March 1, 2013, 5:25 AM

Максим Стародубцев о том, сколько времени тратят свердловчане на очереди в поликлиниках

Так получилось, что и я «на практике» проверил доступность бесплатной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно: благодаря наличию времени и оснований для такой проверки. Правда добиться безупречной чистоты эксперимента  не удалось, хотя бы потому, что моя физиономия даже регистратуру наводит на мысль «где-то я вас видела», а в полисе старого образца, выданном «Мегус-АМТ», указано место работы («Мегус-АМТ») и должность - «генеральный директор». Но, тем не менее, в целом я вполне схожу за обычного пациента, чью настоящую оценку качества отечественной медицины узнать довольно сложно: претензии на поликлиническую рутину обычно не выходят за пределы «кухонь» и «интернет-форумов». 
Формальная цель — получить ряд стандартных анализов по списку, согласно направлению на госпитализацию. Место — поликлиника екатеринбургской больницы, считающейся одной из лучших по уровню сервиса и куда я был прикреплен лично глав.врачом (ничего особенного, просто она ближайшая к моему дому, а когда я получил отказ от прикрепления на уровне регистратуры, мне пришлось направить официальную претензию от компании к глав.врачу, после чего меня попросили приехать для личной встречи и «все решили»).

Для тех, кому подробности процесса не интересны (и без меня знакомы), сразу перейду к выводам. Но вначале напомню, что с этого года из всех критериев оценки эффективности организации здравоохранения главнейшим становится «удовлетворенность населения качеством и доступностью медпомощи». Оценивать его будут, вероятно, опросами, организуемыми ТФОМСом, страховщиками и, возможно, профильным институтом. Так вот, скажу сразу — фигня эти опросы. Поступать следует более рационально. В т.ч. для того чтобы «экономически» оценить ущерб, наносимый дефектами в оказании медицинской помощи и принять меры к минимизации оного.

Предлагаю следующее — ежегодно (чаще — дорого) силами определенной выборки граждан (актуальнее — работающих) проводить хронометраж времени, затраченного на получениемедицинской помощи.
На моем опыте скажу: получается печальная картина. И это при том, что оберегая психику, я посещал поликлинику не в 8:00 (ужасы этого периода описаны неоднократно), а только в районе обеда.

Итак, первый деньпредварительная запись на прием, затрачено около 15 мин., не считая времени на переезд. В последующие дни явиться также просили заранее, для того чтобы обменять один талончик(«предварительной записи») на другой (непосредственно посещения). Напомню, что по моему личному опыту работы врачом в поликлинике, т.е. более 20 лет назад, такого дублирования не было.

Во второй день, выстояв обязательную очередь в регистратуру (где-то 20 минут) я попадаю к терапевту. Затем (у меня — упрощенный вариант, замученному доктору я даже сказал, что осматривать меня не нужно) очередь на сам прием (минут 15-20) и, наконец, ожидание выдачи направлений на исследования (спустя минут 15). Из которых «в пределах доступности» оказываются лишь общий анализ крови, ЭКГ, отдельно (!) сахар, холестерин (отказался, сделаю это платно вместе с другими, нефиг меня несколько раз дырявить), флюорография и моча. ВСЕ. Биохимия крови, обследование ВИЧ,RWHBs антиген АТ к вирусу гепатита — либо нет, либо через две-три недели.

Итого на сугубо «технический» визит к терапевту без осмотра и жалоб я затратил более часа. В целом, с ходьбой туда-сюда - с 12:00 почти до 14:00.

Третий день. На флюорографию, ЭКГ и дерматолога — по 5 минут. Тут без претензий. Эти кабинеты работали оперативно и четко. Вот только ждал очередного талончика (не первичного, а «в подтверждение» выданного днем ранее), придя к 10:00 — около 40 минут в очереди, где народ скандалил, ругался и — уставал до апатии.

Четвертый внебюджетный»день (суббота, когда «бюджетные» учреждения практически не работают) — визит в «Инвитро» и проведение необходимых анализов. За один раз. За 15 минут. Но за деньги. Получение результатов — по электронной почте. 
Четвертый бюджетный»день. Понедельник, 11:30: получение результатов ЭКГ и флюорографии -достаточно быстро.

Итак: на все про все четыре дня. На выходе мы имеем: консультацию дерматолога, ЭКГ, флюорографию и необходимость большинство анализов делать за деньги (в т.ч. и потому, что пока дойдет очередь до одних устареют другие). Не очень ли дорогое получается здравоохранение, особенно если оценивать его в совокупности — не только как затраты на оказание услуг, но и по величине «упущенной выгоды» - отвлечения пациента от основной работы.

Ах, да: когда в кабинете, где я получал результаты анализов, узнали, что я отказываюсь делать их по частям, мне очень, очень настойчиво предлагали таки узнать уровень своего холестерина. Отдельно(видать у кого-то горит отчетность по борьбе с атеросклерозом/гипертонией). Не согласился.

Р.s. А еще в регистратуре мне сообщили, что, оказывается, срок моего прикрепления к данной поликлинике истек в прошлом году. Спасибо. Тем самым меня освободили от некоторых «моральных обязательств», данных ранее главному врачу этой больницы.

В результате, будучи де-факто «бизнесменом», я лишний раз убедился не просто в отсутствии т.н. «клиентоориентированности» отечественной медицины, а еще и в нерациональности её организации. И потому, пытаясь говорить с Властью не столько языком «моральных увещеваний» (это - «в пользу бедных»), сколько переводя беседу на экономические рельсы, повторяю, — бросьте вы эту околополитическую лабуду с «удовлетворенностью» (знаем мы, как она рисуется) и скорее переходите к более прагматичным оценкамВ т.ч. имеющим самое что ни на есть прямое отношение к уровню отечественного ВВП — производительности труда на душу населения.Отставание которой от «развитых стран», несомненно, растет: либо при таком дурацком отвлечении времени на посещение врачей, либо при переходе гражданина в нетрудоспособное состояние по причине запущенного заболевания. Ей богу — не все могут четыре дня подряд уходить с работы в дневное время.

Читать далее...

Комментировать