June 18, 2021, 08:23 AM

«Пора объявлять режим ЧС». К чему приведет засуха на Южном Урале

Аномально жаркий май и отсутствие дождей на Южном Урале в июне удивили не только синоптиков. Второй подряд засушливый год стал серьезным испытанием для фермеров.

Корреспондент ЕАН выяснил, есть ли риск потери урожая и поднимутся ли из-за этого цены на продукты.

Фермеры Челябинской области отмечают, что если регион не дождется обильных осадков в ближайшую неделю-две, то ситуация прошлого года повторится. Тогда в регионе из-за засухи ввели режим ЧС. После начались дожди, но это не спасло – в итоге сбор урожая зерновых культур снизился на 40%.

Особенность прошлого года была еще и в том, что от острого недостатка влаги пострадали 19 из 21 сельскохозяйственных районов. Обычно же засуха бывает только в южных территориях. В целом прямые потери превысили 1,7 млрд рублей, косвенные – 8 млрд. По данным Минсельхоза, в 2020 году списали больше 300 тыс. га посевов.

По словам фермера Сагымбая Рахимова из Карталинского района, в этом году последствия засухи они уже ощутили. Правда, пока ущерб сложно оценить.

«В этом году тоже пора объявлять режим ЧС. Нормального дождя уже сколько не было? Если и идут, то локально – где-то есть, где-то нет. Самые засушливые – Брединский и Карталинский район. Потери урожая уже есть, но если пойдут дожди, то станет лучше», – говорит Сагымбай Рахимов.

Из-за жары серьезно задержали сроки посевной кампании. Как отмечают в Минсельхозе региона, несмотря на сложные погодные условия, план ярового сева перевыполнили Агаповский, Аргаяшский, Верхнеуральский, Еткульский и Кунашакский районы. Тринадцать муниципалитетов сделали все, что планировали. 

«В остальных еще продолжают вести летние посевы: серые хлеба, гречиха, рапс. Вызреть еще успеют. Масличных культур посеяли уже 113% от плана и больше, чем в прошлом году, на 86 тыс. га», – сообщают в Минсельхозе.

Вместе с тем замдиректора ООО «Хлебинка» Евгений Фомин из Верхнеуральского района отмечает, что если осадки выпадут в ближайшее время – хотя бы в течение недели, то ситуация нормализуется. 

«Май был жаркий, посевы переносили, но в начале июня кое-где прошел дождь, и надежды на урожай есть. Хотя мы общались с коллегами, которые выращивают корма для животных. Они говорят, что первые укосы очень слабые. Тем, кто занимается животноводством, сейчас тяжелее всего», – объясняет Евгений Фомин. 

Как считает Фомин, если ситуация с осадками будет ухудшаться, то «все будет очень печально». Если тот, кто занимается растениеводством, может закрыть склад и убрать технику, то у тех, кто держит скотину, все не так просто – коров нужно кормить каждый день. 


«Сложные условия уже второй год. Такого жаркого мая, как я понимаю, не было за всю историю наблюдений. Мы, конечно, не совсем были к этому готовы», – отмечает Евгений Фомин.

Цены на продукты из-за этого могут вырасти, поясняет кандидат экономических наук, доцент Татьяна Кузнецова. Но доля внутренних поставок в регионе не такая высокая, поэтому южноуральская засуха глобально не отразится на росте стоимости продуктов.

«Конечно, экономика пострадает. В Челябинской области работают самодостаточные вертикально интегрированные холдинги, у которых есть вся цепочка производства: от выращивания кормов до переработки продукции. Какие-то цепочки будут нарушены. Но на повышение цен влияет все – факторов много. Поэтому сказать, что засуха не повлияет, нельзя, но говорить, что повлияет очень сильно, не могу», – объясняет Татьяна Кузнецова.

 В Челябинской области минимальный набор продуктов подорожал на 8,4% 

Получается, по большей части фермеры за засуху ответят своим кошельком. В такой ситуации остается только надежда на поддержку государства.

Поддержка есть, но…

В прошлом году Минсельхоз Челябинской области выплатил субсидии пострадавшим от засухи хозяйствам на закупку кормов – в общей сложности 59 млн рублей. Сагымбай Рахимов отмечает, что поддержка была полезной для фермеров: появилась возможность прокормить животных.  

В этом году регион пошел дальше. Губернатор Алексей Текслер предложил в два раза снизить единый сельскохозяйственный налог.

«Прошлый год был особенно непростым для сельского хозяйства в регионе. Засуха нанесла серьезный урон урожаю, и логично было бы поддержать наших аграриев. Предлагаю снизить ставку единого сельскохозяйственного налога в регионе вдвое – до 3 %, на этот и следующий год сделав ее одной из самых низких в России», - отметил Алексей Текслер. 

Как считает Евгений Фомин, это хорошая мера поддержки. И довольно своевременная.

«Глава региона услышал нас и сделал шаг, чтобы сгладить итоги прошлого года. Но дело в том, что и этот год будет, видимо, очень неоднозначным.

Цены на многие товары выросли, соответственно, и затраты у сельхозпроизводителей – тоже. Дизельное топливо бьет рекорды. Удобрения, металлопрокат, техника дорожают. Конечно, это отражается на всех отраслях. Но мы выполняем стратегию по продовольственной безопасности, и, очевидно, на нас нужно обращать внимание», – считает Фомин. 

Одним из самых болезненных вопросов стала проблема страхования в сельском хозяйстве. Некоторые фермеры считают это бессмысленной тратой денег. Главная же сложность – чтобы получить выплаты при потерях, надо доказать, что это страховой случай. 

«Через коммерческие структуры сельхозтоваропроизводители не будут страховаться. Невыгодно и бессмысленно – сколько случаев было, когда никому не возмещают ущерб», – констатирует Сагымбай Рахимов.

Есть шанс, что ситуация изменится с новым законом об агростраховании, который приняли на этой неделе. В нем определено понятие чрезвычайной ситуации для сельхозпредприятий, увеличен размер госсубсидий на выплату страховой премии. Государство будет возмещать 80 % затрат на страховку от стихийных бедствий.

«Сегодня у нас нет отлаженной системы поддержки в случае чрезвычайной ситуации у сельхозтоваропроизводителей. Мы тоже планировали обратиться в страховую компанию, но так как дожди прошли и мы сеяли довольно рано, поэтому на часть культур упустили срок обращения. Но знаю коллег, которым отказали с формулировкой, что якобы засуха уже наступила. С одной стороны, нам говорят – страхуйте урожай, с другой – отказывают в страховках», – говорит Фомин. 

В Минсельхозе Челябинской области отмечают, что тема страхования находится в проработке. Сейчас федеральное ведомство решает вопрос о выделении финансирования для субсидирования.

«Были проблемы у фермеров в этом году в связи с тем, что страховщики отказались страховать риск потери урожая от засухи, но для нашего региона это основной риск, так как именно засуха на Южном Урале является частой причиной снижения урожайности или потери части урожая фермеров. С этим вопросом мы также обратись в федеральный Минсельхоз и Национальный союз агростраховщиков, после чего он был урегулирован», – заверил министр сельского хозяйства Челябинской области Алексей Кобылин. 

Тем не менее в ведомстве отмечают, что после дождей хозяйства не спешат страховаться, потому что надо брать деньги из оборотных средств. И в этом году из-за стоимости удобрений агропроизводители вынуждены экономить.

«Кстати, Челябинская область первая подняла вопрос о росте стоимости минеральных удобрений на федеральном уровне, и сейчас федерация пытается найти эффективный механизм его регулирования», – добавляет Алексей Кобылин.

В Минсельхозе считают, что активность аграриев по страхованию начнется осенью, когда вступят в силу поправки в закон об агростраховании с господдержкой. Предварительные заявки на озимые уже есть.

Автор: Наталья Горюнова

Источник фото: сайт губернатора Челябинской области
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+