December 6, 2021, 07:17 AM
ЕАН

«По показателям обгоним и Чечню»: как в Екатеринбурге «делали» перепись населения

Перепись населения завершилась почти месяц назад, но власти все еще не расплатились с переписчиками. Этой теме ЕАН посвятил несколько публикаций. Но самое интересное по-прежнему осталось за кадром: можно ли доверять результатам процесса, участниками которого, по официальным данным, стали 99 % россиян? Ответ на этот вопрос – в интервью с контролером, попросившей сохранить ее инкогнито.

- Как набирали сотрудников для переписи?

- Я могу говорить только о Екатеринбурге, хотя, возможно, это общеобластная история. В сентябре закончились выборы в Госдуму и Заксобрание и многим членам избирательных комиссий сообщили, что есть новая государственная задача – Всероссийская перепись населения. Разумеется, за работу заплатят. 

Члены избиркомов – люди дисциплинированные. Партия сказала надо – комсомол ответил «есть». Ну и заработать многие хотели, особенно молодежь, студенты.

- Как это все работало?

- Организатор – Росстат на федеральном уровне, Свердловскстат - на местном. Разумеется, работали в плотной связке с районными администрациями Екатеринбурга.

 Переписчики населения в Свердловской области боятся остаться без зарплаты 

Непосредственно переписчики – низовое звено, над ними – контролер. К примеру, в моей группе было 6 человек. На старте все выглядело более чем просто: переписчики получают планшеты, атрибутику, некоторое количество рекламных материалов (которые нередко контролеры размножали за свой счет, так как это быстрее), манишки, ручки-блокноты и идут на свой счетный участок, как правило, это 5-7 многоквартирных домов. 

Бардак начался с самого начала. Опросный лист из 40 вопросов заполнялся на рабочем планшете переписчика либо, если гражданин приходил на стационарный участок, на стационарном планшете контролера. Предполагалось, что в течение дня информация должна несколько раз синхронизироваться и таким образом попадать в общую базу данных, чтобы организаторы переписи могли контролировать ее в режиме онлайн. 

Но на практике выяснилось, что синхронизация на планшетах не работает, поэтому контролерам самим приходилось каждый день обобщать информацию по своему переписному участку, суммировать и отправлять данные в Росстат в аналоговом режиме.

Я имею опыт работы в избирательной системе, ее можно критиковать, но это именно система, машина с прописанными и многократно отработанными процедурами. Там нужно просто добросовестно исполнять свои обязанности, все уже регламентировано, опробовано, отработано. В случае с переписью можно констатировать, что это управленческий провал, контролеры осваивали все сами, на бегу.

Изначально нас собрали на так называемый «установочный» семинар. Раздали талмуды документов, федеральные законы, попросили самостоятельно изучить – и вперед, в поля…

- Участники процесса после завершения переписи жаловались нам, что с ними не заключили обещанных контрактов…

- С кем-то заключили, с кем-то нет, это был взаимный серьезный просчет: организаторы рисковали получить проблемы с прокуратурой и трудовой инспекцией в связи с очевидным нарушением трудового законодательства, исполнители же – быть обманутыми или «уволенными» в связи с отсутствием события найма.

 Встречали радушнее, чем в квартирах: в Екатеринбурге переписчики начали пересчет бездомных (ФОТО) 

Наверное, шутки ради или в качестве нематериального поощрения для повышения боевого настроя нам сказали: «По итогам переписи Екатеринбург должен стать третьим по численности населения городом России».

- Обошли в итоге Новосибирск?

- Как я понимаю, итоги будут подведены лишь весной. Думаю, обойдем, если только в Новосибирске не работали таким же образом.

По крайней мере, в моем планшете после завершения переписи число переписанных граждан странным образом удвоилось. Не удивлюсь, если мы обойдем Чечню по охвату переписанных граждан.

- Чудеса технологий. А что за планшеты у вас были?

- Отечественные. Не знаю, Роснано или нет, но очень слабые с точки зрения функционала. Прицепиться к интернету с других устройств было невозможно, работа – только от симки Ростелекома.

- А зарплата только на карту Сбербанка…

- Если это была шутка – то мимо. Конечно, только Сбер и только «Мир», все остальные банки, в том числе и госбанки, – по боку.

Но вернемся к планшетам. Странные вещи с ними происходили. Наша группа работала честно, полностью проговаривался весь опросник, если граждане не открывали дверь, мы фиксировали это в комментариях. Но от других коллег я узнала, уже после завершения работы, что все помещения переписного участка, отраженные в планшетах, при определенной сноровке и технических навыках можно было перекрасить из красного цвета (это означает, что помещение не переписано) или желтого (частично переписано) в зеленый (помещение переписано). По всей видимости, итоговой правке подверглись данные на всех планшетах после того, как мы их первый раз сдали.

- Пресловутые 99 % переписанных, над которыми все смеются? В эти результаты можно верить?

- Они самые. На мой взгляд, конечно же, нельзя.

- Сколько должен был продолжаться весь процесс? И сколько за него заплатили?

- Ну, пока еще никому ничего не заплатили, так как не все еще даже получили свои контракты. Перепись проводилась с 15 октября по 14 ноября. Переписчики за месяц работы должны получить 18,6 тыс. рублей минус налоги, контролеры – 38,7 тыс. рублей минус налоги.  

- По-моему, в первых числах ноября появились слухи о том, что все идет очень плохо и нужно срочно «поднимать явку», говоря языком выборов…

- Началась настоящая истерика. В районные администрации нас могли вызвать в любой момент, устроить разнос. Люди в ответ тоже начали психовать: ни у кого на руках не было контрактов, и когда начались угрозы штрафов и «увольнений», стало ясно, что, отработав две недели, вполне можно остаться без денег.

У не слишком активных переписчиков отбирали планшеты, многие бросали их и уходили сами. Когда вслед за ними ушли некоторые контролеры, чиновники немного поостыли, видимо, стало ясно, что массовое увольнение просто сорвет перепись.

- 3300 человек на шестерых переписчиков, 30 суток. Кажется, это не так уж и много.

- Действительно, но только кажется. Придумавший проводить перепись в пандемию человек – большой оригинал. Попасть в квартиры сейчас очень сложно, поверьте. Люди напуганы: одной рукой государство через СМИ призывает ограничить контакты, чтобы исключить риск распространения COVID, другой – отправляет к ним переписчиков. 

- Не до конца ясно, почему нельзя было ограничиться интернет-переписью?

- Это одна из главных «непоняток». Сначала переписчикам сказали: «Вы обязаны поговорить даже с теми, кто скажет вам, что переписался на Госуслугах. Пусть они предъявят вам QR-код (который можно считать на планшете). Директора бюджетных предприятий требовали у своих сотрудников эти QR-коды, которые затем централизованно отправлялись на стационарные участки; далее контролеры верифицировали их с помощью стационарных планшетов. 

Конечно же, граждане в большинстве своем начали нас «посылать». Когда кто-то наверху понял, что это дичь, сдали назад: «Ладно, не приставайте к ним, учтем их сами». Правда, во время промежуточного контроля нам в зачет «интернетчики» не пошли, начальство сказало, что это не наша заслуга. Так, против нас, самых активных участников переписи, сыграла пиар-кампания этой самой переписи. Вот спасибо!

- Что было дальше?

- Где-то к концу третей недели работы, как я понимаю, всем стало ясно, что никаких красивых цифр «по-честному» у нас не будет, и начался расколбас: нам намекнули, что не обязательно фиксировать ФИО людей, достаточно стало записать «Гражданин 1» или «Гражданка 2», стало можно не фиксировать большинство ответов на вопросы по жилью. 

Часть опросника, посвященного национальной и языковой теме, стали быстро заполнять сами: если перед тобой очевидный русак – пишешь «русский», «говорит на русском». Набили руку: если обошел первый этаж, уже понимаешь планировку квартир по стояку, количество комнат, пока поднимаешься на следующий этаж – уже заполняешь часть опросника. Главное – делать все быстро, нужна «явка». 

А тут еще Чечня отчиталась досрочно стопроцентным результатом, начальство всерьез засуетилось, многих опять стали прессовать, особенно переписчиков-студентов.

Некоторых из них как раз в это время стали выселять из общежитий в связи с локдауном, естественно, многие не выходили на работу, в связи с чем проседали показатели переписи по конкретным дням. Руководство Росстата регулярно угрожало им дисциплинарными взысканиями и шантажировало денежным вопросом.

 Екатеринбургским переписчикам пригрозили новыми репрессиями за невыполнение плана 

Какой-то результат это дало: смотрю, даже у самых больших моих «тормозов» цифры пошли вверх. Это они начали тащить квитанции за ЖКУ из ящиков, с помощью районных администраций уговаривали руководителей ТСЖ сдать данные жильцов. Последнее, в случае успеха, – настоящий подарок: можно пакетно переписать целый дом.

- В следующую перепись будешь участвовать?

- Возвращаться в этот бардак – ни за что.

- Ты говоришь, что пришла в перепись «из выборов». Там вы тоже цифрами играете?

- Нет, тем более что это влечет уголовную ответственность. Манипуляции с цифрами стали для меня откровением именно в ходе переписной кампании.

 Тысячи переписчиков заразились коронавирусом в России во время переписи населения Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+