March 1, 2013, 12:02 PM

Кровь, сперма и тайны покушения на Росселя: репортаж из криминалистической лаборатории

В свой 94-й день рождения для журналистов открыл двери экспертно-криминалистический центр.

В свой 94-й день рождения для журналистов открыл двери экспертно-криминалистический центр. Вместе со специалистами мы идем по кабинетам, где проводят дактилоскопические, почерковедческие, баллистические и другие криминалистические экспертизы и исследования, сообщает корреспондент ЕАН.

«Не забывайте, вы находитесь в режимном учреждении. Просьба не разбредаться и ходить только в сопровождении наших сотрудников», - проинструктировал нас один из криминалистов центра.

Радиокружок и самодельные взрывчатки

Заходим во взрывотехническую лабораторию. В кабинете - полки и стеллажи с гильзами, гранатами, самодельными взрывными устройства: настоящие вещдоки. Эти объекты были на экспертизе в рамках расследования различных уголовных дел, в том числе после взрывов поездов на территории Свердловской области (в 1997 году взорвали железнодорожный рельс на станции Шувакиш - ЕАН) и покушений на первых лиц. Эксперты устанавливают, что взорвалось, какой эквивалент взрывчатого вещества, его конструкцию и даже навыки взрывателя.

Рассматриваем вещдоки, которые нельзя трогать. Эксперт берет в руки кусок полового покрытия, на котором взорвалась граната и демонстрирует журналистами последствия взрыва. Затем берет в руки гранату, открывает ее и показывает вещество, которое находилось внутри.

 

«А вот самодельное взрывное устройство, которым взрывали машины, - говорит заместитель начальника отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Свердловской области Кирилл Антошкин, открывая черную коробку с кучей проводов внутри. - Чтобы сделать такую взрывчатку, хватит знаний восьмиклассника, который занимался в радиокружке. При передаче сигнала с передатчика происходит подрыв электродетонатора. Подобная схема использовалась при покушении на бывшего губернатора Эдуарда Росселя в 1998 году».

Одна экспертиза длится минимум две недели. Сложные исследования занимают больше месяца.

Кровь, сперма, микроскоп

Открываем дверь лаборатории, где проводят экспертизу ДНК. Это самая закрытая лаборатория. Их в центре несколько, но журналистам показывают только в одну. Нам демонстрируют основной прибор - сегодня он выведен в нерабочее состояние и есть возможность его рассмотреть.

«В другие дни доступ в лабораторию имеют только специалисты ДНК-экспертиз - велик риск занести в прибор посторонние ДНК, а это недопустимо»,- рассказывает один из криминалистов.

Этот основной прибор, который переводит расшифрованную структуру ДНК, с виду похож на холодильник, размером со средний телевизор. Эксперты исследуют в нем кровь, сперму, волосы и другие частички тела человека. Через специальную программу результаты выводятся на экран компьютера.

«Каждое исследование в ДНК-лаборатории - это маленький научный труд», - отмечает заместитель начальника отдела биологических видов экспертиз Александр Лепехин.

Мешки на миллион

Идем в кабинеты, где проводят экспертизы по экономическим делам. В углах стоят мешки и коробки, полные изъятых документов - это вещественные доказательства одного уголовного дела. Цель эксперта - определить сумму налогов, неуплаченных фирмой в бюджет.

Каждый листочек эксперт должен занести в таблицу, исследовать и путем сложных операций выявить факты мошенничества, хищений, уклонения от налогов.

Анализ часто затягивается на несколько месяцев. «Недавно в производстве находилось уголовное дело, возбужденное в отношении руководителя ООО «Стройгарант». По нему мною был определен доход, полученный от незаконной деятельности - 31 миллион рублей, задолженность по выплате заработной платы в 6 миллионов рублей, налог на доходы физических лиц, не перечисленные в бюджет 2,5 миллиона рублей и другие факты мошенничества», - рассказала специалист отдела Наталья Попова.

Голоса лжеминеров

Заходим к «лингвистам». В фоноскопической лаборатории занимаются исследованием голоса. Эксперты анализируют разговоры телефонных мошенников и лжеминеров. Секретных приборов этом кабинете нет. Материал для исследования закачивается на компьютер и его прослушивают с помощью специальной программы. На мониторе появляется график, похожий на бегающую кардиограмму. Эксперт через наушники прослушивает голос и делает свои выводы. Как мы ни упрашивали его включить на пару секунд звук, он не согласился - служба не велит.

Колбы с наркотиками

Спускаемся в лабораторию, где исследуют наркотики. Кабинет похож на лаборантскую школьного кабинета химии, только раз в 5 больше. Вдоль стен - длинные столы и стеллажи, заставленные колбами с разными жидкостями и порошками.

«Сюда ежедневно поступает до 70 образцов наркотических веществ (для сравнения: 20 лет назад поступало 20 образцов в месяц - ЕАН). Цель экспертиз - установить состав вещества. Сейчас большинство наркотиков синтетического происхождения, конопля и мак - редкое исключение», - рассказывает о рабочих буднях главный эксперт ЭКЦ свердловского полицейского главка Ольга Мохина.

Суперподделки

Идем в кабинеты, где эксперты проверяют подлинность документов: акцизные марки, деньги, удостоверения. «Мошенников сейчас очень много и все их дела связаны с подделкой документов. Мы рассматриваем подделки под мощнейшим микроскопом, сравниваем суррогат с образцом-эталоном и делаем выводы. Могу с уверенностью сказать, что мимо нас не пройдут даже «суперподделки», - говорит специалист отдела Екатерина Седельникова.

Часто мошенники прокалываются на оформлении печати. «Они заботятся только о форме печати, но не задумываются о ее содержании. Эти «недоработки» видно даже невооруженным глазом», - рассказывает специалист.

Сложнее ситуация с деньгами. Ежедневно в ЭКЦ поступает больше десятка фальшивок. Чаще всего фальшивомонетчики особо не заморачиваются - печатают деньги на цветном принтере. Но есть и умельцы, которые выпускают купюры с использованием типографских форм-– делают свое преступное производство по аналогии с настоящим. Случается, что такие купюры доходят до главного управления банка России по Свердловской области. Ни кассиры, ни инкассация других финансовых организаций не отличили фальшивку от оригинала - «суперподделки» очень похожи на настоящие. Но в ЭКЦ фальшивку не пропустят.

Экспертно-криминалистическая лаборатория

В конце экскурсии журналистам продемонстрировали два специальных автомобиля экспертно-криминалистического центра. Обычные с виду газели представляют собой настоящие мобильные лаборатории. Они выезжают на места крупных ЧП по сообщениям о минировании.

В машинах - целый арсенал орудий криминалистов. Можно сказать, это передвижной экспертно-криминалистический центр. В одинаковых чемоданах хранятся приборы для проведения дактилоскопических, баллистических и других экспертиз.

Отметим, что свердловский ЭКЦ тесно сотрудничает с региональным УФСКН. В других областях эти ведомства конкурируют между собой. «Тесное взаимодействие служб помогает достигать заметной эффективности в работе», - отметила главный эксперт ЭКЦ свердловского полицейского главка Ольга Мохина. Ирина Бизенкова, Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+