам удалось существенно расширить дорожную сеть региона, улучшить качество дорожного покрытия (отремонтировано 470 километров дорог), открыть дополнительно 16 автобусных маршрутов. В предстоящий период мы должны завершить свой участок строительства автомобильной дороги «Ивдель - Ханты-Мансийск», продолжить строительство автомобильной дороги вокруг города Екатеринбурга и автомобильной дороги «Екатеринбург - Тюмень».
Необходимо также продолжить ремонт и строительство сельских дорог. Как известно, в рамках программы «Уральская деревня» мы поставили себе задачу улучшить в ближайшие годы транспортное сообщение для 300 населённых пунктов нашей области, в которых проживает около 150 тысяч человек. Этот ориентир сохраняет силу и должен быть нами достигнут.

Уважаемые депутаты!
Чтобы все наши планы стали реальностью, чтобы те задачи, которые мы намечаем в рамках нашей бюджетной политики были успешно решены, в предстоящий период необходимо реализовать действенные меры по повышению доходов бюджета.

Первое и самое очевидное – проанализировать те изъятия из доходных источников, которые мы сами себе и установили. Я имею в виду различные льготы, предоставленные как на уровне области, так и в муниципалитетах. К примеру, по налогу на имущество организаций мы предоставили льгот на 4 миллиарда рублей, а всего по этому источнику получили в 2008 году 9 миллиардов рублей. Необходимо проанализировать все «выпадающие» доходы и понять: оправданы ли эти льготы, окупают ли они себя. Все «нерентабельные» преференции нужно решительно отменить.
Что касается неналоговых доходов. Убеждён, что мы ещё не исчерпали до конца все резервы в увеличении поступлений по данному источнику. Так, нужно активно применять механизмы конкурсного подхода при распределении земли и недвижимости, делать эти процедуры реально состязательными и прозрачными. Немалые дополнительные доходы может принести вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых и брошенных земель. У нас таковых примерно 300 тысяч гектаров, и хотя по 75 тысячам работа уже развёрнута, резервов ещё немало.
Ну и конечно, целый комплекс мер в соответствии с прямым указанием Президента мы должны принять в отношении борьбы с разного рода сокрытиями налогов и нарушениями финансовой дисциплины. Требуется поставить жёсткий заслон выплате заработной платы «в конвертах». Сегодня многие предприниматели пытаются играть в эти игры. Допустить подобное нельзя: иначе и люди будут не защищены, и наши бюджеты, особенно местные, существенно пострадают.

Уважаемые депутаты!

Нельзя останавливать работу и по совершенствованию межбюджетных отношений.
В настоящее время Президентом России утверждены критерии эффективности деятельности органов местного самоуправления. В этой связи наша финансовая поддержка муниципалитетов должна быть сориентирована на строгое соблюдение ими требований Указа Президента: помощь должна предоставляться в прямой зависимости от умения органов местного самоуправления эффективно расходовать бюджетные средства.
Мы должны следить за тем, чтобы муниципалитеты не превышали установленные законом предельные размеры долга и дефицита местных бюджетов, а также расходов на обслуживание долга. В то же время областные органы власти должны быть готовы к оказанию поддержки тем муниципальным образованиям, которые по объективным причинам не в состоянии самостоятельно выполнить свои социальные и экономические функции. Областной бюджет в условиях кризиса должен выполнять роль гаранта безопасности, защищая права всех жителей Свердловской области вне зависимости от того, на какой территории они проживают.

Уважаемые участники совместного заседания палат Законодательного Собрания Свердловской области!
В реализации бюджетной политики на территории региона перед нами стоит ещё целый ряд задач. В направленном мною в Законодательное Собрание Бюджетном послании содержится их полный и системный анализ.
Завершая выступление, я хотел бы подчеркнуть: в кризис всё решают не только конкретные программы и проекты – пусть даже самые удачные. Всё решает умение общества объединиться перед лицом экономических угроз, действовать консолидировано, сообща.
Мы с вами, уважаемые коллеги, всегда умели это делать, всегда работали одной командой. Сегодня нам это особенно необходимо.
Урал всегда честно служил России, за что и получил звание «Опорного края державы». Сегодня мы снова, не словами, а делами, должны подтвердить этот девиз, начертанный на нашем гербе. Всё необходимое для этого у нас есть - развитая промышленность, богатые природные ресурсы, перспективные научные разработки, а главное мощнейший человеческий потенциал, наши золотые кадры, обладающие знаменитым «уральским характером».
Призываю вас сплотить усилия во имя реализации курса Президента и Председателя Правительства России, во благо наших земляков-уральцев. Это позволит нам не только обеспечить стабильное функционирование нашего экономического комплекса, но и создать предпосылки для возобновления динамичного роста.

Спасибо за внимание.
Комментировать