October 10, 2018, 08:45 AM

Кристианские хроники: рецензия на книгу «Черные сказки белой зимы» о группе «Агата Кристи»

Екатеринбургские писатели продолжают смаковать ушедшее величие уральского рока. Несколько недель назад вышла новая книга о «музыке, которая будет вечной» историка Дмитрия Карасюка. Сотни страниц тома под названием «Черные сказки белой зимы» посвящены культовой рок-группе «Агата Кристи». В магазинах Екатеринбурга книгу пока не найти. Автор любезно предоставил текст спецкорреспонденту ЕАН Павлу Пивоварову, а сами экс-музыканты дали комментарии нашему изданию о работе хранителя рок-памяти.

Название книги «Черные сказки белой зимы» вполне соответствует ее содержанию. В ней описаны самые депрессивные и тяжелые периоды жизни Самойловых и вкраплены байки об «Агате Кристи», выглядящие порой сказочно.

Интерес к книге был подогрет новым поворотом в деле братьев Самойловых. Так, в конце сентября Мосгорсуд отменил решение о взыскании долга в 4,3 млн рублей с экс-лидера группы «Агата Кристи» Вадима, который он должен был выплатить своему брату Глебу. Деньги под расписку у своего родственника Вадим взял еще в 2015 году. Но возврата так и не случилось. Тогда обманутый брат обратился в суд, и Савеловский суд Москвы обязал Самойлова-старшего все выплатить. Но спустя 1,5 года решение было отменено.

Книгой остались довольны не все члены легендарной группы.

В частности, Вадим назвал ее не более чем сборищем сплетен и слухов.

 «Это очередная писанина о братьях Самойловых без братьев Самойловых. Любителям сплетен советую лучше пособирать их самостоятельно в Сети и не платить за это деньги автору. Был еще один такой pulp-дайджест о нас от «писателя» Стогова много лет назад. Лично у меня нет желания подписывать эти книги. Прошу поклонников не предлагать мне эти издания на автограф-сессиях», - отметил Самойлов-старший.

Сам автор Дмитрий Карасюк не удивился такой оценке Самойлова-старшего.

«Вадим с энтузиазмом воспринял идею будущей книги и дал мне большое интервью. Перед публикацией книги он получил ее текст. Его неприятно поразило, что мне удалось раскопать скрывавшиеся ранее факты подлинной истории «Агаты Кристи», и он категорически потребовал переделать почти весь текст, не объясняя причины такого требования. Я отказался, так как уверен в правдивости каждого написанного мною слова. Тогда он перешёл к оскорблениям. Глеб поступил мудрее. Ещё в предварительном нашем разговоре он сказал, что не хочет ничего вспоминать о временах «Агаты Кристи», что он доверяет мне как автору, но всё равно не будет читать книгу и комментировать её», - сказал Дмитрий Карасюк в разговоре с ЕАН.

А вот экс-барабанщик группы Андрей Котов остался доволен результатом. При этом ударник, которого, судя по книге Карасюка, Самойлов-старший не ценил и задвигал на дальние роли, обвиняет Вадима.

«В книге описаны события со слов большого количества участников, Вадик считает, что все было не так. И правду свою доказывает любым способом в прессе и в суде, Глеб запретил ему петь свои песни, подал иск, а суд почему-то разрешил петь песни другого автора. Один суд решает, что Вадик должен отдать Глебу деньги, которые занял, а в другом Вадик доказывает, что уже и не должен отдавать... Поэтому любые воспоминания о том, как было, упираются в представления Вадика, как бы ему было выгоднее, а в методах доказательств он не стесняется», - считает Котов.

Очевидно, что для автора «Агата Кристи» как культурное явление начинается задолго до 1988 года. В книге большое внимание уделено периоду школьного ансамбля, где играл один из будущих фронтменов группы Вадим Самойлов, клавишник Александр Козлов и барабанщик Петр Май. Рассказано и о первом ансамбле Самойлова-старшего при отряде «Импульс» в УПИ, созданном еще в 1984 году. Затем показан весь путь команды к созданию «Агаты Кристи». Дорога к успеху была необычайно долгой и тернистой (известность пришла только в 1993 году после выхода альбома «Позорная звезда» с хитом «Как на войне»).

Карасюк использовал интересный ход: каждая глава названа строчками из песни бэнда, и это название характеризует чувства и настроение группы того периода. Например, часть книги, посвященная активным выездам агатовцев на международные фестивали, носит название «И покорится вся земля таким, как ты, таким, как я» (строчка из песни «Ты и я» агатовского суперальбома «Опиум», записанного в 1994 году в Екатеринбурге). Страницы, на которых в красках описана борьба рок-группы за выживание с поп-музыкой, озаглавлены «Было грустно, только не очень больно» (цитата из депрессивной композиции «Щекотно» с альбома «Декаданс», выпущенного в 1990 году).

В песнях «одиноких воинов декаданса» большое внимание уделяется полетам. Оказывается, Глеб писал стихи для песен «Полетаем», «Ковер-вертолет», «Они летят» с альбома «Чудеса» и других под впечатлением детских полетов во сне, желания стать космонавтом и летчиком.

«На самом деле все мои лучшие песни — это воспоминания о детстве. С детством связаны первые мои переживания, первые ощущения полёта, первые фантазии. Как я буду космонавтом, или гонщиком, или милиционером, или пожарником, мечты о полёте.… Самая навязчивая тема у «Агаты Кристи» — небо, полёты. Всё это из детства…» - приводятся в книге слова Глеба.

В первой главе рассказаны и смешные случаи из жизни семьи Самойловых. Когда родился Глеб, Вадим, которому на тот момент исполнилось шесть лет, предложил назвать своего брата Пупсиком. Отец понимал, что этого не может быть, но для того, чтобы один сын не расстроился, а для другого это не стало проклятием, схитрил и предложил тянуть жребий.

Вадим сам вытащил имя «Глеб». Хитрый папа написал «Глеб» на всех клочках бумаги.

Немало в книге и откровенных слухов. Порой даже кажется, что ты читаешь не книгу историка, а ворох статей из желтой прессы под переплетом.

Так, в книге рассказывается о том, как Вадим решил убрать из группы барабанщика Петра Мая, но строго-настрого запретил другим говорить ему об этом, потому что на носу был важный концерт. К чести Мая, он нисколько не обиделся и даже впоследствии написал неплохие воспоминания о группе под названием «"Агата Кристи". Как все начиналось».

Кроме того, автор несколько отвлекается от рассказов о творчестве группы и «вытряхивает» грязное белье. Например, пишет о том, как в 1996 году Самойлов-старший стал изменять своей жене и она, узнав об этом, решила закончить их семейную жизнь. Якобы после развода он даже не помогал своей маленькой дочке, которая осталась с мамой.

Опубликованы в книге и другие неизвестные ранее факты. После смерти Александра Козлова его родители попросили Самойловых переправить к ним в Асбест аудио- и видеоаппаратуру, телевизор и коллекцию дисков, которыми пользовался их сын в последние дни. Вместо этого Вадим Самойлов отдал все это имущество в счет своего долга своим знакомым. Узнав о том, чьи это вещи, кредиторы спешно все вернули обратно.

Такие вставки превращают повесть из серьезного и увлекательного труда о творческом пути группы в статью из газету «Жизнь».

Спрашивается, доподлинно ли известно, например, то, что Вадим перед отлетом на выступление в Эстонию познакомился с несколькими девочками-стриптизершами и повел их пить виски? А затем якобы у него не оказалось денег и пришлось оставлять в залог в баре паспорт?

Разбор философии песен отсутствует, а о творчестве группы говорится не слишком глубоко. Зачастую речь идет не о самих песнях, а об их продаваемости, уровне востребованности группы, гонорарах.

Досталось от Карасюка и Самойлову-младшему. Автор очень скептически отзывается о появлении темы Германии 30-х годов в сольном творчестве Глеба.

Несмотря на это, в книге есть задор, который не пропадает даже при описании самых мрачных периодов в истории «Агаты». Читателя, бесспорно, рассмешит история о том, как агатовцы, выиграв гигантскую бутыль американского виски на фестивале в Европе, поили алкоголем всех подряд, потому что открытую бутылку с собой нельзя было пронести в самолет. 

Многого стоит и история о том, как датчане подарили музыкантам слиток гашиша и он исчез из номера общежития, где они остановились в свой «доопиумный» период.

В книге много внимания уделено звездному часу «Агаты Кристи» - выходу альбома «Опиум» и времени бешеной популярности группы. Характерный пример: когда музыканты жили в подмосковных «Горках», норма звонков в пансионат у фанаток группы была на отметке 60 в день. Оголтелые поклонницы вычислили место жительства своих кумиров и спали прямо в трансформаторной будке, не боясь умереть от удара током. Агатоманки очень напугали Филиппа Киркорова, который побежал жаловаться на мат в свой адрес фронтменам группы.

Оглушительный успех охладил отношения между музыкантами до состояния самой настоящей зимы. Выступая в составе группы, ее участники уже не были друзьями. Такие откровения угодили и в книгу.

Андрей Котов признался, что к концу совместного проживания в пансионате «Горки» (группа базировалась там несколько лет после переезда в Москву) никто уже видеть друг друга не мог и все чувствовали усталость друг от друга.

Уделено внимание в книге и истории съемок клипов. Например, сюжет видео на песню «Ковер-вертолет» первоначально представлял собой гонки агатовцев верхом на сперматозоидах. Это была задумка режиссеров Виктора Конасевича и Владимира Месхи. Но в итоге решили не раздражать ревнителей морали и сделали клип в виде онлайн-симулятора.

Есть в книге и рассказ о том, как Вадим и Глеб чуть не угодили за решетку. В 2001 году перед вылетом на фестиваль в Эстонию они сбили на машине двух выпускников средней школы. В итоге отправился на фестиваль один Котов. Однако братья Самойловы успели прилететь. А спустя несколько лет один из пострадавших тогда в ДТП ребят взял у музыкантов автографы.

О самой творческой начинке репертуара группы в книге говорится откровенно мало. Тем не менее есть ответ на вопрос, почему же в большей части текстов группы лирический герой разрывается от боли. В книге приводятся красноречивые слова Глеба.

«Мне, например, приходила в голову такая чернуха, что становилось понятно, что она меня ещё больше разрушит, а в плане саморазрушительной музыки мы уже сделали всё, что могли. Но музыка не должна только веселить. Я добивался, чтобы люди не выходили из состояния депрессии. Мои стихи предназначены для того, чтобы люди чувствовали боль этого мира, чтобы чувствовали в себе необходимость этот мир менять. Мне не жалко ни себя, ни их», - утверждает Самойлов-младший.

Павел Пивоваров специально для ЕАН

Фото: vk.com Агата Кристи (архив), Facebook.com Дмитрий Карасюк, pixabay.com

Видео: youtube.com/ Thriller221

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+