December 23, 2021, 11:35 AM
ЕАН

«Почему сцена так и не стала площадкой для социальных высказываний»: в Екатеринбурге прошла интеллектуальная вечеринка в стиле 1990-х

Двадцать первого декабря в клубе «КУБ» в Екатеринбурге прошла интеллектуальная квир-вечеринка в стиле 90-х. Организатором выступила екатеринбургская феминистская инициатива «ЖИВА». Корреспондент ЕАН посетил мероприятие, попробовал крафтовое пиво, проникся проблемами квир-сообщества на излете прошлого века и попытался понять ностальгию по временам, на которые пришлось его детство.

К 19:00 на площадке собралось около 20 человек. Начало квир-вечеринке («квир» от англ. queer «странный» – зонтичный термин, которым обозначают всех людей, относящихся к ЛГБТ-сообществу) положила запись онлайн-встречи «Круглый стол: Любовь и ненависть квир-культуры и отечественного шоубиза». Главным организатором и модератором показа выступила Лира Рязанова, гендерная исследовательница и участница ЕФИ «ЖИВА».

 
На всем протяжении вечеринки гости могли приобрести фирменный мерч от ЕФИ «ЖИВА»

 «Никогда не планировал говорить»: в Екатеринбурге прошёл премьерный показ фильма о городском ЛГБТ-сообществе 

Спикерами круглого стола выступили исследовательница и магистрантка культурологии Валерия Строкина, правозащитник Виталий Ломакин и Фригида, магистр филологии и драг-артист («дрэг», «драг» или «травести» - в широком смысле любое экспериментирование с гендерным выражением, а также связанное с ним творчество), победитель всероссийского травести-конкурса Russian Drag Queen 2020.

«Отношение к эстраде 1990 - 2000-х в нашей культуре очень неоднозначное, но не хотелось бы, чтобы мы это (время – прим. ЕАН) вычеркивали. Хотелось бы, чтобы мы его как-то переосмыслили, посмотрели в разрезе квир-культуры», - начала выступление Валерия Строкина.

Презентация исследовательницы посвящалась социально-культурным предпосылкам и проявлениям квир-сообщества на российской эстраде. Ее рассказ затронул творчество многих артистов, включая Евгения Белоусова, Жанну Агузарову, Витаса, Шуру, а также творчество групп «Руки вверх!» и «t. A.T. u.». Валерия подчеркнула, что эстрада 1990-х должна была принципиально отличаться от обыденной жизни. Яркие образы артистов, с одной стороны, шокировали, с другой – воспринимались только как сценические альтер-эго.

«Конечно, он (ранний дрэг – прим. ЕАН) был во многом достаточно комичным, высмеивал новоявленных звезд. Примерно тогда на сцену из ниоткуда с песнями, танцами приходили девушки, которых называли «поющие трусы». Называли артисток так, потому что их часто спонсировали банкиры и бандиты… Наверное, только в такой форме дрэг мог существовать. К тому, что воспринимается как юмор, сложно относиться серьезно», - рассказала Валерия Строкина.

Спикер выдвинула два тезиса. Во-первых, она заявила, что весь квир, который существовал в 1990-е годы, принадлежал гетеронормативной эстраде и ограничивался попытками через эпатаж создать яркий образ, в то время как ЛГБТ-сообщество на тот момент могло обращаться к более стереотипной эстетике. Ближе к нулевым годам и вовсе наметился обратный поворот, когда нестандартное амплуа вызывало уже неприятие в обществе. Во-вторых, исследовательница указала на заигрывание с квир-тематикой. В качестве примера привела клип группы «Руки вверх!» «Он тебя целует». Напомним, в видео представлен сюжет о любви между молодым парнем и дрэг-артистом.

Отдельно Валерия Строкина обозначила проблему закрытости современного российского шоу-бизнеса и отсутствия среди артистов открытых ЛГБТ-персон. В ходе обсуждения участники затронули и тех исполнителей, которые ведут «двойную игру».

«Можно относиться к этому по-разному. Можно попытаться оправдать, можно порицать за то, что никто не имеет достаточной смелости, чтобы выйти и сказать: «Действительно так!» Думаю, по Боре Моисееву мы уже поняли, что это (публичный каминг-аут – прим. ЕАН) может не в полной мере работать. Возможно, причина в страхе за свою жизнь, возможно - в страхе за свою репутацию. Причин может быть множество», - подытожила исследовательница.

Завершилось выступление позитивными примерами открытых квир-артистов, к числу которых Валерия причислила дрэг-диву Малышева-Монро и исполнителя Шамиля (сейчас Скарлетт).

Вторым выступающим был Фригида. Он сфокусировался на теме дрэг-культуры в 1990-2000 годах. Спикер привел примеры дрэг-исполнителей от Никиты и МС Вспышкина до Зазы Наполи. Показал в том числе образцы квир-элементов в творчестве других артистов, к примеру, клип Аркадия Укупника на песню «Я на тебе никогда не женюсь», где присутствовала БДСМ-эстетика.

«Четыре года назад я окунулся с головой в искусство травести ради того, чтобы изучить его изнутри, понять, что движет клубной квир-культурой, накопить собственный опыт и сравнить его с опытом предыдущих поколений. Это первый шаг к пониманию того, благодаря чему сегодня (в России - прим. ЕАН) существуют дрэг-артисты, почему сейчас становится все больше подобных проектов… Надеюсь, что мы вместе придем к каким-то выводам и поймем, чем дышала квир-культура и русская эстрада в 1990-2000-х годах», - рассказал Фригида.В ходе обсуждения спикеры отметили, что в дрэг-сообществе существует проблема сексизма. В сравнении с дрэг-куин дрэг-кингов намного меньше. Кроме того, по словам Фригиды, отношение к ним иной раз пренебрежительное. «Женщины тоже были в травести образах: Лолита, Лайма Вайкуле… Притом все образы строились примерно по одному образцу: строгий костюм, усики, брендизм, стиляжество», - добавил Фригида.

Закрывал круглый стол Виталий Ломакин. Его часть выступления касалась истории и законодательства. Причины разнообразия эстрады 1990-х он видит в том числе в отмене уголовного преследования «за мужеложество» в 1993 году.

«Мы упоминали Витаса, который на заре карьеры представал в андрогинном образе, Лайму Вайкуле, которая отказывалась от атрибутов феминности и ее за это любили… Сейчас любой эксперимент на почве гендерного поиска встречает жесткий отпор. Мы утрачиваем возможность говорить о каком-то гендерном самоопределении, трансформации. Когда все подается в комичном, оскорбительном ключе, это не идет на пользу никому», - прокомментировал ситуацию правозащитник.После завершения круглого стола и небольшой паузы в клубе «КУБ» заиграла музыка. Звучали хиты 1990-2000 годов от «t. A. T. u.» до In-Grid. Все в обработке DJ Настюшкинс.



Вечер прошел в полумраке и красных тонах, а посетители делились своими ностальгическими переживаниями

Тем, кто не смог присутствовать на мероприятии, организаторы пообещали, что запись круглого стола будет доступна в группе ЕФИ «ЖИВА» позднее.

«Идея показа возникла не сразу… Изначально мы не планировали это демонстрировать. Я этой темой занимаюсь уже года два. У нас совместно с Ресурсным центром уже проходили лекция по отечественной квир-культуре и общий ее обзор. Возник запрос от слушателей, чтобы порассуждать про эстраду. Постепенно собрался материал, спикеры откликнулись и получился наш круглый стол», - рассказала Лира Рязанова.

В заключение, пожалуй, самый яркий комментарий гостьи вечеринки о мероприятии, пожелавшей остаться анонимной:

«Я впервые на мероприятии такого формата. И мне очень понравилось. Возможно, немного сократила бы лекционную часть. Но все равно было здорово. Радует, что в Екатеринбурге помимо гей-клубов есть площадки, готовые предоставлять свое пространство для квир-мероприятий... Я хотела окунуться в атмосферу 90-х и потанцевать. На 90-е пришлось мое детство, и было особенно интересно сейчас, уже будучи взрослой, посмотреть на эстраду того времени... Это и есть, по моему мнению, главная цель – побудить людей к осмыслению, разговорам и активностям. Танцы были супер, хочется еще. А еще больше хитов из попсы, электроники, рейва и хауса».

Павел Федоровский

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42 

Источник фото: ЕФИ «ЖИВА»
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+