August 31, 2012, 11:15 AM

Евгений Потапов рассказывает о перспективах интернет-телевидения

Сначала я хочу определить предмет разговора.

Под «интернет-телевидением» я понимаю не организацию вещания обычных, эфирных и кабельных, каналов в окошечко на экране. Собственно, там процесс технический, и все заключается только в дублировании вещания через сеть.

Грубо говоря, если на своем сайте «Вести24» и прочие госканалы ведут постоянную трансляцию и выкладывают в доступный архив записи передач, то это не есть «интернет-телевидение» в идеале.

Если обобщить имеющийся опыт, то «интернет-телевидение» можно определить через совокупность следующего:

– производство авторских аудиовизуальных произведений;
– распространение их через Интернет (на собственном сайте, на видеохостингах, в социальных сетях), распространение как через публикацию отдельных роликов-сюжетов, так и через онлайн-трансляции;
– обеспечение уникальности контента.

Если исходить из приоритета контента, то интернет-трансляции эфирных каналов не предоставляют уникальный контент. В принципе, как телеканал может создать систему трансляции со своих серверов, так и конечный пользователь может подсоединить к своему компьютеру тюнер и получить на своем компьютере окошко с «телевизором», что, по сути, является аналогом окошка в браузере.

Таки образом, за основу «интернет-телевидения» берется контент, а способ доставки сигнала остается технической деталью, пусть существенной, но второстепенной.

Вся «железная» часть в современных условиях имеет тенденции к нарастающему упрощению и доступности технической базы.

Для создания вполне приличного по качеству видео сейчас достаточно камер, которые продаются в магазинах, обычных компьютеров хватает для обработки видео «на лету». Существует масса готовых решений для интернет-телестудий под совершенно разные вложения, от покупки самой простой бытовой видеокамеры, использования современных и вполне доступных «зеркалок» типа Canon 5D, которые позволяют снимать профессиональное рекламное видео, и до самой дорогостоящей видеоаппаратуры.

Рекомендуемый размер картинки, предназначенный для вещания, у нас пока 640x480 (4:3) и 640x360 (16:9), исходя из состояния инфраструктуры и усредненных возможностей приема сигнала конечным пользователем. Можно вещать и в Full HD, что сказывается лишь на ресурсоемкости (в основном денежной) при обслуживании канала. Но представить себе массового пользователя, смотрящего такую трансляцию – невозможно. Высокое разрешение актуально при размещении на видеохостингах, при выборе пользователям конкретного ролика для просмотра. Вместе с тем, телевизоры с подключением, скажем, к Youtube становятся (или стали) стандартом.

Напротив, можно утверждать, что огромным интересом пользуются ролики, снятые видеорегистраторами, телефонами, вэб-камерами из стандартной комплектации ноутбуков и планшетников. Такие ролики имеют миллионы просмотров. Совершенно очевидна тенденция в фото- и видео-социальных сетях – намеренное ухудшение картинки через так называемую стилизацию под старину и пленку, к чему сами сети добавляют оптимизацию при размещении на своих серверах. Таким образом, качество имеет значение, но оно не является определяющим.

Теперь можно обозначить несколько существующих моделей интернет-телевидения.

Периодическое создание и размещение роликов на собственном хостинге, либо на специализированном хостинге.

Это – авторские программы, репортерские сюжеты. Например, какой-нибудь уважаемый человек, эксперт, политик или общественный деятель время от времени садится перед камерой и что-то наговаривает про текущий исторический момент. Потом выкладывается в сеть, анонсируется и обсуждается. Или репортер снимает сюжеты на одну тему, и по мере наступления информационных поводов выкладывает их. Сюда же следует отнести интернет-сериалы и шоу, снимаемые, монтируемые и выкладываемые в сеть, а также агрегаторы контента, типа обзоров интересного и смешного в сети.

В эту категорию включается и интернет-телевидение, характерное для информационных агентств, когда на мероприятия выезжает операторская группа и параллельно с текстовым новостным сюжетом имеется возможность посмотреть на сайте достаточно простой сюжет: ньюсмейкер говорит, вот идет пресс-конференция, вот кто-то перерезает ленточку. В этом случае идет скорее просто видео-фиксация события.

Логично привести аналогию: обычный корреспондент информагентства (печатного СМИ) берет фотоаппарат, «щелкает» пару снимков, которыми вполне можно проиллюстрировать информацию на сайте. Для видео достаточно просто поставить камеру на штатив, снять всю, скажем, пресс-конференцию, и потом быстро «нарезать» видеофрагменты и добавить айдентику. Далее файл публикуется на Youtube и добавляется на сайт, что обеспечивает разнообразие контента.

Плюсом сюда идут видеоблоги и видеоподкасты.

Событийные трансляции.

Человек-телестудия оказывается в нужное время и в нужном месте с девайсом, подключенным к интернету. Имеется аккаунт на каком-либо онлайн-сервисе, и существуют все условия для того, чтобы выдавать картинку в эфир. Например, во время митинга, во время какого-то события, более-менее растянутого во времени. Сервисы обеспечивают подключение аудитории свыше десяти тысяч, предел, конечно, существует. Потом сюжет архивируется и постоянно доступен, его можно скачать. Это пример, когда о качестве вообще говорить не приходится: камера айфона + интернет через сотового оператора + сервер с минимальным разрешением трансляции. Но актуальность и эксклюзивность обеспечивают внимание аудитории.

Может быть и более масштабный проект, типа iCenter или аналогичных проектов «Ночи выборов».

Онлайн-трансляции с последующей архивацией сюжетов для свободного доступа.

Субъект имеет возможность делать периодические «прямые эфиры»: принципиально есть камеры, звуковое оборудование, возможность трансляции и сайт, где пользователь может смотреть видео. Эта схема уже с намеком на структурность, на профессионализм, так скажем, с намерениями и задачами. Типичная начальная схема: некоммерческие онлайн-сервисы типа Ustream или Bambuser, ролики выкладываются на Youtube. Более продвинутая схема – собственный оплаченный канал для вещания и собственный хостинг для сюжетов, но все равно с дублированием на Youtube.

В основном это формат ток-шоу, когда группа людей, озабоченная проблемой, говорит и говорит, говорит и говорит. В подобной схеме картинка элементарная с одной камерой, видно всех сразу. В лучшем случае – переключение между несколькими камерами и минимальное накладывание титров и какой-то традиционной графики. Естественно, схема работает только при наличии в студии интересных аудитории людей и собственно при обсуждении интересной темы.

При прямом эфире, через социальные сети можно получать реакцию аудитории, и аудитория в какой-то мере может управлять создающимся на ее глазах (вернее, на ее мониторах) контентом, путем задания неожиданных вопросов, развитием параллельного обсуждения, троллингом и флеймом.

Кроме того, аудитория может стать участником шоу, через реакцию на текстовые сообщения, или через видеоконференцию по Skype.

К этому виду я бы отнес и видеотрансляции радиопередач, когда видео слушают и читают.

Полномасштабное интернет-телевидение.

Редчайший, если не единичный, прецедентный, вид. Свой мощный канал, редакции, материальная база, сетка передач, организация вещания круглосуточно. Одним словом, обычный телеканал, выходящий в сети. Глубокая интеграция с социальными сетями, оперативная обработка онлайна в архив, дублирование содержания сюжетов в текстовом виде – расшифровка передач для оптимизации поиска. Концепция канала, мощная айдентика и персонализация, авторы и лица.

Идеал, но требует атомных вложений, как в обычный телеканал за минусом частоты, грубо говоря – редакция, штат и вся служба производства контента, как у обычного телеканала.


Далее, имеет смысл поговорить о проблемах интернет-телевидения.

Обычный «телевизор» современные нормальные люди смотрят в фоновом режиме. Ящик работает либо постоянно, либо длительное время. Люди едят, гладят белье, делают домашнюю работу. Даже если человек хочет сосредоточиться на смотрении фильма или любимой телепередачи, ему не позволяют этого. Постоянно включают рекламу, во время которой он вынужден отвлекаться. При этом пространство человека ограничено его жилищем, а телевизор – физически небольшое окошко.

Кроме этого, телевизор можно смотреть боковым зрением, слушать, реагируя на исключительно интересные фрагменты. То есть, современное телесмотрение – не специальное, уникальное действие. Человеку не надо прикладывать усилий, он живет в системе многопоточной информации, делает сразу несколько дел, разнесенных в пространстве, сферах и задачах, и телевизор – только фоновая часть окружающей реальности.

Чтобы смотреть интернет-телевидение, нужно пока сидеть перед компьютером или держать в руках планшетник. Более того, окошко экрана по размеру сопоставимо с самим экраном, занимает, скажем, одну шестую – одну восьмую экрана, а то и весь. Чтобы посмотреть ролик, надо сделать активное действие – как минимум щелкнуть по ссылке, открыть сайт, что-то поискать.

Пока можно утверждать, что смотрение телевидения в интернете – это осознанное целенаправленное действие, требующее от конечного пользователя определенных усилий, находящееся в конкуренции с другой компьютерной деятельностью. Кроме этого, интернет-телевидение в компьютере конкурирует с обычным, работающем рядом.

Есть, конечно, люди, которые уже не смотрят «обычный ящик» из-за низкого качества контента, идеологического несогласия, и просто потому, «что нечего смотреть». Но не факт, что эти пользователи автоматически смотрят ТВ в сети.

Следующая проблема – изменяющаяся способность к усвоению информации. Об этом пишут современные философы, режиссеры, аналитики и продюсеры. Это – «клиповое» сознание. Современный компьютерно-телевизионный-коммуникаторый человек поглощает информацию клипами, короткими по времени визуально насыщенными сюжетами.

Грубо говоря, ну не будет массовый современный человек полтора часа смотреть за дискуссией умных людей в студии. Он посмотрит какую-то нарезку из ярких фраз, чего-то интересного. Прочитает в конце концов. Дотошных смотрителей – сотни, если не десятки. Нужно что-то динамичное, яркое, быстрое. Быстрая смена лиц, идей, слов, интонаций. Естественно, какое-то важное событие, диалог с топовой фигурой, может удержать зрителя, но продолжительность одного контента – от 10 секунд до нескольких минут максимум. Следовательно, ориентироваться на зрителя, который смотрит часовую передачу – ток-шоу (именно смотрит) абсурдно. При этом, при осознанном онлайновом смотрении секунда идет за две, а то и за пять оффлайновых, фоновых. Ну и следует учесть наличие конкуренции с завалами видеоконтента.

Главная проблема – полностью непонятная субстанция, аудитория интернет-телевидения. Отсюда – проблемы с монетизацией.

Если канал ассоциирован с раскрученным не-телевизионным интернет-ресурсом, то за счет трафика на ресурс можно, конечно, набрать и показы, но это не чистая интернет-аудитория, а те, кто зашел, посмотрел минуту-две-пять, и ушел. По открытой статистике просмотров на видеохостингах видно, что у региональных производителей просмотры колеблются от единичных-десятков-сотен (обычно) до десятков тысяч (бывает).

Наши городские интернет-телевизоры дают богатую статистику, я ее не привожу, думаю, каждый интересующийся сам может посмотреть, надо всего лишь прошерстить с десяток сайтов и страничек.

Для потенциальной монетизации самостоятельного канала, исходя из доминирующих представлениях об аудитории и просмотрах, постоянная аудитория в несколько сотен, да и в тысячу-другую пользователей – малоперспективна. Собрать одним сюжетом десятки тысяч зрителей с непонятной географией – немонетизируемо, если не происходит такое ежедневно и ежечасно.

Кроме этого, надо учесть, что практически все доступные бесплатные ресурсы предполагают некоммерческое использование, прямо запрещают рекламу и продакт-плейсмент. Конечно, не все отслеживается, но мало приятного быть забаненным навечно за нарушения пользовательского соглашения в разгар работы.

Например, формально Youtube даже запрещает размещать рекламу на сайтах, где основной определяющий контент – ролики с него. Чтобы получать доход от Youtube, надо стать партнером, выполнить массу условий, но все это без каких-либо обязательств со стороны площадки.

Следовательно, для гарантированной возможности продажи рекламы в любой форме в своем видеоконтенте необходимо иметь собственный канал для трансляций и хостинг для файлов, что на порядок снижает возможности интеграции в соцсети и вообще в мировой интернет по сравнению с возможностями от крупнейших производителей.

Продолжение следует.

Читать далее...

Комментировать