May 14, 2021, 5:12 AM
Анна Гринь

Оборудование приобрел на грант от Росмолодежи: основатель студии подкастов о бизнесе, рекламных партнерах и мотивации

Подкаст – это аудиошоу или аудиопередача, которая размещена в интернете на подкаст-платформах (среди платформ можно выделить Apple Podcast, Яндекс.Музыку, Cast box). По сути, подкасты похожи на радиопрограмму, но их можно послушать в любое время. Жанр появился в двухтысячные, а сейчас переживает второе рождение – подкасты делают крупные СМИ, сообщества «ВКонтакте» и компании друзей. Екатеринбург не отстает от тренда. В городе есть подкаст-студия, которая используется как для записи собственных подкастов, так и для имиджевых историй для брендов. ЕАН поговорил с основателем студии «Послушайте!» Александром Козловым о том, как появилась студия, можно ли на этом заработать и зачем крупные бренды становятся партнерами местных подкастов.

 

- Ваша студия подкастов существует в Екатеринбурге уже год. Расскажите историю ее появления?

- В 2019 году в Доме Маклецкого центр городских практик, который объединяет креативный бизнес, гражданских активистов и исследователей для развития проектов в сфере культуры, искусства, экологии и образованияпроходил проект «Городская редакция», внутри которого была студия подкастов. Мы подумали, что было бы круто, если бы в Екатеринбурге появилась студия, которая специализируется именно на записи подкастов. Студии звукозаписи для этого не предназначены: в диалоговом формате там не очень удобно работать. В начале 2020 года проект «Городская редакция» закончился, а студия подкастов осталась. Мы перезапустили ее как самостоятельный проект, выбрали название и начали развивать. Я был куратором «Городской редакции» и впоследствии стал руководителем студии подкастов. 

- Открывали студию на свои деньги?

- Я выиграл грант от Росмолодежи в размере 700 тыс. рублей, и часть денег была потрачена на оборудование.

- Сколько человек сейчас работают в студии?

- Количество человек в команде – величина переменная. Постоянно задействованы 4-5 человек, включая меня. Есть девушка, ответственная за менеджмент записи в студии и выкладку подкастов, она ведет и собственный подкаст. Есть PR-специалист, два продюсера, которые ищут рекламных партнеров, и стратегический директор. Работа в подкаст-студии – моя основная занятость. За выпусками стоит гигантская журналистская и продюсерская работа: это поиск героев, сбор материала, непосредственно интервьюирование, постпродакшн, монтаж. Выложить подкаст на платформу – тоже работа: нужно загрузить файл, везде добавить описание. Также требуется собирать статистику, делать заявки на продвижение от платформфичеринг.

Еще я занимаюсь продюсированием и думаю, как развивать студию. Как ведущий выступал в подкасте The Creators о кухне креативных индустрий. Я не могу быть ведущим на всех подкастах, поэтому люблю к идее прилагать свою продюсерскую руку.

- Этого хватает, чтобы зарабатывать на жизнь? 

- Заработок тоже переменный. Сегодня пришел проект, или заказы, или люди на запись подкаста, завтра они не пришли. Это непредсказуемо, и в этом заключается сложность. Грубо говоря, я не знаю, что будет в следующем месяце. Подкаст-студия – очень маленький бизнес. Здесь нет миллионов, и партнеры приходят не сразу. Еще нужно учитывать, что мы находимся в регионе и здесь другие бюджеты на рекламу.

Без энтузиазма определенных людей ничего бы не двигалось. 

- Как сделать подкаст?

- Можем разобрать на примере. Есть подкаст архитектора Полины Ивановой «Мой дом – моя прелесть» (подкаст о том, как выбрать квартиру – прим. ЕАН). Мы с ней давно знакомы и после создания студии сразу начали обсуждать проект. Идея родилась мгновенно. Полине «жилищная» тема близка, она сменила несколько квартир и хотела поделиться своим опытом. Дальше мы прикинули эпизодный план, какие темы будем поднимать и каких гостей пригласим, начали записываться. После разговора появляется файл записи, с ним тоже нужно работать, например, по содержанию – убирать лишнее. С первого раза сделать разговор, из которого ничего не нужно удалять, – невероятная задача. Будут оговорки, заминки, паузы, где-то ты приветствие не скажешь адекватно, где-то не так попрощаешься, нужно будет перезаписать. К нам в студию можно прийти и без идеи, мы поможем и объясним, с чего начать.

- Есть ли какая-то драматургия внутри одного эпизода подкаста?

- Если это подкаст разговорный или интервью и оно позитивное-рядовое, например, человек рассказывает про свой район позитивную историю, то вряд ли там есть драматургия. Если это интервью с неоднозначным персонажем, там уже может выстраиваться драматургия. Этот прием используется больше в нарративных (чаще всего этим словом заменяют понятия «повествовательный» или «сюжетный») историях, когда подкаст идет, как сериал, серия за серией.

- Есть ли какие-то вещи, которые нельзя уместить в подкаст?

- Мне кажется, что их нет.

Если есть сложная история, которая должна быть визуально показана, то это вызов, чтобы включить креатив и подумать, как ее передать через голос. Визуальную историю можно пересказать либо использовать другие средства выразительности – музыку, звуковое оформление, другие инструменты саунд-дизайна.Можно использовать дополнительные материалы в описании или в социальных сетях подкаста. Мы не работаем активно с дополнительными материалами: если мы начнем про один подкаст много информации выкладывать, то это не будет интересно аудитории других подкастов. 

 

Фото с прошлым названием студии. Команда изменила название после того, как с ними связалась одноименная студия из Москвы

 

- Расскажите о монетизации. Зачем компании становятся партнерами подкастов?

- Здесь есть ряд факторов. Первый – привычные методы рекламы перестают работать: баннерная слепота развивается очень быстро, в Instagram мы сразу рекламу пролистываем, телевизионную рекламу люди выключают. В подкастах реклама более органична, нативна. Чаще всего она представлена не в виде перебивок, ее читает ведущий. С этим человеком у слушателя есть определенная связь. Я считаю, что подкасты намного интереснее слушать в сознательном режиме, и в момент, когда наступает реклама, ты не успеваешь выключиться.

- Какие еще факторы?

- Второй момент – это новый медиатренд. Идет гонка тех, кто первым осваивает новые инструменты. История с Clubhouse (социальная сеть, которая основана на голосовом общении – прим. ЕАН) это хорошо показала: бренды, которые были на острие повестки, зашли в социальную сеть моментально. После подкастов будут появляться новые форматы, и на них еще быстрее будут реагировать.

 Уральский топ: хайп вокруг Clubhouse 

- Что-то еще?

- Довольно тесный контакт с аудиторией. Подкаст слушают чаще всего в наушниках, и это возможность подобраться на максимально короткую дистанцию к потенциальной аудитории.

Такая реклама хорошо запоминается. Она не дает прямые продажи, но когда речь идет о компаниях, которые строят долгосрочные маркетинговые коммуникации, это их история.

Мы должны начинать со знания о бренде. Если говорить про подкасты, они могут работать и на имидж, и на знания, и на продажи. Подкаст не инструмент перфоманс-маркетинга, это больше про рождение доверия к бренду.

- Какую обратную связь дают партнеры?

- Пока у нас не очень много партнеров, но все остались довольны. Для компаний это эксперимент. Мы не самая популярная студия в мире и не даем космических прослушиваний, которые гремят на всю страну. Будет ли продолжение, зависит от ряда факторов: не всегда рекламодатели видят смысл продолжать делать шоу. Для них важно сделать историю и посмотреть обратную связь. Не всегда есть бюджет.

- Сколько стоит сделать один сезон рекламного подкаста?

- Изначально цена зависит от ведущего. Чем известнее и медийнее человек, тем больше ему нужно заплатить. Цена производства одного эпизода небольшая и составляет 10-15 тыс. рублей. Но это не значит, что стоимость сезона можно посчитать из умножения цены на количество эпизодов. На это влияет идея – это просто интервью или нужна журналистская и продюсерская работа, сколько спикеров в подкасте участвует. Есть сопутствующие вещи – джингл (звуковая заставка, которая звучит в начале и в конце подкаста – прим. ЕАН), обложка.

 

- Как происходит поиск партнеров для подкастов?

- Когда мы начинаем производство любого подкаста, то мы держим в голове, кому он может быть интересен. Например, если мы делаем подкаст про здоровье, логично, что он будет интересен компаниям из сферы медицины. Дальше нужно отслеживать, как компании проявляют себя в медийном поле. Есть очевидно консервативные компании, а есть активные, которые покупают рекламу у лидеров мнений и спецпроекты в медиа. Связаться с ними – вопрос техники.

- Сколько в среднем слушателей у ваших подкастов?

- Есть подкасты, которые набирают суммарно несколько десятков тысяч прослушиваний, например, весь подкаст «Гештальт для всех». Там есть эпизод, который послушали 18 тыс. человек. Суммарно там около 30-40 тыс. прослушиваний. Есть подкасты, которые не взлетают: наберется условно сотня прослушиваний, и все. География слушателей Екатеринбургом не ограничивается.

- Дайте, пожалуйста, рекомендации для тех, кто только знакомится с миром подкастов.

- Если вы из Екатеринбурга, то можете послушать подкаст «Екатеринбург. Местные» про свой район или район, который вам интересен.

Из последнего, что мне понравилось, – подкаст «Закат империи» для тех, кто интересуется темой истории. Это подкаст про последние годы Российской империи перед революцией 1917 года. Если эта тема хоть чуть-чуть интересна, то подкаст обязательно зацепит.

Если хочется чего-то ненапряжного – Kuji Podcast, это классический пример разговорного подкаста.

Комментировать