November 9, 2017, 12:49 PM

Больше пандусов и меньше экспрессии: инвалиды Екатеринбурга объяснили, чего ждут от власти и горожан

В Екатеринбурге проходит III всероссийская конференция «Культура и социальная ответственность: мир равных возможностей». Курирует проект по традиции управление культуры мэрии. Горожанам сегодня предложили интересный опыт: попробовать покорить общественное здание на инвалидной коляске и понять, что чувствует человек без слуха и зрения. Подробности в репортаже корреспондента ЕАН.

Возле Театра балета «Щелкунчик» сегодня - толпа людей. Они пришли, чтобы на собственном опыте понять, как передвигаются по городу колясочники и какие проблемы они при этом испытывают.

«Каждый может оказаться в такой ситуации, необязательно это может быть инвалидность: подвернули или порезали ногу, - и в этих случаях вы можете соприкоснуться с таким средством транспортной реабилитации, как инвалидная коляска», - рассказывает автор социального проекта «Доступный Екатеринбург» Алексей Сухоруков.

Он объясняет, как правильно оказать помощь инвалиду, как обратиться к нему. Часто бывает, что человек хотел бы помочь, но не знает, как предложить свою помощь. В первую очередь, рекомендуют поздороваться, представиться и вежливо спросить, нуждается ли он в сопровождении.

«Человек проводит много времени в инвалидной коляске, у него формируется личное пространство, поэтому резкое вторжение не приветствуется. Я думаю, что вам было бы неприятно: вы идете по улице, и вдруг два молодых человека подхватывают вас и несут, куда вам идти не надо», - поясняет организатор.

Главная проблема в городе – пандусы, подъемы для въезда, которые заменяют лестницу. Несмотря на то, что у многих культурных учреждений есть пандусы, они не всегда удобны для людей на инвалидной коляске.

«Делается все красиво и богато, но даже самый замечательный мраморный пандус может быть совершенно недоступным без посторонней помощи», - комментирует специалист.

После небольшого инструктажа самые смелые тренируются в преодолении лабиринта на инвалидной коляске. При этом задача усложняется – кроме прочего, надо открыть перед собой дверь. Оказывается, сделать это очень непросто.

«Сложность в управлении, сложность в ориентации. Это совсем другое, это даже не машина. Очень тяжело физически. Рукам тяжело, все же с помощью рук делается. Мы должны сделать многое, чтобы для них было меньше всего проблем. Я стал больше сопереживать тем, у которых случилось подобное несчастье», - делится впечатлениями первый участник «испытания» Глеб Соловьев.

Внутри самого театра в одном из балетных залов расположилась инклюзивная площадка «В темноте». Здесь специалист областной библиотеки для слепых Сергей Уймин разговаривает с участниками о том, как сопровождать слепого или слабовидящего человека, как правильно усадить его на стул.

«За рубежом принято брать слепого человека под локоть. Некоторые сопровождающие берут человека под руку или кладут руку на плечо. Это очень индивидуально», - объясняет Сергей Уймин.

Затем участники делятся на пары: один надевает маску, второй, следуя советам специалиста, сопровождает его и усаживает на стул.

В это время из актового зала доносится шум и смех. Участники интерактива «Эхо» под руководством режиссера жестового театра Марии Крашенниковой знакомятся с главными словами и фразами на языке жестов и даже исполняют «хором» строчку известной песни «Мы желаем счастья вам».

Еще на одной площадке участники совместно с людьми с интеллектуальными отклонениями сооружают из глиняных кирпичиков целый город. Эта площадка называется Claycraft.

«На этом мастер-классе есть чудесная возможность попробовать быть вместе с ребятами с ОВЗ. Здесь присутствуют и студенты, и опытные педагоги, и начинающие педагоги. Наша задача – показать, что сотрудничество возможно и в это сотрудничество каждый может привнести свою лепту. В самом начале один держал большой кусок глины, второй нарезал кирпичики. Таким образом, на нашем «маленьком кирпичном заводе» мы сделали огромное количество кирпичей. Сейчас из этих кирпичей команды создают города. Наша задача – снять некоторые опасения и показать возможность  сотрудничества», - поясняет художник, арт-терапевт Анжела Бердова.

В завершение практикумов о концепции конференции и опыте прошлых лет, о планах организаторов на будущее рассказала корреспонденту ЕАН заместитель начальника управления культуры мэрии Екатеринбурга Татьяна Леонтьева.

«Эта конференция, которая проводится уже третий раз, стремится к взаимодействию власти и общественных структур, межведомственному взаимодействию всех направлений власти. Это злободневная тема, на которую нужно обращать внимание. Первая и вторая конференция были нацелены на создание методической и нормативной базы, подготовку осознания этих проблем. Они сделали скачок, заявили о том, что город готов работать в этом направлении. Первые два года дали базовые знания и понимание. В этом году конференция ориентирована на практику, практические знания, именно поэтому работа проходит в формате интерактивных площадок. И теперь мы не намерены от них отказываться. Они очень востребованы. Если говорить о планах, мы будем привлекать власти. Уже сегодня уполномоченная по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова сама предложила помочь в организации конференции в следующем году. Это нас очень радует. Мы видим, как нам открывает двери министерство социальной политики, поэтому я думаю, что наша конференция набирает обороты», - сообщает Татьяна Леонтьева.

 Фото: pixabay.com

Комментировать