October 9, 2015, 7:51 AM

Политический ликбез: «Гордума ближе к «земле», а в Заксобрании сидят небожители»

Как работают наши депутаты?

Сегодня наш выпуск посвящен депутатам. Наверное, многие задавались вопросом: чем похожи и чем отличаются обязанности депутатов гордумы и Законодательного собрания. Чем вообще занимаются народные избранники на самом деле? Ответы – в нашем очередном ликбезе.

Законодательное собрание Свердловской области


Депутаты регионального Заксобрания (далее ЗСО) разрабатывают и принимают областные законы, обсуждают и принимают годовой бюджет. У нас в области вот уже четыре года работает парламент в составе 50 депутатов – 25 из них избираются по партийным спискам, еще столько же – по одномандатным округам.

Одномандатный избирательный округ – это определенная территория, которую в думе представляет один депутат, набравший на выборах большинство голосов.

Мандат – документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет.

Руководит работой Заксобрания председатель, ему помогают четыре заместителя. В составе парламента есть семь комитетов, которые совершенствуют законодательство и контролируют расходы и доходы бюджета, а также работу губернатора. Они предварительно рассматривают законопроекты и поправки к ним, прежде чем выносить их на повестку общего заседания парламента.

Также в составе работают шесть комиссий, занимающиеся организационными вопросами: прекращение полномочий депутатов, назначение мировых судей и так далее.

Основная форма работы Заксобрания – заседания в соответствии с графиком. Как правило, парламентарии собираются все вместе раз в две недели. Они голосуют за новые законопроекты в трех чтениях. Сначала с отчетом выступает докладчик, который рассказывает об инициативе, затем ему поступают вопросы и предложения, а в конце народные избранники голосуют – принять закон или нет.

Также перед Заксобранием регулярно с отчетом выступают губернатор, прокурор, омбудсмен, министры и другие чиновники.

ликбез

Гордума Екатеринбурга


Городская дума Екатеринбурга – представительный орган местного самоуправления. Сегодня состоит из 35 депутатов, которые работают в составе комиссий, фракций и межфракционных групп. Избирается на пять лет.

Руководит городской думой председатель. Депутаты думы обладают меньшими полномочиями по сравнению с коллегами из ЗСО. Главным отличием является то, что они не имеют права принимать законы, а если хотят внести изменения в областное законодательство – могут только обратиться к коллегам из Заксобрания.

Народные избранники принимают Устав города, а также могут вносить в него изменения, утверждают муниципальный бюджет. Они работают по уже известной нам схеме: сначала проекты рассматривают специальные комиссии, а уже потом – полный состав органа. Депутаты решают, как управлять городским имуществом, и их решением обязана руководствоваться администрация города. Дума, так же как и Заксобрание, выслушивает отчеты чиновников, но уже городского масштаба.

Комментарий депутата Заксобрания от партии ЛДПР Дениса Носкова: «Гордума отвечает только за свой город, а Заксобрание – за весь регион. У нас масштаб проблем другой, поэтому и работы больше».

Безусловно, есть и другие сходства и различия в работе Заксобрания и городской думы. Одно из главных сходств – все депутаты должны вести работу с населением. Также все избранники народа принимают бюджет, занимаются программами по развитию города и региона.

Комментарий депутата городской думы от партии КПРФ Вячеслава Вегнера: «Заксобрание – это такие небожители, они формируют законодательство, а гордума ближе к земле, мы занимаемся конкретными проблемами города – тут меньше политики и больше вопросов, связанных с жизнедеятельностью мегаполиса – больницы, школы. Работа с программами по развитию города. В системе власти мы, депутаты гордумы, хочешь не хочешь, все равно подзависимые. Заксобрание может давать полномочия и деньги, может забирать».

ликбез

Фракции


Дума и парламент делятся на фракции: это группы однопартийцев. В Заксобрании сегодня представлены четыре партии, а в гордуме – пять. Отметим, что депутаты не могут по закону выйти из фракции в отличие от тех, кто шел по одномандатным спискам.

Фракции имеют право придумывать и предлагать коллегам разные законопроекты, выступать с правовыми инициативами.

Комментарий Вячеслава Вегнера: «Перед голосованием по любому вопросу мы советуемся, принимаем консолидированное решение, потом единогласно за него голосуем. Это очень важно, чтобы голосование было единым – мы все идем со своими программами, за исполнение которых отвечаем перед людьми. Вот для этой сплоченности и нужны фракции».

Межфракционные группы



Есть в составе думы и Законодательного собрания межфракционные группы, которые создаются для решения задач, не связанных с политикой, – точечная застройка, развитие транспортной системы города, региона. В такие группы входят представители разных партий.

Осенью областные и городские депутаты традиционно занимаются обсуждением, формированием и принятием бюджетов. От главного финансового документа области и города зависит, в каких экономических условиях будут жить все жители нашего региона в следующем году.

Работа с населением


Каждому депутату после получения мандата выделяется несколько помощников для работы с обращениями избирателей. Если у городских избранников народа есть возможность работать только в своем городе, то парламентарии областного Заксобрания могут открывать любое количество приемных по всему региону.

Комментарий Дениса Носкова: «У некоторых депутатов нет дополнительных приемных, просто пять помощников, на которых государство выделяет 100 тысяч рублей в месяц и кабинет, ведут прием граждан. У меня дополнительно работают в регионе четыре приемных, где специалисты помогают людям на общественных началах».

Лев Истомин, Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать