October 15, 2021, 11:06 AM
ЕАН

«Пугайте, подкупайте, разрешите западные вакцины»: пиарщик, социолог и психолог о том, как заставить свердловчан привиться

В Екатеринбурге от короновируса привиты жители, составляющие менее трети населения, в области ситуация не лучше. Свои же прежние вводные - 60 % к сентябрю, 80 % к ноябрю - чиновники стараются не вспоминать, чтобы не пришлось признавать провал спецоперации.

Сейчас в областном правительстве думают, как загнать граждан в прививочные пункты, первый шаг – закрыть для непривитых все, что можно закрыть, от библиотек до торговых центров. На рекламных щитах в городе – призывы привиться и явно плохо работающие робкие апелляции к совести свердловчан.

Как сдвинуть дело с мертвой точки? Свои советы власти через ЕАН дали политтехнолог, психолог, социолог и медиаменеджер.

 Непривитых свердловчан будут отправлять в неоплачиваемые отпуска 

Константин Киселев, депутат и политтехнолог: «Пусть коммерсанты подключаются, пока не объявлен новый локдаун».

«Уже есть данные, что когда появился указ губернатора про QR-коды, количество людей на пунктах вакцинации существенно выросло.

Второй момент — надо стимулировать людей и какими-то «плюшками». Это может быть какая-то лотерея. Или подарочные сертификаты от торговых сетей. Им тоже ведь объявление локдаунов невыгодно, если все будут сидеть по домам и никто не будет ходить в торговые центры, рестораны, супермаркеты.

Наконец, третье — разъяснительная работа. Хорошо сработала акция главврача 24-й горбольницы Малинкина, который просто публиковал статистику по заболевшим по своей больнице. Хорошо сработала история с Шереметом, который заболел и писал, что причина в том, что откладывал прививку, хорошо сработала акция журналистов, которые повесили плакаты «Мы привились» со списком причин, почему они это сделали.

Есть технологии страха и есть технологии «плюшек» — со времен Макиавелли тут ничего не изменилось. Вопрос в том, как правильно пугать и какими должны быть «плюшки».

Если бы передо мной стояла такая задача — я бы начал с проведения фокус-групп среди различных категорий непривитых, чтобы изучить, что на них может сработать, а что нет. И исходя из этого уже определял бы средства для кампании.

 Власти Екатеринбурга обдумывают идею подарков для вакцинирующихся от COVID 

Это вообще странно: мы к каждым выборам проводим такие фокус-группы, но почему-то не делаем такую базовую вещь сейчас, когда от результатов пиар-кампании зависят жизни людей».

Алексей Глазырин, директор PR-агенства «Ньютон»: «Пообещайте людям вечную жизнь и перестаньте их пугать».

«Для того чтобы люди начали что-то делать, их нужно либо мотивировать, либо информировать. Информирование — путь долгий. Мотивация может быть отрицательной или положительной. У нас традиционно это страх и принуждение.

И это серьезная проблема. Когда в атмосфере страха и принуждения что-то продвигается, нормальная реакция человека — забиться в норку и все отрицать. «Антиваксеры», кстати, показатель такой реакции: люди напуганы и поэтому отрицают болезнь.

Путь информирования и положительной мотивации у нас почти не задействован. Я, к примеру, почти не вижу публикаций о том, какие эпидемии человечество пережило в прошлом и как их победили с помощью вакцинации.

В положительной мотивации возможны, к примеру, такие акции, как «приведи друга и получи подарок». Это работает в продажах колбасы и майонеза — будет работать и с вакцинацией.

Ну или вот: в продвижении нацпроектов мне встречались ролики о том, какие у людей планы, которые завершались их рассуждениями о том, что для реализации этих планов им в первую очередь нужно поберечь свое здоровье. Это достижение нашего века: мы стали дольше жить, мы дольше остаемся молодыми. Если начать кампанию о том, как прожить дольше, что можно успеть сделать при этом за жизнь, как можно успеть ею насладиться — это само по себе будет стимулировать людей думать о своем здоровье, чтобы тоже успеть пожить подольше. И тогда они сами будут думать о том, как защитить свое здоровье, и в итоге — где поскорее поставить прививку».

Анатолий Меренков, социолог: «Покажите им кладбища — пусть поверят»

«Идею вакцинации надо популяризировать. Но кроме страха тут вряд ли что-то еще может сработать. Самая большая опасность в том, что огромное количество людей не верит в риски заболевания — они находят в интернете тех, кто говорит, что это не так страшно, это их успокаивает. Важно говорить о том, что болезнь опасна и что лекарства от нее сегодня нет — это надо подчеркивать.

 Екатеринбуржцы не могут вакцинироваться от COVID, «Спутник V» в дефиците 

Наконец, нужны интервью с теми, кто выжил, чтобы во всех соцсетях были рассказы от разных людей, как им было страшно, как они задыхались.

Поставьте камеру на кладбище! Пусть там люди говорят: хороним умершего от коронавируса, прививку не ставил. И процессии, процессии, процессии. Недавно видел карту кладбища — как оно расширилось за время пандемии, это же ужас.

Хорошо бы сделать постоянные передачи, где сторонники и противники вакцин будут дискутировать на эту тему. Не важно, кто из них будет убедительнее — важно, что в этом случае человек в принципе будет думать об этом, следя за дискуссией».

Антон Кузнецов, психолог: «Надо дать людям правильный выбор и показать отрезанные ноги».

«Начать с того, что тех, то категорически против прививок, как и тех, кто точно за — немного. Подавляющее большинство — сомневающиеся, либо им и вовсе все равно. Причин много.

Одна из них — критика западных вакцин. Когда говорят, что эта вакцина хорошая, а эта плохая — для человека это воспринимается как то, что все вакцины плохие, недоработанные. Поэтому надо как можно быстрее пустить в страну западные вакцины. Кроме всего прочего, это даст человеку выбор. А это уже как с ребенком: ты будешь мыть посуду или пол? Если так сформулировать вопрос, то ребенок что-то из этого в любом случае будет мыть, считая, что он сам принял решение.

Так же и с вакцинами. Вопрос должен ставиться не в плоскости: вакцинироваться или нет, а так: вакцинироваться отечественной или иностранной вакциной?

Дебаты. Очень часто бывает так, что те, кто продвигает вакцины, просто не умеют разговаривать. У нас это распространенное явление, что люди не умеют дискутировать. В результате говорят противники вакцинации — они-то, как правило, как раз это умеют, и если передача идет два часа, а антипрививочник выступал всего 20 минут, запоминаются только эти 20 минут. Надо либо брать тех, кто умеет дискутировать, либо прекращать эти передачи.



Третье. Нужно, чтобы человеку поставить прививку было проще, чем не поставить. Большинству все равно, они не ставят не потому, что принципиально против, а просто откладывают. Надо, чтобы были коллективные заявки от предприятий, чтобы врачи приезжали на предприятия, надо, чтобы мобильные пункты вакцинации работали во дворах, чтобы человек после работы мог между делом привиться.

 Екатеринбургские депутаты вакцинировали за лето десять тысяч человек 

Наконец, нужен треш-контент. Нужно рассказывать, что смерть — не единственная опасность коронавируса, что у многих руки-ноги ампутируют при лечении, потому что вирус провоцирует тромбоз. Надо рассказывать истории, когда родители привились, а детей «пожалели» и прививать не стали, и те умерли — надо, чтобы их все осуждали за это. Или когда муж привился, а жена нет, надо показывать, как умирают люди от коронавируса, как задыхаются, как у них пена изо рта идет — это людей будет пугать и стимулировать».

Александр Ельняков, директор журнала «Красная Бурда»: «Сработает только раздача денег».

«В моем понимании, кроме выдачи денег, прямого разбрасывания, как делали на прошедших выборах, никакие другие «мягкие» методы не сработают. Либо власти выписывают сравнительно небольшие суммы конкретным, самым уязвимым категориям населения, чтобы привлечь их на прививку, либо начинают вязать по рукам и ногам. Сейчас я не вижу других способов мракобесным антиваксерам что-то насадить.

Мой знакомый, известный общественник, преподаватель одного крупного ВУЗа, рассказал: когда объявили обязательную вакцинацию по всему университету, сотрудники озаботились, как бы им «отскочить»! И это преподаватели – люди, которые по идее находятся на полюсе, противоположном безграмотному мракобесию!

Даже в моем окружении, образованном, с критическим мышлением, нет-нет, да и проскакивает какая-то чушь вроде «да это все пока эксперименты», «да еще не ясно, что они туда намешали». Это ввергает в шок. Я сам агитирую, объясняю, доказываю, привожу аргументы, а в ответ слышу вот это.

Увы, никакие массированные рекламные кампании нас уже не спасут».

 «Многое в действиях антипрививочников говорит о проблемах психологических»: известный в Екатеринбурге священник - о позиции церкви относительно вакцинирования Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Показать комментарии (1)
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+