July 22, 2020, 11:31 AM
Анна Касюкова

«Отдел охраны в заповеднике недееспособен»: все о пожаре на «Денежкином камне»

Пожар в заповеднике «Денежкин камень» разрастается. Площадь возгорания до сих пор не удается локализовать – оно рискует принять катастрофические масштабы.

На борьбу со стихией в заповедную тайгу уже брошены более пятидесяти человек. Люди работают по 10 – 12 часов, под палящей жарой и вдали от воды. Если их усилий окажется недостаточно и пламя распространится через ближайший гребень, унять его будет практически невозможно.

На данный момент площадь возгорания составляет 25 га. Дымом с «Деньги» заволакивает ближайшие поселки, его привкус в воздухе уже ощущают в Краснотурьинске. Местные жители с ужасом ожидают повторения сценария 2010 года: тогда пламя выжгло 3,4 тыс. га заповедного леса.

«Что такое пожар? Неконтролируемое горение лесной подстилки. То есть нужно ограничить его распространение – ограничение производится либо механическими средствами, либо лопатками. И принимается решение: либо мы проливаем его водой, либо оставляем его на выгорание. Сейчас пожар находится на выгорании», - рассказал заместитель директора Уральской авиабазы лесоохраны Владимир Лютов.

Сама по себе технология борьбы простая. Люди выстраиваются в цепочку и создают «полосу безопасности» шириной около 20 см. Докопать необходимо до первого увлажненного, менее горящего слоя. Так получается заградительная полоса для движения огня.

Однако такая работа – особенно с учетом особенностей рельефа на «Денежкином камне» – оказывается чрезвычайно опасной и сложной.

«Там уклон градусов 40. Людям там передвигаться довольно проблематично. И находиться там опасно. Поэтому вертолет с ВСУ – водосливным устройством – берет четыре кубометра воды и проливает верхнюю кромку. На один слив уходит 15 – 20 минут: идеальная для такой работы ситуация. Когда вертолет уходит, люди лопатками снизу все это подбирают», - пояснил Лютов.

Чтобы облегчить доступ к воде, специалисты авиалесоохраны выбрали на территории заповедника несколько площадок, где можно будет разместить крупные емкости. Помпы на место доставят вертолетами. Таким образом, у огнеборцев появится прямой доступ к спасительной влаге.

Следует добавить, что вертолет, работавший на территории заповедника в выходные, - подведомственен Министерству чрезвычайных ситуаций. Сегодня технику пришлось снять с объекта в связи с приездом главы ведомства Евгения Зиничева в Нижние Серги, пострадавшие от наводнения.

«Квашнина обвинила нас? В регионе свыше десятка лесных пожаров и наводнение. «Денежкин камень» - не единственный, кому нужно помочь, хотя и горит по тем же причинам, что и обычные леса – там проходной двор. Технику нужно было использовать под профильную задачу», - рассказали ЕАН источники в региональном МЧС.

Сейчас в тушении пожара задействованы не только сотрудники заповедника (их бы попросту не хватило) и спасатели. Услышав о беде на «Деньге», на борьбу со стихией выдвинулись местные жители и работники самого крупного местного предприятия – Северного медноцинкового рудника АО «Святогор» (входит в УГМК).

«До места их доставил муниципальный транспорт. Люди вышли, начали тушить, и оказалось, что на деле у нас не 0,8 га (как ранее заявила директор заповедника Анна Квашнина, – прим. ЕАН), а 5,5 га – такой пожар возник. Люди провели там двое суток, в воскресенье оттуда вышли: работали в очень тяжелых условиях – большая задымленность и ветер. Пожар подошел к кромке вала, необходима вода. Расстояние до воды – в чем и заключается вся сложность – составляет порядка 2,6 км», - рассказал глава Североуральска Василий Матюшенко. 

Как вышло, что небольшое возгорание площадью 0,8 га буквально за сутки «незаметно» разрослось до 5,5 га – вопрос к руководству и отделу охраны «Денежкиного камня». Интересно и то, что пожар начался в пятницу, а МЧС и глава ближайшего крупного города узнали о нем только спустя сутки. Впрочем, по словам экс-руководителя отдела Николая Сухомлинова, к серьезным проблемам на территории сотрудники заповедника не были готовы.

«Отдел охраны в заповеднике «Денежкин камень» недееспособен. Я это берусь утверждать со всей профессиональной компетентностью. У меня сложилось такое ощущение, что Анна Евгеньевна (Квашнина, – прим. ЕАН) намеренно ослабляет отдел охраны. Наверное, из тех соображений, чтобы инспекторы, не дай бог, не попали куда не надо и не задержали кого не надо», - отметил Сухомлинов.

Подробно о работе отдела охраны в заповеднике Николай Сухомлинов рассказал в интервью ЕАН еще весной. По словам специалиста, фактически выдавленного с места работы на «Денежкином камне», сейчас заповедник охраняется лишь формально. Обходы территории сокращены до минимума, техника пребывает в плачевном состоянии, зарплаты инспекторов не превышают 15 тыс. рублей, а с нарушителями, по чьей вине и могут возникать возгорания, борьба ведется в интернете.

«Для того, чтобы предпринимать какие-то действия, нужно иметь возможность с кем-то и с чем-то их предпринимать! А отдел охраны заповедника – это 12 человек по штату, но за время моей бытности этот штат не был укомплектован никогда. Более того, Квашнина периодически объявляет мораторий на прием новых сотрудников из соображений экономии заработной платы. Там просто не с кем работать в этом смысле», - рассказал Сухомлинов.

Эксперт особенно подчеркивает, что тушение пожаров в лесу требует специальной квалификации, навыков, умений и знаний.

«Какие могут быть знания у инспекторов заповедника, если там просто бешеная текучка кадров? Принято на работу 10 человек – уволено 9 человек: это конкретные цифры 2017 года. При такой текучести кадров о чем может быть речь?» - посетовал Сухомлинов.

Профильные ведомства, сотрудники заповедника и волонтеры намерены бороться с разгулявшейся на «Денежкином камне» стихией до победного конца. Удастся ли остановить пламя до того, как оно подберется к самым труднодоступным уголкам заповедника, станет понятно уже в ближайшее время. Однако уже сейчас и местные жители, и общественники, и пресса ждут реакции надзорных органов на устоявшуюся политику руководства «Денежкиного камня».

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+