November 26, 2021, 08:04 AM
Анна Гринь

Почему не удалось спасти аэровокзал «Уктус» в Екатеринбурге: хроника событий

Сегодня, 26 ноября, рано утром в Екатеринбурге снесли аэровокзал «Уктус». Общественники боролись за сохранение здания, поскольку были уверены, что оно достойно стать памятником архитектуры и войти в список объектов культурного наследия. Однако аэровокзал попадал в пятно стройки нового торгового центра с автовокзалом от владельцев «Пассажа» и «Гринвича» Игоря Заводовского и Константина Погребинского. ЕАН вспоминает хронику борьбы за сохранение автовокзала.

В 2017 году архитектор Елена Морозова подала заявку в свердловское управление по охране объектов культурного наследия (ОКН) с просьбой включить в здание в реестр ОКН, однако ведомство отказалось это делать. Вторую попытку предприняла в 2019 году координатор общественного движения «Реальная история» Марина Сахарова, ей также отказали. Сахарова обжаловала решение, но проиграла суды первой и второй инстанции. 

По мнению градозащитников, здание аэровокзала представляет культурную ценность, поскольку являлось ключевым пунктом на основном магистральном маршруте от Москвы до Иркутска. Это, вероятно, единственный в России сохранившийся в неизменном виде довоенный аэровокзал, построенный по индивидуальному проекту.

Внешний вид и интерьеры аэровокзала

О строительстве на месте «Уктуса» стало известно в 2018 году, когда «Общество Малышева, 73» представило первые эскизы будущего торгового центра с автовокзалом. Согласно протоколу итоговых общественных слушаний по проекту строительства подъездов к зданию, его возведут в границах улиц Крестинского — Академика Шварца — Белинского — Объездной дороги. В новое здание должны перенести автовокзал со станции метро «Чкаловская». По информации СМИ, строительство должно было начаться в 2018 году, однако сроки все время сдвигались. 

Схема застройки на месте «Уктуса»

Здание аэровокзала попадало во вторую очередь застройки торгового центра. В марте 2021 года представители администрации Екатеринбурга заявляли ЕАН, что согласно планам строительства первой очереди, работы не затрагивают здание аэровокзала, а плана строительства второй очереди у горадминистрации нет.

 «Обязательство по сносу отсутствует»: что ждет аэровокзал «Уктус» в Екатеринбурге 

Стоит отметить, что само здание аэровокзала принадлежало не «Обществу Малышева, 73», а Росимуществу по Свердловской области и находилось на праве оперативного управления у Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности в Уральском федеральном округе (УГАН НОТБ УФО). Как стало известно ЕАН, в 2015 году ведомство на основании совместного решения Министерства транспорта, Ространснадзора и региональной администрации освободило здание аэровокзала и переехало в офис по адресу Шейнкмана, 55. При этом аэровокзал все еще был закреплен за управлением, в 2020 году УГАН НОТБ УФО даже пыталось поменять аэровокзал на офисы на улице Шейнкмана, однако Министерство транспорта сделку не согласовало. 

В марте 2021 градозащитники продолжили свою борьбу за аэровокзал: активисты собирали подписи, направляли предложения в администрацию Екатеринбурга с просьбой превратить «Уктус» в культурный центр, делали тематические выставки. 

28 октября 2021 года участница движения «Реальная история» Марина Сахарова, архитектор Галина Алексеева и архитектор-реставратор Дмитрий Демин подали третью заявку на включение екатеринбургского аэровокзала «Уктус» в реестр объектов культурного наследия. Они дополнили свою заявку сведениями об интерьерах здания и его мемориальной ценности. Аэровокзал внесли в реестр строений, обладающих признаками ОКН.

Уже 5 ноября Управление госавианадзора объявило тендер на демонтаж аэровокзала. Управление решило списать имущество, находящееся у него на праве оперативного управления. Как сообщило ведомство на запрос ЕАН, по закону они имеют такое право. Федеральный Ространснадзор в ответ на запрос ЕАН подтвердил, что в курсе демонтажа здания и не видит в этом нарушений. ЕАН запросил комментарий у федерального Росимущества, однако на момент публикации ответ ведомства еще не поступил.

 Москва объяснила, почему не будет препятствовать сносу аэровокзала «Уктус» в Екатеринбурге 

Общественники подавали жалобу на закупку, поскольку нашли в ней множество нарушений, однако Федеральная антимонопольная служба не стала отменять тендер. Уже 13 ноября стало известно, что сносом будет заниматься компания «Горремстрой».

Градозащитники направили губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву и мэру Екатеринбурга Алексею Орлову просьбу отменить снос.

Как стало известно ЕАН от высокопоставленного источника, администрация Екатеринбурга не могла вмешаться в ситуацию, поскольку «Уктус» федеральный актив. Получить официальный комментарий от мэрии не удалось.

Правительство Свердловской области ситуацию предпочло не комментировать. Несмотря на то, что издание «Вечерние ведомости» опубликовало документ, в котором указывалось, что губернатор Евгений Куйвашев якобы не возражал против демонтажа и даже отправлял некое письмо в Москву.

Не помогли сохранить аэровокзал и два пикета, которые провели градозащитники. За сносом можно было наблюдать онлайн камеру установили представители движения «Мирные жители». 

Сегодня же стало известно, что сносом заинтересовался председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он поручил изучить обстоятельства сноса здания и при наличии оснований проверить действия должностных лиц, принявших такое решение. 

К концу дня аэровокзал будет полностью уничтожен.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+