November 6, 2019, 10:32 AM
Александра Газизова

Под Екатеринбургом найдено рабовладельческое хозяйство

Правозащитники пытаются закрыть процветающий под Екатеринбургом бизнес, основанный на рабском труде мигрантов из Средней Азии. На предпринимателя их вывела сбежавшая из плена работница. Подробности - в материале ЕАН.

В октябре в проект «За честный труд», занимающийся защитой трудовых прав местных и иностранных работников, обратилась 37-летняя гражданка Узбекистана Адлия М. (имя изменено в интересах потерпевшей).

Она рассказала, что приехала в Екатеринбург на работу в мае 2019 года по приглашению некоего Ходжи, на которого она вышла через знакомых. Мужчина, чьего настоящего имени и фамилии женщина не знает, оплатил ей дорогу и привез на работу в теплицу в Березовском. Он даже дал ей небольшую сумму денег, которую она смогла сразу отправить родным: в Узбекистане у женщины остались двое детей, зарабатывать на нужды которых она и приехала в Россию.

Однако затем ситуация круто изменилась - Ходжи забрал у Адлии паспорт под предлогом того, что ей нужно оформить прописку и купить патент. Работодатель действительно оформил Адлие патент, но всего на месяц, после чего она находилась на территории РФ как нелегал. Паспорт женщине так и не вернули.

 «Больше у меня паспорт не спрашивай, ты мне должна 50 000 рублей за оформление документов, как только деньги отдашь, отдам паспорт», - цитирует пострадавшая своего обидчика.

Так начался бесплатный труд женщины на «рабовладельца». Адлия жила и работала в теплице вместе с десятком других иностранных граждан - ни у кого из них также не было документов. Всего же, по оценкам правозащитников, на Ходжи могут работать от нескольких десятков до нескольких сотен человек, судя по количеству площадок, которые, предположительно, ему принадлежат. Выходить за пределы хозяйства им запрещено - даже в ближайший магазин.

Сумма долга Адлии по надуманным причинам постоянно росла. Она фактически ничего не зарабатывала, а когда попросила поднять зарплату (изначально она была уровне 20 тыс. рублей), хозяин ее избил.

«Меня привезли в больницу с одной женщиной-переводчицей, я увидела у нее в руках свой паспорт. Потом меня осмотрел доктор, сделал УЗИ. Сказали, что с внутренними органами все в порядке.

Они у моей переводчицы спросили: «Ее избили?» Она сказала: «Нет, ее никто не избивал, просто работает на тяжелой работе, поэтому потеряла сознание». Мне выписали лекарство, укол и отправили обратно», - рассказывает Адлия.

В конце сентября женщине удалось сбежать и выйти на правозащитников. Они поставили перед собой две задачи - во-первых, помочь Адлие вернуть документы, во-вторых, закрыть преступный бизнес.

«С первой задачей справиться удалось. Представитель одного из землячеств выступил в качестве переговорщика с хозяином овощеводческого хозяйства. Сначала тот, по всей видимости, испугался и предложил Адлие компенсацию. Теперь это предложение отозвано. По поводу паспорта мы написали запрос в Генконсульство Узбекистана, на днях нас вызвали и вручили Адлие документ», - рассказала ЕАН координатор проекта «За честный труд» Нурзида Бенсгиер.

 «Зачем тебе деньги, здесь кушай»: как трудовые мигранты становятся жертвами рабского труда и кто им помогает 

Сейчас Адлия нашла новую работу - устроилась уборщицей в ТЦ в Березовском, снимает неподалеку койко-место. О возвращении домой она не думает - хочет заработать денег, чтобы как-то оправдать перед детьми свой отъезд в Россию. 

Чтобы решить вторую задачу и привлечь Ходжи к ответственности, правозащитники обратились к региональному омбудсмену Татьяне Мерзляковой. От ее имени в управление по делам миграции ГУ МВД по Свердловской области было направлено обращение с просьбой проверить изложенные Адлией факты. Адлия указала, что в это время года мигранты работают на картофельных полях в Храмцово. 

По данным ЕАН, проверка уже проведена. Официально ответ в аппарат уполномоченного по правам человека еще не поступил, однако нелегальных мигрантов ни на одной из площадок не обнаружили.

 «Насколько мы знаем, там никого не нашли. Однако у нас нет оснований не доверять женщине. Возможно, дело в том, что найти указанное место получилось не сразу, миграционщиков заметили и успели уехать», - предполагают в аппарате омбудсмена.

В движении «За честный труд» не исключают, что попытаются инициировать новую проверку. Хотя сделать это достаточно сложно - любое подобное мероприятие назначается после согласования с прокуратурой, и это процесс не быстрый. 

Кроме того, далеко не факт, что хозяина получится привлечь именно по уголовной статье. Также правозащитники опасаются, что в фокусе внимания правоохранителей окажутся сами нелегальные мигранты и они сосредоточатся на выдворении их из страны. 

«Дело в том, что правоприменительной практики законодательства о принудительном труде у нас в стране фактически не существует, - объясняет юрист Юлия Грехнева. - Речь идет о статьях 127.1 и 127.2 УК РФ - в первом пункте речь идет о торговле людьми, во втором - о рабском труде. Но поскольку это сфера труда, сформировалась практика рассмотрения любых претензий работника к работодателю в гражданско-правовой плоскости. То есть единственный путь для обиженного - обращаться в суд и привлекать работодателя к ответственности таким образом. При этом абсолютно не учитывается тот факт, что для подачи иска необходим пакет документов - трудовой договор и т.д. О каком пакете документов может идти речь в случае с мигрантом, поневоле ставшим нелегалом, да еще и не владеющим русским языком, как это часто бывает? Еще нужно учитывать, что составы преступлений по вышеуказанным статьям УК достаточно сложны. Всегда есть человек, который зовет на работу и обещает что-то, есть непосредственный наниматель, и нужно, чтобы все пазлы сложились. Конечно, правоохранителям проще не видеть в подобных ситуациях состава преступления. В итоге, по моим данным, в Свердловской области нет ни одного осужденного по этим статьям; по России в целом всего 26 дел, а по рабскому труду их всего два или четыре».

ЕАН будет следить за развитием событий.

Источник фото: https://eanews.ru/
Показать комментарии (1)
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+