October 2, 2019, 01:57 PM

Первый месяц комом. Как челябинский «Трактор» провел первый месяц регулярного чемпионата КХЛ

Хоккей, который демонстрирует на старте сезона челябинский хоккейный клуб, оставляет, мягко говоря, противоречивое впечатление. При безусловном наличии у хоккеистов характера и бойцовских качеств большей части из них, похоже, элементарно не хватает мастерства, а тренерскому штабу так и не удалось поставить хоть какое-то подобие системной игры в нападении. Об этих и других проблемах «Трактора» — в материале ЕАН.

Межсезонье и сезон

К началу регулярного чемпионата «Трактор» подошел в неофициальном статусе «чемпиона межсезонья». Выиграно два предсезонных турнира и в общей сложности одержано восемь побед в девяти матчах (лишь однажды «Трактор», играя, по сути, фарм-клубом, уступил в овертайме «Куньлуню»). Уверенная оборона и игра вратарей во главе с Василием Демченко, высокие скорости и давление на соперника в атаке — все это настраивало на довольно бодрый лад. Особенно если учесть, что состав команды поменялся по сравнению с прошлым сезоном процентов на 85.

Однако первый месяц выдался для челябинского клуба, мягко говоря, непростым.

Четырнадцать игр за 28 календарных дней, в том числе уникальная во всей истории КХЛ 8-матчевая (!) выездная серия, длившаяся две недели.

Впрочем, забегая вперед, заметим, что такой непростой календарь руководство «Трактора» выбрало себе само и такое развитие событий, судя по высказываниям директора клуба Бориса Видгофа, его полностью устраивало. 

В итоге этот выезд «Трактор» как раз провел более чем достойно, выиграв пять игр из восьми, и это при жесточайших транспортных приключениях, связанных с перелетом и размещением в Китае.

А вот на домашнем льду челябинский клуб потерпел пять поражений в шести играх, в том числе два подряд на старте от мощных «Витязя» и СКА и три — сразу после выезда. Были там и болезненные 0:6 от «Ак Барса», полученные на глазах у президента «Трактора», губернатора Челябинской области Алексея Текслера.

Столь же противоречиво, как и результат, выглядит и игра команды.

Щит и меч

В защите, несмотря на пока не самую удачную игру основного вратаря Василия Демченко, «Трактор» смотрится очень даже достойно. Да, в 14 играх пропущено 30 шайб (11-й результат в лиге), но если исключить три откровенных провала — по 4 шайбы от СКА и «Витязя» и 6 голов от «Ак Барса», то в оставшихся 11 играх «Трактор» пропускал всего по 1,53 шайбы. Очень и очень достойные цифры.

Прекрасно смотрится и игра команды в меньшинстве. 90,9% «убийства» — второй результат в КХЛ после ЦСКА.

А вот длящиеся второй год системные проблемы с атакой решить так и не удалось.

«Трактор» — одна из худших, если не худшая команда лиги по игре в нападении. Об этом говорит прежде всего безжалостная статистика.

Двадцать две заброшенные шайбы в 14 матчах — это 1,57 шайбы за игру, второй с конца результат в КХЛ на 2 октября. Хуже только рижское «Динамо» — 1,45 шайбы. А еще 1,57 шайбы за игру — это даже меньше, чем в прошлом сезоне, когда «Трактор» забрасывал чуть больше 1,6 шайбы за матч. И это было худшим результатом за всю 71-летнюю историю клуба.

Лишь дважды в нынешнем сезоне игроки «Трактора» смогли забросить в ворота соперника три шайбы. Если вычесть эти игры из общих цифр, то получается, что в остальных 12 встречах «черно-белые» и вовсе забрасывали по 1,25 шайбы за игру.

Игроки «Трактора» бросили по воротам соперника 408 раз (29,1 бросок в створ за игру) — приличные цифры, четвертый показатель в лиге. Однако по проценту реализации бросков — 5,39% — второй с конца в КХЛ. 

Это может говорить либо о том, что броски наносятся не из самых выгодных положений, либо нападающие челябинцев просто не способны бросать мимо вратарей.

Из 22 заброшенных шайб шесть заброшены в большинстве. При этом процент реализации лишнего игрока (11,8) — пятый с конца в лиге. Игра же в равных составах (16 шайб) — одна из худших в КХЛ. 

Но еще печальнее другое. При подготовке этого материала корреспондент ЕАН просмотрел видео всех 16 шайб «Трактора», заброшенных в равных составах. Ни одного гола после красивой комбинации и выверенных передач, а в основном — «трудовые» и «фартовые» шайбы: удачная игра на добивании, отскоке от борта и соперника, подставление клюшки под броски…

Бал легионеров

Игра команды в атаке полностью зависит от легионеров первой пятерки.

Картина очень наглядная: из 56 набранных всей командой баллов за результативность 24 очка (42,8%) на счету игроков-иностранцев, купленных перед в прошедшее межсезонье, — трио форвардов Гика-Седлак-Кейлоф и защитника Виртанена. Из 22 заброшенных шайб «Трактора» на их счету половина — 11. Из 16 голов в равных составах — 10 (62,5%). Совокупный показатель полезности этой четверки — «+20» (совокупный же +/- всей команды — «-46»).

Добавьте к ним резко прогрессирующего молодого защитника Карпухина (1 гол и 5 передач) и форварда Алексея Кручинина (3+2), и получится, что эта шестерка полевых игроков «настреляла» 68% всех шайб и 62,5% всех баллов за результативность. Правда, у Кручинина с Карпухиным печальные показатели полезности — «-7» и «-4» соответственно. Но их вклада в атаку это не отменяет.

По большому счету вся игра в атаке челябинского клуба сводится к тому, забросят ли за счет индивидуальных навыков «свои» шайбы объединенные в первой пятерке легионеры. Больше, собственно, забивать в команде просто некому (а те же Андрей Попов и Антон Глинкин, увы, похоже, уже прошли свой пик игровых возможностей).

И поэтому совершенно логично то, что «Трактор» откровенно посыпался, как только с травмами выбыли Лукаш Седлак, Томаш Гика и еще один легионер Кристиан Томас. Плюс — в первом же матче сломался и до сих пор не пришел в кондицию еще один ключевой игрок команды — атакующий защитник Ник Бейлен.

Но, с другой стороны, возникает вопрос: а что же делают на площадке остальные игроки «Трактора»? Каков их реальный уровень? Или это Петерис Скудра не в состоянии поставить хоть какую-то системную игру в нападении или просто стабилизировать и наиграть состав?

Прошел всего месяц, а на лед в черно-белой форме выходили уже 33 хоккеиста, в том числе — аж 21 форвард. Показатель, который обычно накапливается к концу сезона. И это уже вопрос не только к тренерскому штабу, но и к менеджерам «Трактора», ответственным за селекцию, — спортивному директору Роману Беляеву и вице-президенту Олегу Усачеву.

Шило, мыло и селекция

Если за «легионерскую» часть трансферной кампании Усачеву и Беляеву можно смело ставить высший балл, то подбор остальных новичков иной ассоциации, кроме как «поленница дров», пока не вызывает.

Например, решительно непонятно, чем, скажем, стабильно выходящие на лед новички «Трактора» Руслан Карлин или Егор Фатеев (0 очков за результативность на двоих и по «-6» полезности у каждого) лучше и полезнее воспитанников клуба — уже освобожденного из команды Артема Пенковского или столь же незабивных, но оставшихся в составе Александра Шарова и Марселя Шолохова (те же нули за результативность и минусы по полезности). 

Или чем приобретенный перед сезоном, но отчисленный на днях по соглашению сторон Егор Бабенко (3 игры, 0 очков, «-2» полезности) лучше или хуже взятого, по сути, вместо него на просмотр Максима Трунёва (успел провести 2 игры, 0 очков, «-3» полезности). 

Более того, ни Карлин, ни Фатеев, ни Бабенко никогда в своей карьере не отличались завидной результативностью (в среднем одно очко за 7-8 матчей в КХЛ).

А у почти 30-летнего Трунёва, за плечами которого более 400 игр в лиге, был всего один крутой сезон в «Северстали» 2016/17, когда он забросил 17 шайб и отдал 12 передач. Все это можно выяснить, просто посмотрев базовую статистику этих «нападающих».

Или, если говорить о защитниках, чем новичок Юрий Сергиенко принципиально лучше вытесненного им из состава Игоря Исаева?

Остается лишь задать тот самый вопрос из фильма Гая Ричи «Большой куш»: «Ты его смотрел, когда покупал?»

Да, автор этого текста помнит, что у игроков бывают специфические тактические задачи и статистика не в полной мере отражает суть происходящего на льду. Но тем не менее цифры все же штука убедительная.

Увы, никаких принципов селекционной политики клуба его руководство публично не оговаривало. Равно как и главный тренер «Трактора» Петерис Скудра не дал ни одного развернутого комментария, где постарался бы объяснить, на каких тактических принципах и схемах он пытается выстроить игру челябинского клуба. Мы были бы рады подробно расспросить их об этом.

А пока же публике остается довольствоваться информацией о, возможно, «слишком тесных» взаимоотношениях боссов «Трактора» с известным хоккейным агентом Юрием Николаевым. Сейчас в системе «Трактора», по данным сайта николаевского агентства Winners, числится сразу 13 игроков (плюс отчисленный Бабенко), из которых девять — в основном составе команды. И его якобы давние взаимоотношения с тем же Петерисом Скудрой…

Без аншлагов

Отсюда мы переходим к еще одной проблеме клуба — невыстроенности медийной политики, ее косности и закрытости. 

Налаживать ситуацию призвана Елена Герасименко — одна из самых эффективных медиаменеджеров Южного Урала. Но она пока что едва приступила к работе. К тому же непонятно, будут ли ее советы, рекомендации и требования слушать и исполнять те, кто ее на эту работу нанял. 

До этих пор журналистам и болельщикам, если говорить обобщенно, традиционно предлагалось просто «верить в команду». Заодно списывая проблемы на усталость от тяжелого выезда и травмы легионеров. 

Но, повторимся, этот выезд «Трактор» согласовал себе сам, да и можно ли говорить об усталости уже после первого месяца «регулярки»? Тогда чем же игроки и тренеры в межсезонье занимались? И надо ли было «выпрыгивать из штанов» ради выигрыша летних турниров?

К тому же вряд ли предложение «слепой веры» работает в современном информационном обществе. И в Челябинске, где жители города разбираются в хоккее едва ли не поголовно. И где 70-летние хоккейные традиции приучили болельщиков ждать от «Трактора» прежде всего результативной игры в атаке. А не вот эти вот 1,57 шайбы за матч…

Поэтому нечего удивляться и тому, что трибуны арены «Трактор» еще ни разу в этом сезоне не видели аншлага.

Все еще будет?

На текущий момент «Трактор», проведший больше всех игр среди команд КХЛ, занимает с 13 набранными очками 7-е место в Восточной конференции КХЛ. И на самом деле все только начинается. Вероятно, 8-матчевый выезд еще какое-то время будет сказываться на состоянии игроков. И игра в атаке, безусловно, строится не два месяца. Если, конечно, речь о системной игре для почти полностью обновленного состава, а не о расчете на удачу и личное мастерство игроков первой пятерки.

Но пока что к «Трактору» вопросов больше, чем логичных ответов на них. Говорят, что вопросы эти появились не только у болельщиков и доставучих журналистов, но и в резиденции главы региона. Ну, а кому понравится лично наблюдать 0:6 и слышать свист пустеющих трибун? Неплохо бы, чтобы руководство «Трактора» хотя бы начало думать над тем, чтобы внятно, логично и публично начать объяснять свои действия...

Дмитрий Моргулес, фото - hctraktor.org, пресс-служба губернатора Челябинской области.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+