July 20, 2021, 12:51 PM

«Самый хороший хайп – это хейт». Как живет TikTok в Челябинске

Всегда считалось, что для раскрытия потенциала и достижения великих целей нужно родиться в Москве или Санкт-Петербурге или переехать туда жить: там кипит настоящая жизнь и есть возможности для развития. Однако интернет все перевернул с ног на голову: теперь, чтобы покорить мир, нужен лишь заряженный телефон.

Площадка TikTok быстро завоевала внимание зрителей по всему миру. На 2021 год приложение скачали более 2 млрд раз. Но до сих пор остаются вопросы о сущности сервиса. Разобраться с ними согласились тиктокеры из Челябинска.

Учитель математики из 35-го лицея в Челябинске Петр Земсков в свои 52 года начал снимать познавательные ролики в TikTok. Он простыми словами объясняет сложные школьные темы, решает головоломки, шутит, делится своими мыслями и даже может показать трюки с футбольным мячом. Его аккаунт всего за пару недель обрел популярность. Сейчас у преподавателя уже более 620 тыс. подписчиков. А оценили его мастерство именно благодаря продуманным алгоритмам современной площадки. 




Тренды: стоит ли под них подстраиваться

Первое, с чем ассоциируется TikTok, - это тренды. Подушка-челлендж, маска Versailles Run, Pop it, танцы, необычные переходы, и так до бесконечности. Они сменяют друг друга с огромной скоростью. И кто-то стремится угнаться за ними, а другие, наоборот, решают положиться на собственные авторские идеи. Причем среди челябинских тиктокеров прослеживается именно такая тенденция.

«Мне всегда хотелось снимать что-то веселое, юмористическое, легкое, – говорит Максим Карюков. Но я не подстраиваюсь под тренды, делаю то, что нравится. Хотя, когда только пришел в TikTok, снимал именно это. Их все снимали. Мне не приносило это удовольствия. Поэтому придумал свой формат. В TikTok такого не было еще. И обычно видео длились по 15 секунд. А я начал выкладывать ролики на минуту. Сразу получал комментарии, по типу: «Ого! Так запарился». И людей это цепляло".

«По минимуму смотреть TikTok. Плюс в том, что я не засматриваюсь на тренды и не упираюсь в них. У меня какие-то другие свои идеи приходят в голову, – продолжает Александр Чешуин.Я стараюсь сейчас не столько воевать с алгоритмами, а просто делать хороший контент, в первую очередь для меня. Чтобы было приятно его создавать. И пользоваться советами, что нужно выкладывать в день по пять видео, я не хочу. Идей хватит на полтора дня. А что делать потом? Снимать тренды? Нет, спасибо».





Хайп: эмоция или способ продвижения

Это такой трюк, который умеет делать почти каждый пользователь интернета. Хайп является одним из самых эффективных способов продвижения личного бренда. Но не каждый готов пойти на такой шаг ради роста аудитории и просмотров.

«Хайп – прекрасная, замечательная вещь. На нем все и строится, – рассказывает Валерия Титова. Есть разные виды хайпа: нормальный и абсурдный. И чаще всего второй вызывает больше эмоций, лучше отдача. Хайп – это эмоции человека. Если ролик тронул, то он и заходит, продвигается. А если нет, значит, неинтересно. Моя подруга, например, пишет под видео о своей внешности, что она самая красивая и так далее. И у нее этот способ заходит. Комментарии разрываются: «Нет! Ты не самая красивая». Начинается такая борьба. Мне, наоборот, пишут: «Да, ты самая классная». А хотелось, чтобы похейтили, потому что самый хороший хайп – это хейт. Если в описании под видео скажешь, что аниме не интересно, то люди, которые его любят, сразу напишут в комментариях, что нельзя так говорить. И по алгоритмам видео начнет продвигаться, и просмотров будет больше.

Мое видео, где дети меня унижают, тоже можно отнести к хайпу. Но тут скорее людям интересно что-то необычное. Потому что в реальной жизни ребенок не может знать, как составить такое предложение, да и я не такая плохая на самом деле. Поэтому возникает диссонанс. Это необычно, странно, поэтому и смешно».

«К «грязному» хайпу отношусь негативно, – парирует Елизавета Минькова. – Мне писали когда-то насчет создания контента, связанного с Навальным. Но я не хочу поднимать такие темы специально, не по своему желанию. Все, что связано с хайпом, я думаю, это чисто на один миг. Через день-два про тебя забудут. К тому же можно испортить образ. Лучше постепенно подниматься. Лучший способ роста – снимать качественно и соблюдать правила. Есть алгоритмы именно твоего аккаунта, которые работают по особым законам. Если я снимаю в определенной тематике, то с нее никуда не ухожу. Потому что тогда TikTok долго не будет продвигать».




Острые темы: где грань допустимого

В TikTok существуют ограничения по содержанию видео. Например, строго запрещены ролики, которые склоняют к участию в террористических организациях, подталкивающие к суициду или насилию над другими, нанесению вреда здоровью, видео сексуального характера или плагиат. Этот список очень большой и находится в открытом доступе.

Но не все добросовестно изучают его и соглашаются соблюдать установленный порядок. За нарушение правил юзеры получают бан. Если проступок незначительный, то санкции временные. А за серьезные провинности администрация площадки может заблокировать пользователя навсегда. Пригодность контента к просмотру перед публикацией всегда проверяют модераторы. Но даже если ролик прошел эту проверку, позже на него могут пожаловаться пользователи. Тогда видео тоже забанят.

«Мне нравятся боевики, кровь, месиво. Если бы можно было в TikTok показывать больше, я бы разошелся, – признается Максим Карюков. – А пока только бумажный пистолет. В принципе, знаю все правила и ограничения и пытаюсь их соблюдать. Конечно, бывает, что удаляют ролики. Один раз было такое, что пистолет близко поднес к виску. И за это блокировали. Это, конечно, заставляет волноваться. Потому что потратил очень много времени, идею вложил. Тогда подаю апелляцию. Или вырезаю тот момент, из-за которого заблокировали, и скидываю снова.

Мое любимое – снимать о Челябинске. Город мне нравится. Но шутка будет не очень, если не добавить негатива. А так как я здесь живу, то могу себе позволить такой стеб. Но вообще стараюсь аккуратно снимать. Чтобы не зацепить никого», - поделился Максим.



«Темы, на которых можно продвигаться, а на каких не стоит, зависят только от человека, насколько ему позволяет это его мораль, какие границы он выстраивает, – делится своим мнением Валерия Титова. – Видео «Кто смотрит на мою попу», - это намеренное поднятие активности. Потому я ненадолго из TikTok пропала, у меня уменьшились просмотры. И чтобы немного восстановить, я воспользовалась таким трендом. Очень сейчас популярный. Все честно сняла, и ролик залетел».






Аудитория: поклонники и хейтеры

Популярность, творческое развитие, заработок и многое другое было бы невозможно без зрителей. Аудитория – важнейшая часть любого проекта, формирующая его успех и эффективность. Она обычно состоит из людей, кто положительно реагирует на контент, понимает и поддерживает его, и из тех, кто отрицает и критикует информацию и авторов. Порой это даже переходит границы простого мнения и превращается в буллинг.

«Хейтеров у меня нет, – признается Максим Карюков.Очень редко бывает такое, что пишут: «Не смешно». Но меня это не задевает. Бывает, даже прислушиваюсь к критике. Однажды снимал похожие видео подряд. И поступило сообщение «Чувак, у тебя одни и те же видосы пошли». Я понял, что заленился, и сразу придумал пару других идей. Это помогло перезагрузить канал».





«В моем родном городе население 100 тыс. человек. А подписчиков у меня сейчас 120 тыс., – подсчитала Елизавета Минькова. – Очень ценю своих людей. Мы чаще всего подписываемся на тех, кто нам нравится, с кем мы близки. Значит, мои зрители такие же веселые, непринужденные и свободные, при этом у них есть амбиции и большие цели в жизни, поэтому они работают и развиваются.

Негатива получаю мало. Вот недавно ролик собрал достаточно много хейта, но больше не в TikTok, а Instagram, когда его начали уже паблики к себе репостить. Люди начали писать мне, моей маме, что я нехорошая, потому что они не поняли шутку. А конструктивной критики еще никогда не было», - уточнила Елизавета.



«Меня мало что задевает, потому что я много лет работаю фотографом и там научился воспринимать критику хорошо. Аргументированную я принимаю, а остальное игнорирую», – признался Александр Чешуин.


TikTok: работа или хобби

Одним из самых распространенных способов заработка в интернете является реклама. Любой человек, кто имеет аудиторию и к чьему мнению прислушиваются, может начать зарабатывать. В том числе эта тенденция распространяется и на пользователей TikTok. Но есть множество подводных камней, например, сколько брать денег за рекламу, как определить, с кем стоит работать, а с кем опасно или как сделать рекламную кампанию интересной для своих зрителей. Поэтому не все готовы считать блог своим основным источником дохода и не рассматривают его как серьезное дело.

Елизавета Минькова призналась, что ведение аккаунта для нее – лишь увлечение.

«До недавнего времени я не знала себе цену. Посмотрела, как делают другие блогеры, как это рассчитывается, и решила пока поставить минимальный ценник. В TikTok это 3 тыс. рублей. Хотя видео хорошо заходят, пока не могу брать больше. По бартеру тоже работала. Недавно прислали много продукции: шампуни, косметика», - рассказала она.

Максим Карюков говорит, что у него это тоже дело для души. Рядовой контент он называет творчеством, а съемку рекламы – работой: «Но к блогу я максимально серьезно отношусь, потому что это мое главное дело по жизни. Также хочу Instagram поднимать. Думаю, это все же дополнительное взаимодействие с аудиторией, а значит и заработок».

Александр Чешуин на популярной платформе пока не зарабатывает. Однако он рассматривает такой вариант.

«Не всю рекламу я готов делать. Если придет, например, запрос на мазь для локтей. Мне неинтересно, и я не знаю, как это преподнести. А если придут ребята и скажут: «Смотри, у нас есть классные шины для автомобилей», - я этим могу пользоваться, почему нет. Если говорить о донатах. Мне задавали вопрос, почему я к эфиру не прикручу карту, тогда мне будут скидывать деньги. Но за что? Я просто общаюсь. Не стараюсь на этом заработать. У меня есть дело, которое приносит деньги, - я фотограф», - делится он.



Валерия Титова рассказала, что получала предложение сделать видеоролик о митинге за деньги. Один раз работу не оплатили. Однако она все равно зарабатывает на своем аккаунте.

«Мне не предлагают странную или неинтересную рекламу, поэтому обычно беру всех. Критериев отбора нет. Раньше оплату определяла так: сколько просмотров, столько и денег. И выкладывала где-то два раза в неделю. Теперь оплата фиксированная, меняется только от сложности съемки, монтажа. И выходит намного реже. А также мне стали предлагать бартер. Например, доставка еды, чистка обуви», – рассказала Валерия.






Мнение экспертов

На сегодняшний день платформа TikTok входит в топ-5 самых популярных приложений в мире. В чем же причина?

«В TikTok более 40 % пользователей – лица младше 18 лет. Удобный видеоредактор, с помощью которого можно ускорить видео или замедлить его, добавить музыку, множество фильтров и эффектов, реки, которые позволяют быстро набрать много просмотров, а также возможность выиграть призы по хештэгу, – все это привлекает подростков и является плюсами приложения, – рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры ФГАОУ ВО «ЮУрГУ»» Оксана Конева. Более того, TikTok – крутой бизнес-инструмент, в котором хорошо налажена система подачи контента, быстро собирается аудитория, а это дает возможность зарабатывать в приложении. В этой соцсети нет места однообразию, всегда есть что-то новое».

Напомним, что ранее появился еще один сервис - Clubhouse. Однако интерес к нему угас так же быстро, как и вспыхнул.

«Если сравнивать с Clubhouse, то не все так однозначно, как кажется. Например, в США он до сих пор популярен. Но это ниша не для развлечения, а для деловых контактов. А в России сначала случился взрыв. Но в силу того, что в нашей стране налаживание деловых связей способами подобно тем, которые предлагает Clubhouse, в меньшей степени развито, поэтому всеобщее обожание сошло на нет. А в TikTok все же больше развлекательный контент. Я думаю, создатели и владельцы тоже это осознают и стараются соответствовать современным тенденциям, чтобы не терять популярность. Поэтому TikTok точно продолжит бороться и сохранит свои позиции», – поделилась своим мнением и прогнозами кандидат филологических наук, доцент кафедры «Журналистика, реклама и связи с общественностью», заместитель заведующего лабораторией – МНИЛ виртуальной реальности Анна Красавина.

Пока приложение TikTok было еще плохо изучено, люди не знали, насколько масштабно его можно применять. Поэтому большая часть контента составляли простые для восприятия ролики. В основном это бессмысленные кривляния перед камерой под музыку и с наложением эффектов, которые становились трендами.

Но со временем юзеры поняли, что можно идти дальше. Поэтому теперь контент намного сложнее, глубже. На создание одного ролика у авторов может уходить несколько дней. Благодаря этому разрушилась установка, что TikTok – это игрушка для детей, которым не хватает внимания. Теперь там много взрослых людей. Многие занимаются образованием, самопознананием, делают серьезный бизнес. На этой площадке даже можно встретить политических лидеров. Напомним, что ранее свой аккаунт создала уполномоченная по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова. Сейчас у нее уже 5,5 тыс подписчиков и 6 опубликованных видео (на этом она забросила делать контент).

 «Первый в РФ чиновник в TikTok»: челябинский детский омбудсмен начала снимать смешные видео 

Дарья Прохорова

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Фото предоставлены героями материала
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+