March 24, 2022, 10:36 AM

По незнанию - под уголовку: зачем расширили закон о фейках и при чем тут антимонопольное законодательство

В начале марта вступили в силу поправки в Уголовный кодекс РФ о наказании за дискредитацию, фейки о военной операции и призывы к санкциям. На днях Госдума расширила закон — теперь ответственность предусматривается за дискредитацию действий любых госорганов за рубежом. Штрафы составят до 5 млн рублей, максимальный срок лишения свободы — до 15 лет. Адвокат Дмитрий Лебедев объяснил в колонке ЕАН, в чем уникальность поправок для российского законодательства. 

«Уголовный кодекс РФ дополнен статьями 207.3 и 280.3. Диспозиция статьи 207.3 – публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации – более или менее понятно, т.к. подобная уголовно-правовая конструкция уже используется в ст. 128.1 УК РФ. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, и клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ либо совершенная публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть интернет. С этой конструкцией правоохранители более или менее научились справляться.

Другое дело - ст. 280.3 УК РФ, где впервые для УК используется термин «дискредитация». Это публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных сил в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ в указанных целях, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

С данным понятием необходимо подробно разобраться, т.к. его неверное толкование может привести к привлечению к уголовной ответственности невиновных лиц. 

Данный термин перекочевал в Уголовный кодекс из антимонопольного законодательства. Так, в частности, в ст. 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 16.02.2022) «О защите конкуренции» сказано, что не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

В соответствии с письмом ФАС России от 24.12.2015 N ИА/74666/15 "О применении «четвертого антимонопольного пакета» дискредитация имеет своей целью подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения ненадлежащей информации, в число которой входит и неполная информация о конкуренте, его товарах и услугах.

Дискредитацию ФАС России также определяет как негативную информацию. В силу того, что иной трактовки дискредитации в законодательстве РФ нет, придется использовать данную трактовку, и я думаю, что правоприменителями она будет взята за основу. 

Вывод, который мы можем сделать: дискредитация в контексте ст. 280.3 УК РФ – это распространение ложных, неточных, искаженных, неполных сведений, направленных на подрыв доверия к Вооруженным силам РФ и деятельности государственных органов за рубежом.

Введение в уголовно-правовой оборот термина «дискредитация» направлено на повышение стандарта точности и достоверности при описании и изложении хода специальной военной операции на Украине.

В настоящее время на сайте Государственной Думы найти законопроект с пояснительной запиской к нему я не смог. Ссылки на него оказались «пустыми»».

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+