September 7, 2020, 12:26 PM

Школа в эпоху пандемии: советы психотерапевта

Школа в эпоху пандемии коронавируса не повод для того, чтобы сходить с ума о волнения из-за ребенка, считает психотерапевт Анастасия Рубцова.

«Кое-где в фейсбуке договорились уже до того, что школа — в принципе любая — это для ребенка «травмирующий опыт». Хождение в школу в маске — травмирующий опыт в квадрате. И когда на перемене нельзя бегать по коридору — тоже. С другой стороны, пишут некоторые, сидеть в карантине — тоже для ребенка ужасная травма, хотя далеко не все дети так считают. И вообще уместно вспомнить, что все мы «поколение травматиков», которым все равно не удастся прожить идеальную жизнь. И родители наши тоже поколение травматиков, а на бабушках и дедушках просто живого места нет», — говорит специалист в авторской колонке, размещенной на DK.RU.

«У человека есть такая штука, как адаптивность, способность подстраиваться под внешнюю среду и менять ее под себя. Мы умеем адаптироваться к самым невероятным вещам. К ношению корсетов и рыцарских лат. К хождению на каблуках. К планеркам и восьмичасовому сидению за офисным столом. К вождению автомобиля — оно, если задуматься, совершенно противоестественно. Говорить «все мы — травматики» — примерно то же самое, что говорить «все мы — диабетики». Просто на том основании, что едим сахар», — отмечает Анастасия Рубцова.

«Поход в школу тоже не смертельно травматичен. А дальше все зависит от индивидуального узора. Травля в школе для кого-то окажется переломом, а для кого-то синяком. Ребенок, у которого от природы много жизненных сил и фантазии, может потом пересочинить историю травли в «так закалялся мой характер». И использовать ее для формирования такого, в общем, полезного качества, как способность игнорировать фоновый стресс и концентрироваться на важной задаче. Способность эта потом вполне может сделать его топ-менеджером корпорации. Или просто эффективным чуваком», — заключила психотерапевт.

Комментировать