December 17, 2018, 09:36 AM

С Россией во главе: итоги деятельности ЕАЭС в 2018 году

2018 год в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) прошел при председательстве Российской Федерации. Формально это означало занятие представителями России председательских кресел в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Фактическое наполнение председательства полнее, чем позиция “во главе стола” на многочисленных заседаниях органов ЕАЭС, и в первую очередь включает в себя возможность выдвижения ряда приоритетных направлений деятельности ЕАЭС в целом.

Приоритеты председательства РФ были закреплены в начале года в обращении президента России к главам государств - членов ЕАЭС. К чему ЕАЭС должен был прийти с точки зрения России и чего добился в достижении приоритетных целей, ЕАН решил разобраться вместе со своими читателями.

 

Россия заявила объемный перечень приоритетов, а Владимир Путин призвал смотреть на интеграционный процесс шире, осваивая новые направления и сферы сотрудничества, вовлекая в интеграционные процессы гражданское сообщество пяти стран ЕАЭС.

Органы экономического союза, по задумке российской стороны, должны были наращивать эффективность деятельности в отношении инициатив и проектов, интересных для представителей бизнеса, науки и молодого поколения, активнее привлекать ресурсы фондов и банков развития, таких как Евразийский фонд стабилизации и развития и Евразийский банк развития.

“За три года существования Союз доказал свою состоятельность и эффективность. Увеличиваются показатели внутреннего товарооборота и объемы внешней торговли. Поступательно укрепляются позиции наших поставщиков на рынках третьих стран. Улучшается структура экспорта, в котором растет доля товаров с высокой добавленной стоимостью. Создаются новые совместные предприятия, запускаются перспективные инвестиционные проекты, налаживается тесная промышленная кооперация. Расширяется ассортимент производимой на территории Союза продукции, что дает потребителям доступ к более качественным и недорогим товарам и услугам”, - отметил российский лидер в своем обращении.

Среди конкретных приоритетов было указано продолжение работы по углублению интеграции, ликвидации любых форм препятствий для бизнеса на внутреннем рынке ЕАЭС и формированию единых рынков, увеличение эффективности транспортных коридоров и инфраструктуры, ускоренные темпы реализации цифровой повестки ЕАЭС, работа над внедрением передовых технологий в государственное управление и таможенное регулирование, а также развитие кооперационных цепочек (совместных конкурентоспособных в мировом масштабе производственных проектов), сотрудничество в энергетической сфере.

Очередной год под давлением западных санкций и форменной антироссийской истерии в ведущих мировых СМИ проходил, конечно, не без осложнений. Экономический рост в этих условиях не остановился, но замедлился значительно, показывая порой приближенные к нулю значения. При этом бизнес жив и, пользуясь старой истиной про ветряную мельницу, активная часть гражданского сообщества ЕАЭС ищет и находит возможности для роста благосостояния. Не стоят на месте и институты интеграционного объединения. Такое ощущение, что затянувшийся экономический кризис работал катализатором усилий, и, несмотря на нашу “международную изоляцию”, сообщения о контактах на разном уровне и документы о сотрудничестве сменяли одно другое с завидной частотой.

Вот лишь самые яркие из страниц интеграции прошедшего года: с января 2018 года в ЕАЭС действует единое таможенное регулирование, установленное новым таможенным кодексом. Одновременно продолжается работа над “доинтеграцией” - формированием единых рынков, соответствующие документы приняты по электроэнергетике, газу, нефти и нефтепродуктам, финансовым услугам. Развиваются отношения с третьими странами и международными институтами.

 

Так, среди европейских стран (кроме ЕС) - это, например, Австрия, Германия, Франция, в Азии - КНР, Иран и Сингапур, в Южной Америке - МЕРКОСУР и ЛАЭС, в Африке - ВАС. Всего установлены отношения (с разным уровнем оформления и глубиной взаимодействия) с 16 странами и 25 международными организациями, включая несколько структур ООН.

Наиболее перспективными, а потому и заметными событиями стали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР и временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном. Также к ЕАЭС присоединилось первое государство в статусе наблюдателя - Молдавия, президент которой Игорь Додон присутствовал на итоговом заседании ВЕЭС в Санкт-Петербурге в начале декабря.

Большое внимание уделялось развитию регионального сотрудничества. Очередной Форум регионов России и Белоруссии в 2018 году принес союзным государствам рекордный пакет контрактов. Состоялось аналогичное мероприятие с участием представителей регионов России и Казахстана, посвященное в этом году развитию туристической отрасли.

Еще двумя глобальными темами в работе ЕАЭС стали цифровая повестка и углубление интеграции с Содружеством независимых государств (СНГ). Кроме запуска платформы цифрой повестки на портале ЕАЭС и регламентации работы в этом направлении, по всей территории экономического союза прошел конкурс цифровых инициатив. Его итоги подвели на ежегодном форуме “Евразийская неделя”, прошедшем в этом году в Ереване. Жюри выбрало по 1 победителю от каждого государства - члена ЕАЭС. Победителем от Республики Казахстан, например, стал Аскар Айутов с проектом цифровой платформы для транспортной логистики и трансграничной торговли с интеллектуальной маршрутизацией и отслеживанием накладных.

Взаимодействие с институтами и органами СНГ шло неожиданно активными темпами. Практически все отраслевые структурные подразделения двух международных проектов “сверили часы” по профильным темам. Даже итоговые саммиты первых лиц государств ЕАЭС и СНГ прошли в один день.

 

Это может свидетельствовать о двух вариантах развития событий. Либо ЕЭС и СНГ предполагается “слить” в единую интеграционную структуру, либо их тандем будет функционировать как разделенный аналог ЕС, в котором функции наднационального таможенного и экономического регулирования отданы ЕАЭС, а органы СНГ займутся социальной сферой, формируя фундамент для построения единого гражданского общества на постсоветском пространстве.

В то же время автор не забудет в очередной раз указать на то, что существование СНГ или наличие у него дублирующих ЕАЭС функций (даже с учетом рекомендательного характера решений) наносит ущерб ЕАЭС как полноценному экономическому регулятору. Вопросы же политического характера проще решать не столько через размножение переговорных площадок, сколько через создание реального центра притяжения, обладающего всей полнотой полномочий в интеграционном процессе.

Итоги года российского председательства обсудили не только на заседании ВЕЭС в Санкт-Петербурге, но и на встрече министра иностранных дел России Сергея Лаврова с председателем коллегии ЕЭК Тиграном Саркисяном. Во время встречи стороны отметили планомерное развитие ЕАЭС и повышение его авторитета на международной арене. Не обошли вниманием Лавров и Саркисян и растущий интерес зарубежных партнеров в налаживании эффективного и упорядоченного взаимодействия с ЕАЭС.

Эстафету председательства в ЕАЭС в 2019 году примет Армения, а ЕАН продолжит знакомить своих читателей с процессом и успехами евразийской интеграции.

Дмитрий Сухнев специально для ЕАН.

Фото: pixabay.com, esuved.kz, eaunion.org, eurasia-sp.ru

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+