December 25, 2017, 10:20 AM

«Грязь не в душе, она - во дворах»: новые вводные от мэрии Екатеринбурга

В Екатеринбурге презентовали итоги комплексного исследования городской грязи. Ученые по заказу мэрии оценивали состояние шести территорий в разных районах города. Пробы брали весной, летом, осенью и зимой. На исследование город потратил почти 2 млн рублей.

По словам заместителя директора по научным вопросам Института промышленной экологии УрО РАН Ильи Ярмошенко, источником грязи являются дворы. Если улицы мегаполиса чистят достаточно хорошо, то уборка придомовых территорий оставляет желать лучшего – кое-где она на нуле, отмечает эксперт.

Снегогрязевую пульпу, то есть смесь пыли и снега, во дворах просто складируют в кучи на газонах, которые потом никуда, как правило, не вывозят. При этом газоны на придомовых территориях не обустроены должным образом: там не высеивают специальные травы, которые обеспечивали бы полное закрытие поверхности. Кроме того, отсутствуют бордюры, препятствующие выносу грязи на тротуар. Свою лепту вносят несанкционированные стоянки и гряземесы, паркующеся на газонах.

«Пылевая фракция может переноситься достаточно далеко ветром. В результате присутствия большого количества этой фракции нерегулярная частичная уборка улиц не приводит к тому, что мы снижаем количество пыли и грязи в городе. Пыль, скапливающаяся во дворах, где уборка происходит гораздо хуже, ветром в сухой период за несколько дней – за неделю равномерно рассеивается ветром по территории города», – указывает Илья Ярмошенко.

Кроме того, грязь образуется вследствие раскопок и строительных работ, когда их организаторы не заботятся о том, чтобы оперативно привести территорию в порядок. В зимний период пыль образуется в результате разрушения верхнего слоя дорожного покрытия шипованными шинами.

«Мы посчитали количество пылегрязевого осадка в городе: в жилых кварталах общее количество пылегрязевого осадка составляет 400 тыс. тонн, из которых минеральная пылевая составляющая – 120 тыс. тонн. Это как раз то, что сейчас в начале зимы равномерно покрывает город тонким серым слоем. На каждого жителя приходится примерно 80 кг мелкой минеральной пыли», - рассказал ученый.

По составу екатеринбургская грязь на 75% состоит из минеральных веществ, на 20% - из органики и примерно на 5% - из мусора. При этом минеральные вещества представлены в основном гранитными породами, которые, с одной стороны, характерны для природы Урала, с другой – используются в стройиндустрии. Органические вещества – это торф, почва, остатки растений, сажа.

Использование противогололедных реагентов, по мнению экспертов, на загрязнение мегаполиса не влияет. Правда, Илья Ярмошенко указал, что снег, растворенный этими реагентами, с улиц необходимо оперативно вывозить.

«"Бионорд" используется для того, чтобы растопить заледеневший снег – растопить и убрать. Если его просто растопить и не убрать, образуется снегогрязевая пульпа. Если растопить и убрать, проблем нет. С нашей точки зрения, никаких проблем с «Бионордом» нет, если полностью выполняется технология работ», - сказал он.

 

Эксперты установили, что количество свинца во дворах значительно выше, чем на городских улицах. Обратная ситуация – по никелю.

Что касается пылевых частиц того размера, которые могут навредить здоровью человека, то наибольшая их концентрация - на уровне 0,5 м и 5 м выше уровня земли. Наименьшее их содержание в воздухе - на высоте 1 м.

 

В качестве способов решения грязевой проблемы ученые предлагают как вариант запретить въезд машин во дворы, за исключением автомобилей экстренных служб, пересмотреть планировку дворов, усилить работу с управляющими компаниями, организовать влажную уборку во дворах, ввести в практику не только весенний, но и осенний субботник.

Как сообщил на той же пресс-конференции глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, с учетом выводов исследований планируется разработать стратегический план борьбы с грязью. На какие сроки он может быть рассчитан, градоначальник уточнить затруднился.

По оценкам главы городского комитета по экологии и природопользованию Егора Свалова, на избавление уральской столицы от этой проблемы нужно минимум 2,4 млрд рублей в год.

«У нас на содержание выделяется порядка 1,2 млрд рублей. По скромным подсчетам, цифра должна быть минимум в два раза больше», - сказал он.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+