May 21, 2021, 10:42 AM
Елена Мицих

Проект на 46 миллиардов. Как в Челябинске собираются построить метротрамвай

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер сегодня презентовал новую концепцию использования инфраструктуры метрополитена. Было принято решение объединить подземные туннели с существующей трамвайной сетью. Опробовать новый объект на практике челябинцы должны уже в 2024 году.

Три ветки метротрама

Стоимость реализации проекта оценивается в 46 млрд рублей. Достроить полноценное метро стоило бы около 100 млрд, ликвидировать – около 10 млрд, но от этой идеи региональные власти отказались наотрез. Средства будут привлечены через инфраструктурные бюджетные кредиты.

«В планах — доделать две подземные станции, еще две построить с нуля, а также оснастить 7 км туннелей и почти 4 км наземных путей», – сообщил Алексей Текслер.

В том числе это будут выходы из подземки, а также подвод путей к существующим. Например, со станции «Комсомольская площадь» такого сейчас нет. Всего предстоит построить 14 км путей, 69 км уже есть, уточнили в Министерстве транспорта региона.

Связь с внедрением нового электротранспорта получат Ленинский и Металлургический районы. Рельсы проложат от вокзала до Ленинского района. Всего в итоге будут работать три линии метротрамвая, которые будут использовать интегрированную инфраструктуру метрополитена и обособленных трамвайных путей:

  • Ул. Чичерина – ул. Лизы Чайкиной,
  • Ул. Сталеваров – ТРК Алмаз,
  • Медгородок – ЧТЗ, уточнили в пресс-службе областного правительства.

Синяя и зеленая линии – это те подземные участки, которые предстоит обустроить. В будущем синяя ветка будет иметь продолжение, сейчас эти планы разрабатываются. Она пойдет к окраинам северо-запада через Университетскую набережную или Братьев Кашириных. Туда сеть проложат примерно к 2030 году. Микрорайон «Парковый» пока планируется обслуживать автобусным сообщением.

Подготовительные работы начнутся уже в этом году. Как прокомментировал министр дорожного хозяйства и транспорта Алексей Нечаев, сейчас должен быть скорректирован сам проект, проектно-сметная документация. В этом году будет заказан технологический и финансовый аудит. Он будет включать в себя оценку текущего состояния объекта, зданий и сооружений рядом, чтобы избежать обрушений в дальнейшем.

«Мы в любом случае должны начать проектировать и строить одновременно. Это как контракт жизненного цикла. После подготовки технологического и ценового аудита мы можем работать. Но все работы, связанные со строительством, должны проходить через конкурс по выбору подрядчика», – рассказал Алексей Нечаев.

Пересадить миллионы пассажиров

Ранее строительством, а потом и содержанием метрополитена занималась компания АО «Челябметрострой». В последнее время компания не выигрывала эти подряды. Генеральный директор организации Валерий Мочалкин считает, что станцию у Торгового центра в любом случае необходимо достраивать – спусков и подъемов в нынешнем варианте нет. При этом они должны иметь стыки с существующими или вновь строящимися трамвайными линиями.

«В России есть такое метротрамвай – в Волгограде. Но там глубина залегания – метров 15. Трамвай спускается на небольшую глубину на небольшом перегоне, а потом выезжает наверх. У нас метро находится на глубине 40 м. Чтобы туда спустить и поднять вагон, надо преодолеть приличное расстояние – порядка 1,5 км», – рассказал ЕАН генеральный директор АО «Челябметрострой» Валерий Мочалкин.

При 40-метровой глубине пролегания путей на входе и выходе скорость трамвая будет низкой, а протяженность участка, где можно разогнаться, не слишком велика. Есть вероятность, что при таких перепадах проезд для пассажиров может быть не слишком комфортным.

«По нормативам 4 промилле уклон. Выход с 40 м глубиной будет длиной порядка 2 – 2,5 км, – прокомментировал Александр Егоров. – В среднем сейчас скорость наземного трамвая в непиковые часы 17 км/ч, метротрамвай поедет более 35 км/ч. Интервал движения – 8 минут».

Эксперт из «Челябметростроя» обращает внимание на еще одну особенность. Он считает, что промежуточных станций, скорее всего, не будет. Таким образом, трамвай будет мчать под землей без остановки, к примеру, на площади Революции.

«Там нет станции. И даже та, которая по линии метро должна была строиться, планировалась между гостиницей «Южный Урал» и «Детским миром»,то есть не по ходу движения нынешнего, наземного трамвая стоит», – говорит Мочалкин.

В областном Миндоре сообщили, что выход в центре города будет. Станции там предусмотрены и будут построены.

«Основной расчет – это 4 подземные станции: две существующие, их необходимо достроить – у одной 50%, у другой 75% («Торговый центр» и «Комсомольская площадь», – прим. ЕАН). И две новые станции будут в районе площади Революции, это перекресток Елькина – Ленина. Это будут две пересекающиеся станции между двумя ветками», – прокомментировал заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров. 

В любом случае проектировщики будут готовить технико-экономическое обоснование вариантов продолжения строительства и интеграции построенных перегонных туннелей в будущую транспортную схему города.

 В челябинский метрополитен за 30 лет закопали 12,3 миллиарда рублей. Закладывают минимум еще три миллиарда 

Возить пассажиров будут новые трамваи.

Напомним, что их закупка начинается уже в этом году. Ранее состоялись торги на сумму более чем миллиард рублей. Контракт южноуральские власти заключают с компанией «Торговый дом СТМ», которая закажет производство 30 трамваев Усть-Катавскому вагоностроительному заводу.

«Усть-Катавский вагоностроительный завод сделает трехсекционный трамвай специально для нашего проекта. Он уже находится в работе. Эта модель уже используется в Волгограде, где есть метротрамвай», – рассказал Алексей Текслер.

Как отметил замминистра Александр Егоров, новые вагоны приспособлены под уже существующие, не идеальные челябинские рельсы. Всего для движения по трем подземным маршрутам потребуется 32 трамвая.

По оценкам регионального Миндора, метротрамвай на трех предварительных маршрутах будет перевозить около 20 млн пассажиров в год.

В перспективе власти рассчитывают в 2,5 раза увеличить пассажиропоток в целом на электротранспорте. В течение двух лет планируется полностью обновить его подвижной состав. Параллельно будут улучшать рельсы с применением особой технологии их стыковки, чтобы вагоны двигались практически бесшумно. Цель – сделать 95% трамвайных путей обособленными.

«В этом году мы уже начинаем подготовку транспортной инфраструктуры в части существующего трамвая, закупаем 30 вагонов, строим 25 современных платформ высотой 30 см, когда не нужно выходить под колеса. Будет ремонт 5 км трамвайных путей: это улица Цвиллинга от Тимирязева до вокзала и Первой Пятилетки от депо № 1 до улицы Горького», – уточнил Александр Егоров.

Как ранее рассказал депутатам министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев, власти рассматривают перспективу передачи общественного транспорта и инфраструктуры в концессию. Приоритет будет отдаваться именно электрическим видам: трамваям и троллейбусам.

Поддержка из центра

Метро в Челябинске начали строить в 90-х годах прошлого века, однако около 10 лет назад проект остановили. С тех пор он требует постоянного поддержания в безопасном состоянии, на что выделяют миллионы рублей из бюджета.

 Мэрия Челябинска объявила новые торги на содержание метро 

Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в апреле сказал о необходимости развивать общественный транспорт в Челябинске. Накануне он провел совещание по реализации обозначенных планов. Ответ держал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. Он напомнил, что изначально было два варианта: достроить или ликвидировать объект. В обоих случаях цена вопроса – от 10 млрд рублей. Однако альтернативный вариант правительству нравится больше.

«Мы нашли хорошее решение, как использовать часть линии метро для развития трамваев. У нас центральная часть города начинает «работать», дальше мы выходим наружу и интегрируемся в трамвайную сеть. Это решение нам даст, во-первых, развитие центра города, развитие комплексного развития территории, несколько новых проектов, привлечение инвестиций в жилье, в создание рабочих мест. Проект практически готов, мы его можем запускать, буквально детали дорабатываем», – отметил Марат Хуснуллин.

Это решение действительно позволит увеличить интерес к жилищному строительству, считает девелопер Денис Ни. Но транспортная сеть должна быть построена таким образом, чтобы из отдаленных районов можно было легко добраться до новых узловых точек.

«Улучшение системы общественного транспорта как с точки зрения скорости и комфорта перемещения, просто его эстетики, безусловно, благотворно влияет на развитие города. Больше людей захотят здесь жить, соответственно, спрос на жилую и коммерческую недвижимость будет расти, У нас есть малое транспортное кольцо, которое будет завершено со строительством моста возле будущего арбитражного суда в продолжение улицы Энгельса. Первый сценарий преодолеть городской центр – это доехать до данного транспортного кольца, от него переместиться в нужную часть центра и снова уйти в какой-то район. Вторая альтернатива – это диагональные маршруты, один из которых – это как раз Комсомольская площадь – Торговый центр. Рабочая история: быстро проехать под землей», - пояснил Денис Ни.

При этом девелопер Денис Ни отмечает, что считает более эффективным развивать застройку уже существующих кварталов ближе к центру города, нежели расширять мегаполис на окраины, так как чем дальше жилье от ядра муниципалитета, тем хуже там инфраструктура, дешевле жилье и выше социальное расслоение.

Как отметил сегодня Алексей Текслер, проект метротрамвая повысит не только интерес к жилищному строительству. Еще один экономический эффект – создание при его реализации порядка 1,5 тыс. рабочих мест.

А вот для частных перевозчиков экономический эффект будет не столь приятным. Количество маршрутных такси по итогам реализации намеченных планов должно сократиться в полтора раза. Зато это должно положительно отразиться на состоянии экологии мегаполиса.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Елена Мицих, пресс-служба губернатора
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+