November 7, 2017, 03:30 AM

Екатеринбург превратился в «маленький Ватикан»: итоги визита главного католика России

В минувшие выходные в Екатеринбурге побывал епископ Римско-католической церкви Иосиф Верт. Его визит в уральскую столицу не был связан с Днем народного единства и, по сравнению с остальными мероприятиями в эти дни, остался незамеченным.

Епископ Иосиф Верт — первый ординарий Преображенской епархии с момента ее образования в 2002 году. Епархия, центр которой находится в Новосибирске, включает в себя все регионы УрФО, а также Томскую, Омскую, Кемеровскую и Новосибирскую области. В общей сложности в епархии насчитывается 70 приходов и более полумиллиона католиков. В сане епископа 65-летний Иосиф Верт находится с 1991 года. Как и папа римский Франциск, глава Преображенской епархии является членом ордена Иезуитов

Религиозные деятели приезжают в Екатеринбург довольно часто. Однако иерархи одной из самых многочисленных церквей мира в уральской столице гости редкие. Поэтому для местной католической общины, которая насчитывает несколько сотен человек, визит руководителя епархии - всегда большое событие. Корреспондент ЕАН побывал на мессе, которую провел епископ, и пообщался с его окружением о католицизме в России.

В Екатеринбург епископ Иосиф Верт приезжает примерно раз в год. Визит проходит более чем скромно — без торжественных приемов или дополнительных акцентов на важность персоны гостя. Нет при епископе и многочисленной свиты. В поездке его сопровождает только директор курии священник Иван Лега.

Вместе с тем о значимости события говорит настроение членов общины. В небольшом храме к началу мессы уже не протолкнуться от наплыва прихожан. Обычно так бывает в большие праздничные дни.

Сама служба создала в приходе атмосферу «маленького Ватикана», как выразился один из верующих. Половина мессы была исполнена на латыни, что удивило епископа. 

 

По его признанию, служа в России, он начал забывать латинский язык.

 

Миропомазание — одно из семи таинств в христианских церквях. Как и крещение, совершается над человеком только один раз. Согласно католическому учению, через это таинство христианин «обогащается особой силой Духа Святого», что накладывает на него обязанность защищать и распространять свою веру. В латинском обряде во время таинства католику помазывают лоб специальным маслом — миром

Как пояснил руководитель епархии, паству он навещает, когда «для епископа есть работа». В основном эта «работа» заключается в совершении таинства миропомазания (конфирмация).

В отличие от православия, в котором этот обряд может проводить любой священник, в РКЦ это право закреплено только за епископом. Кроме того, если в восточной традиции миропомазание совершается вместе с крещением в любом возрасте, то в латинском обряде конфирмацию проходят с 13-14 лет. 

 

Считается, что к этому времени человек достиг «зрелости веры» и он может стать полноправным членом церковного сообщества.

«Сегодня некоторые члены вашей общины примут миропомазание, этот дар святого духа. Дорогие кандидаты, кончится для вас спокойная жизнь. Вы будете воинами Христовыми, его рыцарями и разделите с ним все его лишения и страдания, чтобы затем разделить с ним вечную его славу», — напутствовал епископ участников таинства.

Однако ординария епархии привлек в Екатеринбурге Ельцин Центр. Музейная экспозиция, по всей видимости, настолько впечатлила католического епископа, что об увиденном он рассказал в проповеди.

 

«В субботу мы с отцом Иваном были на экскурсии в Ельцин Центре, где на протяжении двух часов увидели последние 100 лет истории нашей России. Сколько трагического, сколько ужасного было, и все-таки мы сегодня имеем надежду, что эта страна, наша родина имеет хорошее будущее, что Господь благословит ее и все ее народы».

После мессы корреспондент ЕАН попросил директора курии епархии священника Ивана Лега подробнее рассказать о визите епископа Иосифа Верта в Екатеринбург и его впечатлениях.

 —  Отец Иван, в первую очередь интересует, почему руководитель епархии так редко бывает в Екатеринбурге?

 — Территория епархии достаточно большая, а у нас в году всего 54 недели. Это означает, что владыка может посетить максимум 54 прихода. До некоторых из них расстояние может составлять больше тысячи километров. Вдобавок на большие праздники владыка должен быть на месте — в Новосибирске. Из-за этого он не может часто посещать Екатеринбург.

 — По словам епископа Иосифа, вы были в Ельцин Центре. Какие моменты вам запомнились в экспозиции?

 — Самое главное - это то, что там показана история современной России. Прямо с моментов, когда был Нюрнбергский процесс и включая новейшую историю. Примечательно то, как представлены первые семь дней после путча в 1991 году, в которых складывалось российское государство. Вызывает аналогию с днями творения из Писания. Ну и достаточно все красиво оформлено.

 — Кроме Ельцин Центра, что еще привлекло ваше внимание в городе?

 — В первую очередь, примечательно, что хотя город и молодой, но уже имеет свою историю. Это видно и по архитектуре в целом, и даже по кладбищу, которое мы посещали (на Лесном кладбище есть специальный сектор для католических захоронений — прим. ЕАН).

Обращает на себя внимание интеллектуальность города. Это видно по тому, как город развивается и модернизируется, по логике расположений зданий. Просто достаточно посмотреть, как люди общаются и как ведут себя.

Надпись «Кто мы, откуда, куда мы идем?» разместил на крыше бывшего приборостроительного завода уличный художник Тимофей Радя. Арт-объект появился в рамках Уральской индустриальной биеннале, прошедшей в сентябре 2017 года

Меня лично поразило, когда мы шли возле реки и со стороны Храма-на-Крови увидели надпись на доме: «Кто мы, откуда, куда мы идем?». Если мы в центре города видим такой объект, это свидетельствует, что люди здесь мыслящие. Это значит, что их день не ограничивается простыми потребностями: поработал, поел, пошел спать. Это значит, что люди думают о чем-то другом.

 — Интересен еще вопрос об известности РКЦ в России. По сравнению с другими религиозными организациями в России очень редко можно встретить упоминания в СМИ о деятельности католиков. С чем это связано, на ваш взгляд?

 — Я ни с чем это не связываю. Мы ведь не политическая организация, не культурное общество, чтобы заниматься какой-то рекламой. Церковь — это люди, которые молятся. Задача церкви — молиться. СМИ имеют право говорить о церкви или не говорить. Наша миссия — идти к Богу.

Сергей Беляев специально для ЕАН.

Фото: artguide.com, pixabay.com

 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+