July 15, 2010, 7:01 AM

УМПО отмечает 85-летний юбилей

Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) отмечает 85-летний юбилей, сообщили агентству ЕАН в пресс-службе предприятия.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) отмечает 85-летний юбилей, сообщили агентству ЕАН в пресс-службе предприятия.

Открытое акционерное общество «Уфимское моторостроительное производственное объединение» – один из крупнейших в России производителей авиационных двигателей. Его по праву называют лидером отечественного двигателестроения. Оно удостоено свыше 30 правительственных наград, в том числе двух орденов Ленина, ордена Красного Знамени, шести международных и 23 российских наград. УМПО занимает неизменно высокие позиции в рейтинге ведущих предприятий России.

Датой рождения УМПО считается 17 июля 1925 года. В этот день Совет труда и обороны СССР принял решение о строительстве на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего «Русского Рено» в Рыбинске завода по производству авиационных моторов. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26. В 1931 году началось строительство Уфимского моторного завода (УМЗ) для производства комбайновых моторов. В 1935-м собран первый десяток этих изделий. К 1940 году УМЗ имел все необходимое для выхода на полную производственную мощность, но был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству авиамоторов М-105.

Новая страница в истории уфимского предприятия связана с началом Великой Отечественной войны, когда в Уфу был эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе из Рыбинска. 17 декабря 1941 года Рыбинский машиностроительный завод, два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы, проектное бюро ЦИАМ (Москва), конструкторское бюро Добрынина (Воронеж) и два уфимских завода – моторный (384-й) и дизельный (336-й) – стали единым целым. Новое предприятие, ставшее правопреемником объединенных заводов, получило номер головного – 26-й. В дальнейшем его переименовали в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение, с 1993 года это открытое акционерное общество.

В год 65-летия Великой Победы нужно вспомнить, что на каждом третьем боевом самолете стоял уфимский мотор. К 9 мая 1945 года УМЗ выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков (конструкторы А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков). Самолет «Як-9У» с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой войны.

Десятки модификаций двигателей изготавливали уфимские моторостроители в послевоенные годы. Завод внес огромный вклад в укрепление обороноспособности страны. Он производил реактивные и турбореактивные двигатели с центробежным, а затем осевым компрессором для военных самолетов, двигатели для крылатых ракет и прочей техники. Уфимскими моторами оснащались самолеты семейства «Су», «МиГ» и другие. Всего за время существования предприятия выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостных ракетных двигателей.

С 1981 года УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф разработки НПО «Сатурн» для одного из лучших истребителей мира – многоцелевого «Су-27». Последняя модификация этого двигателя АЛ-31ФП оснащена системой управления вектором тяги. До сих пор в мировой практике УМПО является единственным производителем подобного двигателя в серийном исполнении. На самолетах с уфимскими двигателями установлено более 100 мировых авиационных рекордов.

Большим событием для УМПО были успешные испытания многофункционального истребителя «Су-35», оснащенного двумя двигателями 117С, изготовленными в кооперации с НПО «Сатурн». Первый его полет состоялся 19 февраля 2008 года на аэродроме летно-испытательного института имени Громова в городе Жуковском.

Освоено также производство многофункционального двигателя малой тяги АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов. Ведется производство и ремонт узлов вертолетной техники. Одно из важных направлений производственной деятельности УМПО – изготовление газотурбинных двигателей индустриального применения. На базе АЛ-31Ф ведется производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, который нашел применение в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт.

Устойчивое положение УМПО на рынке авиационной продукции обеспечивает обширная внешнеэкономическая деятельность предприятия. Впервые УМЗ вышел со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. Теперь техника с маркой УМПО эксплуатируется почти в 50 странах мира. Ежегодно предприятие входит в число лучших экспортеров страны.

В настоящее время ОАО «УМПО» входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации». Выручка от реализации продукции УМПО в 2009 году составила 20,014 миллиарда рублей. Сейчас на предприятии трудится около 17 тысяч человек.

Объединение не ограничивалось производством авиационной техники. Значительную долю составлял выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, наукоемких изделий бытового назначения и товаров повседневного спроса. С момента создания соответствующих производств в УМПО изготовлено свыше восьми миллионов автомобильных двигателей, более 140 тысяч комбайновых моторов, свыше трех миллионов малолитражных бензиновых двигателей, более 150 тысяч мотоблоков, около 14 тысяч снегоходов.

Напомним, что к юбилею УМПО подготовлена большая праздничная программа. Сегодня на территории 2-й производственной площадки состоится открытие памятника Михаилу Ферину. Основные торжества пройдут завтра, 16 июля. Европейско-Азиатские новости.
Комментировать