November 18, 2021, 12:21 PM
ЕАН

«Охота за глазами», глобализация, гуманизация: политолог назвал тренды предстоящих лет

Известный политолог Екатерина Шульман в рамках конференции «Яндекса» рассказала о пяти базовых тенденциях, которые ждут нас в ближайшие несколько лет в качестве последствий пандемии. DK.RU опубликовал текст ее выступления.

Пять грядущих трендов

1. Гуманизация и повышение цены человеческой жизни. Универсальность и свирепость пандемических мер во всем мире присутствуют потому, что почти никакое правительство не может позволить себе предоставить людям [возможность] болеть и умирать просто так. Хотя бы нужно что-то сделать по этому поводу, продемонстрировать свое беспокойство.

Темная сторона гуманизации — это культ безопасности. Человеческая жизнь такая ценная, что за ней надо все время следить. Любые нарушения свободы, приватности оправданны не из-за высших государственных целей, а потому что самому человеку, обладателю жизни, это необходимо.

2. Глобализация, сочетающаяся с изоляционизмом. Физическое разъединение, информационное и политическое объединение. Общая повестка для всего мира: один придумал вакцину — это становится новостью для всего остального человечества. Все заняты одним и тем же. Эта глобализация, мягко говоря, не вчера началась. Пандемия показала, что даже физическое отсутствие перемещений не замедляет, а только ускоряет этот процесс.

3. Всеобщий онлайн. Смерть приватности, развитие экономики данных, в которой главной ценностью является человеческое внимание. Куда направлены глаза людей — там рождаются деньги, туда они приходят, там начинается экономическое развитие.

Видимо, «охота за глазами» и есть главный экономический процесс XXI века. Как это внимание получить и удержать? Где есть люди, там есть доходы, откуда люди уходят — жизнь оттуда уходит тоже. Это не новость — экономика всегда стояла на людях. Но сейчас мы это видим ярче и выразительнее.

4. Доместикация труда, смешение частного и публичного пространства. Это не только работа из дома, хотя она очень сильно влияет и на городскую жизнь, и на потребление, и на отношения внутри семей, и на отношения работника и работодателя. Продуктивное и репродуктивное в общем пространстве. Второе — это труд воспроизводящий, обслуживающий.

За 2020 г. человечество увидело на собственном примере, какое количество неоплачиваемого труда должно быть сделано, чтобы стал возможен труд оплачиваемый. Это обслуживание до пандемии производила частично городская инфраструктура, частично его просто не замечали. В основном это бесплатный труд женщин. Он стал виден, и люди поняли, как его много.

Вторая — удаленная работа, которая, с одной стороны, удобна работнику и работодателю, с другой - предоставляет новые возможности для эксплуатации труда, о которых мы забыли с XVIII века. Если вы не ходите на работу, кажется, что работаете в замечательном удобном графике со своего собственного дивана, но понимаете, что работодатель не предоставляет вам ничего того, что был обязан предоставить в XIX и XX веках: рабочее место, его освещение, отопление и уборка, техника, на которой вы работаете, еда в столовой, корпоратив, подарки на Новый год, санаторий… Вся эта инфраструктура социальной поддержки растворилась.

Постоянные контракты, устойчивое, стабильное рабочее место — где теперь это все? Это достижения, политые кровью, человечество за это боролось 150 лет. Не хотелось бы все это потерять и вернуться к тому, что от работника — только натканное полотно, от работодателя — только деньги.

5. Секьюритизация медицины и медикализация публичной сферы. Ценность жизни и здоровья, здоровье понимается по-новому, и в этом частая причина конфликта между потребителем медицинских услуг и тех, кто их оказывает. Врачи по-прежнему действуют в парадигме «не умер — мы молодцы. Умер — ну, не получилось». Потребителю услуг здравоохранения нужно не просто спасение жизни, а ее качество. Постоянная публичность делает ценными такие вещи, как внешний вид, физическая активность и прочая форма.

Обратите внимание, какой это теперь огромный рынок и распространенные, почти обязательные бытовые практики. Никому не показалось удивительным, что весной 2020 г., когда города мира закрывались на карантин, на политическом уровне обсуждался вопрос, разрешать ли пробежки и занятия спортом в парках. Раньше это были занятия для фриков. Теперь хождение в спортзал или фитнес-центр — такая же примета городской жизни, как хождение в кафе. Все — не все, но все более многие — стали внезапно в высшей степени «зожными» и спортивными, потому что мы все презентуем самих себя.

Товар теперь уже не только товар, но и услуга. Потребитель хочет не просто купить булку в булочной, а иметь практически личные отношения с продавцом и производителем. Компании заставляют работников сниматься, выставлять себя в соцсетях, чтобы у компании было человеческое лицо. Следовательно, этот работник должен быть презентабелен, демонстрировать эту пресловутую активность, которая так раздражает людей, выросших в иной культуре.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+