September 4, 2013, 3:27 AM

Алексей Бадаев: «Театру нужен художественный хозяин»

Екатеринбургский театр Драмы открывает очередной творческий сезон с новым руководителем.

Новый сезон театр Драмы начинает с новым директором – бывшим министром культуры Свердловской области Алексеем Бадаевым. На вопрос: «Как Вам на новом месте?» он с улыбкой отвечает: «Интересней». Кажется, что этот интерес взаимный: публика и актеры ждут перемен, свежих идей. О планах ребрендинга, новых постановках, кадровой политике и грядущем творческом сезоне агентству ЕАН рассказал генеральный директор театра Драмы Алексей Бадаев.

– Чем занимались летом, как готовились к новому сезону, в каком состоянии приняли театр?

– Занимался, прежде всего, техническими вопросами. Летом, пока артисты ушли в отпуск, мы занимались отделкой всех гримерных, которые не ремонтировали уже бог знает сколько лет. Приезжала первая группа команды «Вагнер Биро», которая поставляла всю машинерию «Большого театра» и в данный момент занимается машинерией пермского «Театра-театра». Они сделали предварительные просчеты, а в сентябре приедет вторая команда, которая предложит нам какое-то эскизное решение и будет производить окончательные расчеты по смете. Мы должны внедрять современные решения для сцены, чтобы иметь возможность приглашать именитых наших и зарубежных режиссеров, которые обращают внимание на возможности сцены, а у нас практически отсутствует машинерия. Да, под сценой на рельсах стоит механизм круга, размером с многоэтажный дом, но он не рабочий. Поскольку не движется круг, не работают подъемные механизмы - трюм сцены у нас полностью выключен.

– С артистами встречались после вступления в должность? Они высказали какие-то предложения, пожелания?

– Конечно, основная встреча была 12 августа, где были высказаны основные проблемы. Я принципиально не стал ни с кем расставаться и всем продлил контакты на следующий сезон. Работы будет хватать всем. Между тем, у кого-то уже проблемы с дисциплиной, один человек снят с роли, кого-то нам наоборот не хватает: в спектакле «До войны» у нас одну из главных ролей репетирует актер ТЮЗа – Валентин Смирнов. К концу сезона мы подведем итоги. Может быть, с кем-то расстанемся, хотя не хотелось бы этого делать, поскольку в целом труппа неплохо сбалансирована.

– Вы уже нашли кандидатуру на пост главного режиссера?

– Это одна из первостепенных задач, но нельзя взять человека на этот пост только по одной рекомендации. Поскольку у нас нет главного режиссера, то функции худрука на данном этапе тоже ложатся на меня. Сейчас потихоньку выстраивается репертуар, идут репетиции двух спектаклей на большой и на малой сцене. Первая премьера уже 17 сентября. В этом году мы открываемся фестивалем «Реальный театр», как одна из основных площадок. Потом зрители увидят наши собственные спектакли. Всего в первом полугодии запланировано 5 премьер.

– Расскажете подробнее о новых постановках?

– В первом полугодии у нас будет минимум 2 премьеры на малой сцене. Первая из них по Тургеневу – «Два приятеля». Это проект Молодого театра с участием артистов большой сцены, в том числе народного артиста Вячеслава Кириличева. Сразу же после этой премьеры начнутся репетиции по пьесе Ярославы Пулинович «Жанна». Это достаточно популярная, я бы даже сказал, модная пьеса. Она поставлена уже в пяти театрах страны. В постановке будет задействована одна из лучших актрис театра – Ирина Ермолова. Помимо всего, интересная группа «4 позиции Бруно» пишет оригинальный саундтрек к этому спектаклю, который будет издан вместе с текстом пьесы к премьере.

На большой сцене идут репетиции спектакля по повести Виля Липатова «Еще до войны». Это выбор нашего режиссера – Андрея Русинова. Он любит работать с определенными текстами, которые в его трактовке начинают звучать современно и получают новую жизнь. Сегодня в обществе есть ностальгия по чистоте отношений, может быть, несколько искусственных, преувеличенных в текстах советской поры, но эти произведения кажутся сейчас незаслуженно забытыми. Такие спектакли должны быть в репертуаре театра.

Танцтеатр вовсю репетировал все лето с хореографом Биарриц-балета Гаэлем Доменжером. В октябре пройдет премьера, а позже мы примем на своей сцене сам балет Биарриц.

Далее начнется большая работа по постановке сказки, на которую у нас есть грант Прохорова. Это классическая пьеса Метерлинка «Синяя птица», которая будет предназначена для семейной аудитории. Там будет смешение различных техник: по задумке режиссера в спектакле будут задействованы гимнасты, кукловоды, будет задействован экран, проекционные декорации. В Новогодние праздники мы порадуем родителей и их детей настоящим праздником – и «Синяя птица» станет нашей финальной новогодней премьерой.

– Расскажите подробнее о ребрендинге театра, который Вы анонсировали?

– Мы сейчас должны расширить нашу аудиторию. У театра есть свой зритель, уже привыкший к определенному репертуару. Наша задача – не растеряв этого зрителя, стать интересными и для других зрительских групп.

Безусловно, мы будем выстраивать репертуар по всем правилам: классика и современность, русское и зарубежное. Мы запускаем проект «Театрал», в рамках которого будут представлены самостоятельные работы актеров, мини-спектакли, постановочные работы, просто встречи со зрителем, наконец. Кроме того, в этом году мы будем формировать клуб друзей театра, для которых приготовим определенные бонусы. Речь идет о проекте «Академия Драмы». Он рассчитан на людей более театральных – не просто зрителей, которые приходят развлечься в театр.

В рамках проекта пройдет презентация сборника Олега Богаева, также запланированы встречи с режиссерами, менеджерами. Сейчас мы ведем переговоры с Марией Ревякиной, директором «Золотой Маски» и Театра Наций, о возможности проведения на нашей площадке мастер-класса для менеджерского звена. Возможно, согласится поучаствовать в проекте Глеб Панфилов, я надеюсь, что во время своего декабрьского приезда не откажет во встрече Кшиштоф Занусси.

Такие разноформатные встречи для друзей театра будут проходить на малой сцене, в том числе и с нашими актерами, профессионалами театра во всех областях. Кроме того, в этом году мы планируем делать фирменные программки-буклеты, публиковать новые пьесы, а в некоторых случаях даже прилагать к ним аудиодиски, в случае если к спектаклю готовится оригинальный саундтрек. Это будет достойный художественный продукт, который не стыдно будет сохранить на память.

– Театр давно не участвовал в гастролях. В этом году вы едете в Санкт-Петербург и Пятигорск. Какие постановки повезете?

– Мы пока только работаем над этим. У нас заключены предварительные договоры на конец сезона с театром Ленсовета и с пятигорским театром. В Пятигорске представим спектакли малой сцены, в том числе Молодежного театра. Постараемся везти в основном премьеры.

– Как будет развиваться в этом году театральный холдинг, созданный по инициативе предыдущего руководителя Драмы?

– Наш альянс с Молодым театром показал себя замечательно, поскольку актеры этого театра с удовольствием входят в спектакли большой сцены и наоборот. С Танцтеатром полного взаимопроникновения не получилось, несмотря на то, что это мощная составляющая театра Драмы. Были попытки совместных работ, но учредитель принял решение выделить Танцтеатр в отдельное юрлицо. С нового года эта труппа должна стать самостоятельным организмом.

– Танцтеатр отделится только на бумаге или съедет с этой площадки?

– Возможно, мы будем предоставлять им сцену на арендных условиях под конкретные спектакли.

– Какова финансовая составляющая работы театра?

– Театр, конечно, зарабатывает, но никто никогда вам не скажет, что денег хватает – так просто не бывает. Когда денег не хватает, пытаемся заработать их самостоятельно. У нас полное понимание с учредителем, который дополнительно выделил 10 миллионов рублей на ремонт кровли, которая течет уже 5 лет.

В этом году мы начинаем формировать Попечительский совет.

– Кто в него войдет?

– Мы ведем переговоры с банкирами, бизнесменами. Кому-то это интересно, кому-то не очень. Конкретные имена называть пока рано.

– В преддверии нового сезона Вы анонсировали сотрудничество с тремя именитыми режиссерами. Раскроете имена?

– Пока нет, это российские режиссеры высокого класса. В будущем, конечно, есть планы поработать и с режиссерами зарубежными. У нас сложились теплые взаимоотношения с руководством Чеховского фестиваля и есть договоренность, что через сезон-два, если все пойдет хорошо и фестивальная жизнь театра начнет складываться, Валерий Иванович Шадрин может оказать нам содействие в привлечении интересных режиссеров из зарубежья. Кроме того, в конце января на нашей площадке пройдет режиссерская лаборатория – такой традиции в театре не было.

Мы получили грант на постановку пьесы по роману Алексея Иванова, который еще никогда не был представлен на сцене и в кино, хотя, думаю, что очень скоро все это будет сделано, особенно в свете выхода на экран картины «Географ глобус пропил», обреченной на успех. Мы договорились об участии в лаборатории 6-ти молодых режиссеров. За плечами каждого из них уже есть серьезные работы, все они представляют мощные режиссерские школы: Льва Додина, Сергея Женовача, Марка Захарова, Сергея Каменьковича и Дмитрия Крымова, Александра Вилькина. Каждый из них получит часть текста, после чего с разными командами режиссеры поставят свои отрывки.

После этого будет принято решение о кандидатуре режиссера, которому будет предложено осуществить постановку. Ею мы планируем открыть следующий сезон. Это будет предложение о работе в рамках одного спектакля, однако, если у нас все сложится, если будет контакт с труппой и желание остаться, то мы с удовольствием предложим пост главного режиссера. В театре должен быть художественный хозяин.

Анна Яшкина, Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать