September 6, 2019, 05:48 AM

Политическая колонка Александра Пирогова: храмовый консенсус

Строительство храма святой Екатерины никак не дает покоя ни властям, ни городской общественности. Четыре месяца после протестов, кажется, не привели ни к чему, кроме того что сквер оставили в покое. Бурление какое-то идет: одни площадки исчезают, другие появляются, но нет ни документов, ни планов, ни решений. Члены рабочей группы пишут открытые письма гнева, власть не понимает, что делать: чего хотят жители, спонсоры.

Единственное желание горадминистрации – побыстрее закрыть этот вопрос, перестать беспокоиться и начать жить. Только как? Проводить опрос по выбору места строительства или уже не надо? Глава – за, спикер думы – против, депутаты кричат о чем-то своем, активисты обвиняют во всех тяжких. Кто в лес, кто по дрова. Куда ни ступи – везде мины. Полпредство давит, губернатор молчит.

Спонсоры тоже молчат и терпеливо ждут, когда кто-нибудь уже наконец что-нибудь решит. По этому минному полю они уже дважды ходили, больше не хотят.

Ситуация сильно походит на анекдот, когда сержант приказал солдатам копать и пообещал вернуться завтра, чтобы сказать, где именно, и проверить, что сделано.

На мой взгляд, чтобы ехать дальше, нужно сделать несколько вещей.

1. Забыть про сквер.

Первое и главное – необходимо четко разделить два вопроса: поручение президента по храму в сквере и опрос по месту будущего строительства. Они принципиально разные, но сейчас слиты воедино, что создает всю эту путаницу, сложности и проблемы, которые мы наблюдаем.

Первый вопрос по скверу уже решен, тема закрыта - храма там не будет, а значит, поручение президента, состоящее вовсе не в том, чтоб опрос был проведен во что бы то ни стало, а в том, чтоб успокоить жителей, услышать их мнение и погасить протест, – уже выполнено. И в этом смысле противники опроса, которые говорят, что поезд уже ушел, абсолютно правы, а те, кто настаивает на проведении опроса, потому что так сказал Путин, – нет.

Второй вопрос - где же строить храм – не решен. Чтоб не наступать на старые грабли, избежать ошибок при выборе места строительства, нужен диалог. И вот здесь опрос необходим.

Начинать диалог с опроса горожан, учесть их мнение, избежать дальнейшего протеста - это то, что все требовали от власти в истории со сквером, но не получили. Сегодня есть возможность сделать все правильно.

Необходимо закрыть гештальт по скверу и приступить к решению новой задачи с чистого листа, избегая старых ошибок.

2. Не спешить.

Когда приходит понимание, что опрос - это не просто формальность, чтоб отчитаться перед президентом, а инструмент для достижения консенсуса между горожанами, властью и бизнесом, то необходимость спешки (а значит необдуманных решений и ошибок) отпадает.

 Члены рабочей группы справедливо пеняют Высокинскому на отсутствие документов, хаотичность, неподготовленность вопросов.

Без должной подготовки, тщательной проработки такая работа ставит телегу впереди лошади, форму - впереди сути.

Не нужно спешить с проведением опроса уже в октябре. Если он будет подготовлен на авось, для галочки, то вызовет лишь отторжение, новые возмущения и не приведет к долгожданному консенсусу. Опрос нужен, но не любой ценой и не в кратчайшие сроки. Ничего страшного не случится, если его основательно подготовить и провести в следующем году. Храм не убежит.

3. Выяснить мнения собственников земли и тщательно подготовить проекты планировки.

Перед проведением опроса должны быть решены все проблемы с собственниками обсуждаемых участков. Как мы знаем, площадка на Белинского – собственность ФСБ, за Макаровским мостом - в аренде у строительной компании «Брусника», Приборостроительный завод тоже не полностью принадлежит УГМК.

Выносить на голосование площадки без согласия собственников и без четкой привязки к карте бессмысленно, потому что итоги голосования окажутся лишь иллюзорными желаниями, не имеющими ничего общего с реальностью.

4. Не пытаться манипулировать.

Процесс должен идти в трех направлениях одновременно.

Администрация должна урегулировать все вопросы с собственниками, проектной документацией, планировкой и прочим, предоставляя всю информацию членам рабочей группы, а не использовать их в темную.

Рабочая группа должна определить: форму опроса - как проводить, кого опрашивать, содержание и формулировку самих вопросов, - а также контролировать администрацию города, пресекая возможные манипуляции.

Городская дума должна принять решения рабочей группы, внести необходимые изменения в нормативку, удостовериться, что все решения соответствуют законодательству, свести воедино работу по всем направлениям, назначить проведение опроса и дальнейшие процедуры после.

5. Учиться и договариваться.

Подготовка опроса, совместная работа разных общественных, властных и бизнес-групп – это очень важная школа совместного сосуществования, опыт учета интересов разных интересов, попытка прийти к общему знаменателю.

 История с храмом многому учит: активных жителей – корректно доносить свое мнение, власть – слышать, церковь и бизнес – идти на компромиссы. 

Еще не построенный храм уже немало дал Екатеринбургу. Всплеск самосознания, зачатки диалога и надежду на лучшее. Пусть через протест, через отрицание, через «не могу», но такие разные и непримиримые стороны впервые сели за один стол и пытаются договориться. 

Очень важно все это не растерять, не расплескать по пути, а сохранить и прийти к консенсусу. Если получится - храм может стать ярким символом обновления отношений между властью, горожанами, бизнесом и церковью, а не символом раздора, как многим видится по сей день.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+