March 16, 2021, 07:41 AM
Людмила Орлова

Пока мы не вытравим из себя сталинизм, на смену вождю будет приходить вождь. Мнение Людмилы Орловой

Привет! Меня зовут Люда, мне 23. В театры я хожу редко, и, честно говоря, совершенно ничего в этой теме не понимаю. Но на «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» пошла из-за общественной шумихи.



Премьера спектакля в камерном театре Челябинска состоялась в феврале. Коммунисты устроили ряд пикетов, мол «руки прочь от Сталина», обратились в ФСБ, попросили проверку провести. Видимо, аннотацию постановки они не читали.

Постановка вообще-то о том, как в одном театре решили ставить спектаклю о смерти Сталина. Представление до официальной премьеры решил посмотреть президент. Увидел, внес правки.

Весь юмор черной комедии заключается в том, как актеры восприняли корректировки: взбунтовались, начали подхалимничать или подсиживать друг друга.

Плохой Сталин или хороший? В постановке говорится о том, что Сталин – тиран-строитель и палач-герой: хороший или плохой, уже неважно – он часть истории.

Но вот культ сталинизма явно осуждается. И пока люди не вытравят в себе этот культ, на смену вождю будут приходить такой же вождь.

И о новом правителе, который говорит рублеными фразами и аккуратненько покашливает через подчиненного, говорится гораздо больше, чем о том, который умер в 1953 году. Вот такие у нас коммунисты-«оппозиционеры», поднявшие гвалт об оскорблении властелина.

Черный ли юмор? Однозначно. Смешной ли спектакль? Безусловно. В день представления я сорвала голос – любое слово отзывалось болью. Однако сидеть с каменным лицом и не смеяться громко – не получалось.

Картавый очаровательный Ленин-галлюцинация, который говорит о своем соседстве с почти почившим Сталиным и развлечении-мухе. По струнке передвигающиеся, записывающие друг за другом охранники (один из которых Никита Сергеевич), писающий мальчик, лизоблюдные персонажи и неожиданные врезки современности в постановку о 1953-м в 2021-ом.

Сейчас любят говорить о репрессиях и вернувшемся 1937-ом. Но Сталин все-таки в нас самих: в этой самоцензуре, подглядывании за соседями и подхалимаже к тем, у кого есть хоть какая-то власть.

Думаю, если бы постановку посмотрел мой отец, то вспомнил бы историю, как в детском саду его отлупили и отправили в угол за анекдот про Хрущева (да еще и маму на ковер вызвали). Посмеялся бы он? Наверное. Но все-таки немного с опаской.

Жесткая ли постановка? Ага. Но достаточно ли там жести, чтобы вдруг чиновники забегали-запереживали? Нет (но они, все-таки, достали платочки, протерли испарину со лбов и собрали совещание). В театре, где я была, после спектакля некая оппозиционерка ходила и под запись на камеру спрашивала у зрителей: «Ну как? Пикетчика-коммуниста перед спектаклем видели? Видели в постановке что-то порочащее или оскорбительное?».

Иногда мне кажется, будто я живу в другой России и другом Челябинске. В моем мире все интеллигентные, образованные, бычки в урны выбрасывают.

Надо почаще выбираться в поселки и старые дворы ЧТЗ и ЧМЗ, чтобы не забывать, что мой уютный мирок – вообще не то, что есть на самом деле.

Как я могу говорить о гайках, репрессиях, о низких зарплатах, о богатстве и золотых ложках, если ни того, ни другого полностью не вижу. Все как-то в полутонах. Вот и спектакль на полутонах, интонациях, игре бровей, взглядах и отсылочках.

Спектакль мне не кажется жестким или критикующим всевышнего. Так, легонько подкалывающим, может быть. Но от этого он приобретает свой шарм и блеск. А от глянцево-черного юмора, точнее от того, что ты его понимаешь и не можешь не смеяться, становится немного стыдно и приятно.

Думаю, запрещать «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» не будут. Но и губернатор его не почтит своим присутствием, как, например, недавно вышедшего «Дон Кихота» в театре Оперы и балета (а вот его супруга Ирина Текслер все-таки побывала на премьере).

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: kamerata.ru, Vk.com Андрей Попков
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+