July 29, 2019, 04:49 AM

Ответственности никто не несет: прокуратура признала опасной экошколу «Денежкин камень»

Пребывание детей в экошколе на территории «Денежкиного камня» небезопасно. К таким выводам пришла по итогам проверки прокуратура Североуральска. Надзорное ведомство вынесло предостережение директору заповедника Анне Квашниной о недопустимости нарушения федерального законодательства.

Прокуратура нашла массу противоречий между положением об экошколе и ее реальной деятельностью. В документе, завизированном лично Квашниной, говорится, что экошкола не осуществляет образовательную деятельность и предполагает лишь проведение эколого-просветительских мероприятий для детей и взрослых, цикл бесед, познавательных игр и экскурсий. Однако наличие форм заявок и расписание занятий свидетельствуют об обратном. В учреждении есть учебный класс, где проводятся занятия, по итогам обучения выдается удостоверение «юнги экологической школы». При этом в положении четко говорится, что, если «экошкольник» занимался неудовлетворительно, документ ему не выдадут.

«Данный пункт противоречит указанным в положении формам проведения просветительских мероприятий (экскурсия, беседа, игра), так как они не предполагают итогового оценивания, тем более не определены критерии отнесения к неудовлетворительному характеру участия в работе «экошколы». Таким образом, деятельность «экошколы» хоть и не является с юридической точки зрения образовательной, но <…> имеет признаки образовательной», - разъясняет прокуратура в предостережении, вынесенном Квашниной (копия документа имеется в распоряжении ЕАН).

Ведомство напоминает, что по закону каждая образовательная организация должна иметь лицензию, соблюдать права и свободы обучающихся и самое главное – обеспечить безопасные условия обучения.

«Денежкин камень» же в своем положении перекладывает всю ответственность за безопасность детей на руководителей организованных групп, которые приезжают в экошколу. Но, как справедливо отмечает прокуратура, руководители групп не имеют возможности обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности, СанПиНов, антитеррористической защищенности в помещениях, принадлежащих частным лицам – то есть на чужой территории.

«Таким образом, безопасность детей при участии в просветительских мероприятиях «экошколы» заповедника в настоящий момент, по сути, не обеспечена», - делает вывод прокуратура.

Тема безопасности сегодня особенно актуальна на фоне хабаровской трагедии – напомним, в результате пожара в палаточном лагере там погибли четыре ребенка. Сейчас местные власти задаются вопросом, почему дети жили в палатках из легковоспламеняемых горючих материалов, кто додумался установить тепловые пушки, насколько безопасными были обогреватели, и ищут тех, кто будет отвечать за все выявленные нарушения. В это время родители хоронят своих детей, которым было всего по 11-12 лет.

Трагедия в Хабаровске, как обычно и бывает, спровоцировала проведение проверок по всей стране. На днях совещания по вопросу обеспечения безопасности прошли и на Среднем Урале. Как рассказали ЕАН в отделе образования Североуральска, за день поступило два запроса, в том числе вышестоящие органы интересовались экошколой «Денежкин камень». Откуда именно были запросы, собеседница агентства не уточнила.

Также она не смогла ответить на вопрос, организует ли экошкола в данный момент обучение детей. И это неудивительно: деятельность учреждения фактически ничем и никем не регулируется, а оно само по себе ни за что ответственности не несет, навряд ли административные органы могут знать о том, когда и какие мероприятия там проводятся.

Есть ли в положении что-то об условиях проживания детей на территории «Денежкиного камня», нам неизвестно – документа в открытом доступе просто нет. На запрос журналистов Анна Квашнина ответила, что положение на сайте заповедника действительно не опубликовано и действует оно только на время мероприятий экошколы.

Зато журналист Евгений Ющук опубликовал выдержки из прежнего постановления, которое действовало с 2012 по 2019 год. Новый документ, напомним, появился только в январе – судя по всему, изменить предыдущий руководство «Денежкиного камня» вынудили начавшиеся проверки деятельности экошколы.

В предыдущем документе есть пункт «Организация быта и проживание», свидетельствующий о том, что дети все-таки находятся на территории экошколы по несколько дней.  В положении говорится, что ученикам для проживания предоставляются бревенчатые дома с печным отоплением в селе Всеволодо-Благодатское, принадлежащие заповеднику. В домах есть столы и лавки. Туалеты находятся на улице, вода – в водоколонках. Заповедник предоставляет обучающимся дрова, электрочайники, электроплиты, кастрюли. Участники групп должны привезти с собой продукты, коврики, спальники, жидкости для биотуалета.

«Приготовление пищи, топка печей, обеспечение водой, а также чистка биотуалетов организуется руководителями групп», - говорится в документе.

При этом сама Квашнина в Положении об экошколе охарактеризовала бытовые условия детей как экстремальные. Но смогут ли городские дети, хоть и под присмотром руководителя, растопить печь и приготовить еду так, чтобы не устроить пожар или не погибнуть от угарного газа, несвоевременно перекрыв дымоход, - большой вопрос. И остается только радоваться, что до сих пор этого не произошло.

Кроме того, в положении говорится, что в рамках занятий «организуется общий полевой выход на весь день, однодневная экспедиция с комплексными задачами, в ходе которой участникам предоставляется возможность использовать полученные на занятиях знания». 

Такие выходы, по логике вещей, также должны быть тщательно продуманы и зарегистрированы в спасательных подразделениях. И опять же возникает вопрос, соблюдаются ли эти меры в «Денежкином камне». В 2007 году уже был случай, когда в тайге на территории заповедника заблудились 14-летняя и 16-летняя участницы «Экологического десанта» из Московской области. Девочек отправили на задание - искать шмелей, но назад они не вернулись. 

Спасатели, спецназовцы, волонтеры искали потеряшек восемь дней. К счастью, погода тогда стояла теплая, девочкам посчастливилось не встретить волков и медведей, а от туч комаров и клещей их спасли резиновые сапоги и длинные плащи-накидки. 

В итоге отвечал за произошедшее 48-летний руководитель детской экологической экспедиции, с которой приехали девочки, – в отношении него было возбуждено уголовное дело. Это еще раз доказывает, что в случае беды заповедник и экошкола вряд ли будут нести какую-то ответственность.

Возвращаясь к прокурорскому постановлению, также стоит отметить, что и в принципе деятельность экошколы (по крайней мере та, что обозначена в постановлении) не соответствует госзаданию, полученному «Денежкиным камнем». В перечне мероприятий по экологическому просвещению, которые должен проводить заповедник, значится выпуск рекламно-издательской продукции, выступления в СМИ, организация экспозиций и выставок, экологических лагерей, экспедиций, акций, праздников и обучающих семинаров.

«Таким образом, работа «экошколы» в соответствии с государственным заданием не предусмотрена в том виде, в каком она в настоящий момент проводится (как мероприятие в форме экскурсий, игр, бесед)», - делает вывод прокуратура.

Отметим, что экошкола проводилась сотрудниками заповедника в рабочее время, оплаченное из бюджета. И минприроды по непонятной причине годами игнорировало такие траты бюджетных средств на мероприятия, не соответствовавшие госзаданию.

Надзорное ведомство призывает заповедник урегулировать все спорные вопросы по функционированию экошколы строго в соответствии с государственным заданием и, наконец, оформить необходимые документы. Если она будет функционировать в качестве кружка, то следует получить лицензию на ведение образовательной деятельности по программе дополнительного образования. Если школа будет предусматривать проведение экологических экспедиций или возьмет на себя функцию экологического лагеря, нужно будет зарегистрировать ее в реестре лагерей, разработать программу лагеря, получить заключение Госпожнадзора, санитарно-эпидемиологическое заключение.

Таким образом, прокуратура подтвердила, что в том виде, в котором школа существовала до настоящего момента, она была небезопасна и, по сути, нелегальна. Все заявления Анны Квашниной, сделанные в прессе, о безопасности экошколы оказались опровергнутыми. Теперь ей предстоит устранить противоречия, обозначенные в прокурорском предостережении.

Стоит отметить, что закрывать школу совсем никто не собирается - сейчас региональное министерство образования и власти Североуральска разрабатывают и осуществляют мероприятия, которые позволят сохранить экошколу и при этом сделать ее деятельность законной и безопасной. 

ЕАН будет следить за развитием событий.

Фото: pixabay.com

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+