March 4, 2020, 09:50 AM
Григорий Лейба

С единственной записью в трудовой. Уральский завод провожает на пенсию самого верного инженера

Любое предприятие – это его сотрудники: их успехи и неудачи, радости и печали, взлеты и падения. Поэтому история, например, завода – это не рассказ о шуме станков, буднях конвейерных линий или прыжках цифр в бухгалтерских отчетах, но рассказ о людях и их судьбах.

Уральский Завод керамических изделий в эти дни проводил на пенсию одну из самых заслуженных и, наверное, самую опытную сотрудницу – Нину Николаевну Шарипову.

В один из заключительных дней работы в плиточном цехе Нина Николаевна нашла время на беседу с корреспондентом ЕАН.

Работать на заводе Шарипова начала в 1975 году. От «теплого кабинета» отказалась сразу, несмотря на красный диплом советского образца.

«Первый год работала мастером. Через ту школу прошли все нынешние руководители наших цехов. Это очень богатый опыт, что называется, «на земле»: техника безопасности, технология оборудования, работа с людьми – только так можно стать настоящим специалистом», - рассказывает Нина Николаевна.

Свердловский Завод керамических изделий молодой специалист выбрала сама. «По зову сердца», - признается инженер. Распределение в советское время было обязательным, однако выпускники с красным дипломом обладали возможностью выбора первого рабочего места. Поездка предстояла дальняя – в Свердловск выпускница приехала из Днепропетровска (альма-матер – Днепропетровский химико-технологический институт, сейчас - Украинский государственный химико-технологический университет).

«Услышав, что я выбрала Свердловск, мама едва не расплакалась: «Туда ведь только ссыльных отправляют!» И еду я поездом – трое суток по северной ветке, вокруг великолепная тайга, сосны, за окном – багровый закат. А по перрону шеренгой откуда-то возвращаются заключенные. Вот, думаю, права была мама. Взгрустнулось, конечно».

Грустить пришлось недолго. К проходной выпускница Шарипова явилась в день прибытия. На календаре «горела» суббота, администрация ушла на выходной, но даже экскурсия едва ли не в одиночестве подарила первый, самый главный результат.

«Захожу, и прямо у входа – роликовая линия! А что такое на то время роликовая линия? Едва ли не вершина прогресса, по-настоящему передовая технология. Душа сразу воспряла – передовое предприятие, и интерес, само собой, появился», - говорит Шарипова.

Важно добавить, что восхитившую молодую работницу технологию в Свердловске не просто успели внедрить в числе первых. Сотрудники Завода керамических изделий стояли у истоков ее разработки – дело сделал и талантливый коллектив, и работавшая в те времена система рацпредложений.

На производстве Шарипова адаптировалась в первые дни. Само собой, помогал коллектив, однако и заводская администрация хорошо понимала ценность молодых кадров. Методики вдумчивой, тонкой, едва ли не отцовской работы с новыми сотрудниками Завод керамический изделий по заданной еще в советское время традиции практикует и совершенствует по сей день.

«Был очень дружный коллектив – много молодых. Организовывали отдых в выходные дни. Куда только смена меня в первый год ни возила: и Черданцево, и Курганово, и Кунгурские пещеры – я же не местная была, ничего этого не видела и не знала», - вспоминает Шарипова.

В одной из таких поездок Нина Николаевна познакомилась со своим будущим мужем – тот работал на заводе электриком. На двоих они отдадут заводу больше 50 лет трудового стажа. 

Лихие девяностые Нина Николаевна встретила уже будучи в должности заместителя начальника цеха. И для администрации, и для сотрудников эта эпоха стала самым серьезным профессиональным и жизненным испытанием. Уральская плитка оставалась востребованным товаром, однако расплачивались за нее по бартерной схеме. На предприятии регулярно отключали электроэнергию и газ.

Завод, как и большинство предприятий по стране, балансировал на грани банкротства. 

«Мы ночами караулили оборудование – потому что тогда не было ни забора, ни проходной, почти никаких систем безопасности. На предприятие мог проникнуть, по сути, кто угодно. Помню, в цехе жгли поддоны, чтобы хоть как-то согреться, чтобы было светло. Защищали предприятие, как могли», - говорит Нина Николаевна.

Производить приходилось не только плитку. Вовсю работал фаянсовый цех – на рынок уходили раковины, унитазы и недорогая посуда. Всю ту продукцию Нина Николаевна сейчас зовет ширпотребом, однако признает, что ее производство здорово помогало поддерживать завод на плаву.

В то время Завод керамических возглавлял Евгений Липович.

«Евгений Ефимович был замечательным директором. Всеми правдами и неправдами он поддерживал коллектив, изыскивал деньги на хоть какую-то, но зарплату. Деньги нам платили небольшие, но все же платили. Голодать не пришлось. Всех собирал, вдохновлял и обещал – потерпим, продержимся, настанут еще лучшие годы», - говорит Шарипова.

 Евгений Липович: «Наша задача – делать каждое следующее поколение счастливее нашего» Кризисные годы завершились – усилиями сотрудников и руководства предприятие выжило. Новое руководство немедленно задумалось над модернизацией производства. Дальше работать по советским технологиям было нельзя – рынок выдвинул другие, жесткие требования.

«Как только стало полегче, администрация пригласила специалистов из Италии. Линия «B&T» – итальянское оборудование – заработала в 2000 году. Директором плиточного производства стал итальянец – Серджио Бруно. Он научил нас очень многому, и мы до сих пор благодарны ему за это. Расставались мы с ним, как родные люди. «Вы навсегда в моем сердце», - говорил Серджио, когда уезжал», - вспоминает Нина Николаевна.

С заметной долей сожаления Нина Николаевна признает: конкурентоспособное производство сейчас во многом зависит от поставок иностранного оборудования. Однако попытки «зацепиться за старое» и отказаться от технических новинок – прямой путь к гибели предприятия.

 Игорь Задорожный: «Мы завершаем модернизацию «Уралкерамики» и начинаем строить новое производство» 

«Это огромная заслуга нашего руководства – они всегда своевременно оценивали ситуацию. Если мы будем работать по-старому, на старом оборудовании, то через какое-то время попросту обанкротимся. Администрация вовремя меняет форматы – вводит новые элементы на производство, продвигает их. Отрадно, что процесс продолжается и сейчас», - говорит Шарпилова.

Во многом именно благодаря административной гибкости, открытости руководства к новому и одновременно верности добрым традициям Завод керамических изделий остается флагманом на рынке и по сей день.

«Под руководством Игоря Васильевича Задорожного предприятие постоянно развивается. Каждому руководителю – свое время, и каждый руководитель должен соответствовать своему времени. Нам повезло: кажется, само время выбирало людей и делало из них руководителей. При нынешнем руководстве появилось очень, очень много нового. В моем комплексе – цифровые машины, в комплексе через дорогу – сразу четыре новых линии. Я повторю, если бы хоть на какое-то время мы остановились в развитии, завод перестал бы существовать»

Освободившееся время на пенсии Нина Николаевна обещает посвятить воспитанию внуков. Предприятие не забудет, администрация выписала своему ветерану бессрочный пропуск на территорию всех подразделений. Самый верный инженер надеется, что проекты по обновлению ее родного цеха, разработанные при ее участии, в скором времени будут реализованы.

«Да. Я бы пожелала такой судьбы моим внукам. Старший уже все понимает. Проходим мимо, а он мне: «Бабушка, ты ведь здесь работаешь!» Я ему отвечаю: «Расти скорей, Владик. Пойдешь работать сюда же». Это самый достойный выбор», - говорит Нина Николаевна.

Источник фото: Алексей Колчин для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+