August 13, 2021, 04:29 AM
Сергей Беляев

Россия не готова к засухе: почему российские производители не могут помочь аграриям с орошением (ФОТО, ВИДЕО)

Последствия засухи в Свердловской области заставили аграриев и профильных чиновников всерьез задуматься об оросительных системах. В настоящее время мелиорацией или спецоборудованием для полива оснащены только крупные хозяйства. Как стало известно ЕАН, свердловские аграрии уже готовят обращение к властям с просьбой оказать поддержку в таких проектах. Однако и без Свердловской области желающих "поливаться" предостаточно, при этом отечественное производство оросительных систем находится лишь в начальной стадии импортозамещения.

Засуха губит все культуры

Результаты бедствия вчера наглядно можно было увидеть на Дне поля, которое с 12 августа проводят в Сысертском районе Свердловской области. Проректор Уральского аграрного университета Михаил Карпухин на выставочных образцах показал корреспонденту ЕАН состояние зерновых культур. Например, пшеница, представленная на полях, к середине августа должна быть на 10 см выше при нормальной погоде.

По оценке Карпухина, урожай зерна, который в регионе заготавливают на корма, будет на 30 % меньше по сравнению с прошлым годом. В каких-то районах, как рассказали представители СПК «Килачевский», показатели упали до 50 %.





Урожайность картофеля, как полагает проректор УрГАУ, снизится на 30-35 %. В сравнении с прошлым годом это наименее пострадавшая культура (в прошлом году посевы картофеля местами полностью выгорели). Сложнее ситуация с морковью, капустой и другими овощами открытого грунта.

«Без полива морковь вообще выращивать бесполезно. Там, где без полива, она практически не взошла, а которая взошла — просто засохла. В регионах близлежащих, где есть, допустим, поливные земли, там нет оснований волноваться», — сказал Карпухин.

В рамках Дня поля губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев привел уточненную сумму убытков, которые понесли аграрии из-за засухи. Речь идет как минимум о 2-3 млрд рублей.

По словам проректора УрГАУ, с учетом опыта последних двух лет свердловские аграрии намерены формировать обращение к властям региона с просьбой содействовать в установке оросительных систем и закупке машин для полива. К слову, крупные сельскохозяйственные предприятия и раньше вкладывали деньги в эти проекты. Когда это было выгодно.

 Овощи обречены на выживание: почему в Свердловской области будет дорожать едаНапример, в 2014 году свердловские аграрии получали от государства компенсацию на покрытие до 50 % затрат на мелиорацию. Сейчас в регионе таких предложений нет, и участники отрасли не рискуют запускать такие проекты. Правда, в некоторых других субъектах сельхозпроизводителям покрывают до 80 % затрат.

На уровне органов власти Свердловской области «мелиораторы» до последнего времени не пользовались поддержкой. Так, в засушливом 2020 году в аграрном комитете свердловского Заксобрания считали строительство оросительных систем напрасной тратой денег. Депутаты полагали, что засуха для Среднего Урала — явление редкое.

Впрочем, приехавший на День поля первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов пообещал, что для аграриев создадут специальную программу.

«Наши машиностроители освоили аналог зарубежных (технологий в сфере орошения — прим. ЕАН), которые конкурентоспособны. Дмитрий Николаевич (Патрушев, министр - прим. ЕАН) отстоял это, и запускаются программы по развитию мелиорации. Мы готовы возмещать затраты, которые несут аграрии», — заявил чиновник.

 «Дефицит сложился искусственно»: свердловский аграрий - о причинах дефицита еды и росте цен (ВИДЕО) 

Импортозамещение «в юной стадии»

Сами производители и продавцы оборудования и техники для орошения подтвердили, что в текущем году спрос на агрегаты вырос. Климатические изменения в той или иной степени на себе почувствовали аграрии всей страны. В девяти регионах (включая Свердловскую область) даже был введен режим ЧС.



«Мы пока не проводили анализ в процентах, но в этом году ощутимо почувствовали увеличение спроса. В прошлые годы к августу мы уже сезон заканчивали и ожидали возобновления в осенние месяцы, когда люди продают урожай и начинают думать о покупке техники. В этом году производство у нас загружено на полные мощности», — рассказал ЕАН представитель волжского Завода дождевальных машин Александр Резник.

По его словам, большое количество заявок поступает из Краснодарского и Ставропольского края, Осетии, а также из Самарской области и Татарстана. Вместе с тем представитель завода отметил, что российское производство оросительных систем и агрегатов только начинает развиваться. Спрос на агрегаты был и раньше, но сельхозпроизводители не могли самостоятельно освоить такие проекты.

Например, одна дождевальная машина для обработки 30 га стоит 2 млн рублей. А для реконструкции оросительной системы на площади 200 га требуется уже 200 млн рублей.

«У нас в России пока только начинается это дело (выпуск машин для орошения — прим. ЕАН). Компании, которые занимаются оросительной техникой, находятся в юной стадии. Этот сектор теперь будет расширяться, в том числе благодаря субсидированию аграриев Министерством сельского хозяйства», — отметил представитель Завода дождевальных машин.

 Свердловским аграриям нужны законоНЕпослушные разнорабочие за 60 тысяч в месяц на замену мигрантам Аппараты, выпускаемые российскими производителями, сложно назвать полным импортозамещением. Например, на волжском заводе налажено корпусное производство дождевальных машин барабанного типа. Ответственные узлы (редукторы и турбины) — итальянского производства.

Российские сельхозпроизводители могут закупать и зарубежные аппараты. Однако программа господдержки, как правило, выдается на приобретение продукции отечественного производителя. Кроме того, влияет ослабление курса рубля.

В настоящее время, по оценкам специалистов, конкуренцию российским производителям составляет только Италия. Однако и здесь свои нюансы. Для тех же дождевальных машин в России выпускают трубы только одного диаметра, которые не всегда подходят для итальянской техники.

«Чтобы перемотать катушку, если она не того диаметра, что производят в России, то нужно завозить импортную трубу. А она стоит как новая машина», — отметил менеджер волжского завода.

Таким образом, дальнейшее будущее урожая в Свердловской области будет зависеть от двух факторов. Во-первых, от размера компенсации, которую получат аграрии на покрытие расходов. Во-вторых, от скорости развития производства российских машин и комплектующих для оросительных систем. 

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+