March 16, 2018, 06:12 AM

Нафик Фамиев: «Мы будем биться за мусор»

В коммунальных квитанциях свердловчан скоро появится новая строка - за вывоз и утилизацию мусора. Сколько нам придется платить по новым правилам, как будет работать система и есть ли смысл в сортировке отходов, - об этом в интервью с директором екатеринбургского МУП «Спецавтобаза» Нафиком Фамиевым, возглавившим предприятие в январе.

- Нафик Ахнафович, кто сделал вам предложение возглавить МУП «Спецавтобаза»? 

- Город пригласил. Конкретно - департамент по управлению муниципальным имуществом.

- Почему именно вас, как думаете?

- Не знаю почему. Дело ведь не в том, кто лучше умеет заниматься мусором. Здесь нужен организатор. Сроки очень короткие. Я не очень хотел, если честно. Но сказали «надо» - и пошел. Попробуем.

- На каком этапе сейчас «мусорная» реформа? Какие нововведения в ближайшее время почувствуют обычные люди?

- С июля изменится схема оплаты за вывоз и утилизацию бытовых отходов. Сейчас эти суммы «спрятаны» в жилищных платежах. Их оттуда выведут, и это уже будет отдельный коммунальный платеж.

 

Для населения плата будет составлять порядка 160 рублей в месяц. Это сумма с одного человека

Это плата за услугу. Сейчас начисления идут с квадратных метров, потому что это пока - жилищный платеж. Могут быть, конечно, проблемы – у нас же бывает, что живут четверо, а прописан один, и так далее.

Еще одна проблема – частный сектор, который не был никогда охвачен. Только по моей зоне это примерно 230 тыс. адресов. Как их приучить? Горожане более-менее привыкли к тому, что у них убирают и что они за это платят. А в частном секторе где-то убиралось, а где-то вообще никогда.

 

С собираемостью вопрос будет сложный - на первых порах нам наверняка будет денег не хватать.

Нам нужно до 10 мая подтвердить наш единый тариф. Утверждать его будет Региональная энергетическая комиссия, уполномоченный государственный орган. Тариф рассчитывается с учетом затрат на транспортировку, переработку, захоронение отходов и наших расходов как оператора. А с нового года туда, возможно, войдет и инвестсоставляющая – на строительство и реконструкцию новых объектов.

Деньги будут аккумулироваться у нас. Пока, правда, непонятно, кто будет производить начисления. Мы сейчас должны определиться с агентскими соглашениями, с биллингом. Вопрос очень сложный, особенно по частному сектору. У нас нет единого банка данных по мусорообразователям, который бы можно было получить у какого-то уполномоченного государственного органа.

- Что изменится в системе в целом?

 

Мусоровозам станет невыгодно сваливать отходы в лес, как это делается сейчас.

Сегодня они берут у управляющей компании деньги за транспортировку, а на полигон зачастую не доезжают, потому что там им надо будет часть денег отдать.

А с 1 июля они будут получать деньги, только если доедут до полигона, причем платить им будут по весу груза, который они доставили. Я даже боюсь, как бы они, наоборот, с лесных свалок не начали привозить. Это, конечно, было бы похвальным желанием. Но под это надо бы заложить деньги.

Свердловские «мусорные короли» будут собирать миллиарды рублей 

- Много ли желающих возить мусор на новых условиях?

- Будем определять перевозчиков по конкурсу. Скорее всего, разобьем нашу территорию на три зоны, чтобы каждому подрядчику достался и сладкий пирог в виде части Екатеринбурга, и отдаленные территории. Иначе что-то возьмут, а что-то нет – будут биться за Екатеринбург. Нам же нужно их нагрузить, как в советские времена.

Этот вопрос, правда, надо еще с министерством ЖКХ согласовать. Я планирую к концу месяца определиться, как мы будем делить лоты по оказанию услуг перевозки и выставлять на торги, чтобы к концу апреля уже заключить с перевозчиками договоры.

Ни одного перевозчика, который с 1 июля возьмет и сам начнет возить, не существует по определению. Это будет сильная контора, но, чтобы в течение какого-то периода мы не создали коллапс, она будет работать по договорам субподряда с теми более-менее крупными, которые уже работают на территориях.

- У «Спецавтобазы» же есть собственный парк…

Да, но мы работаем только в Екатеринбурге, да и там наш объем только 25%. Это же огромный рынок. В год - 1,2 млн тонн.

- Будет ли расширяться перечень дворов с раздельным сбором мусора?

- Моя позиция такова. Пока мы не купили современные линии сортировки – пусть частники что-то вылавливают, ставят свои сетки на контейнерных площадках. Я считаю, что это благо, хотя они в какой-то мере подворовывают наши доходы. Но если мы поставим нормальные мусоросортировочные комплексы, способные разделять на массу фракций, то зачем нам заниматься сортировкой во дворах? Единственное, на органику – не органику, чтобы грязь не мешала.

Свердловские власти отказали Ростеху в строительстве мусоросжигающего завода 

Если сортировки нет, то пусть там частники, сеточники, хоть бомжи работают – хоть какую-то пользу извлекают. Но если будет реальная сортировка, то мы будем биться за мусор – зачем нам обедненный мусор и одна гниль? Не надо нам всех тут этих Кулибиных. Все на Западе давно изобретено – нужно покупать нормальные сортировочные линии с лазерными головками. Германские, финские, шведские.

А наши комплексы – убыточные. Мы извлекаем только 4% полезной фракции, и это ручной труд.

Вообще по нашей зоне первый вопрос – это полигоны. Прежде чем сортировку начинать, надо с ними разобраться. Мы, когда объезжали территорию, обнаружили 600 свалок, а после 1 июля отходы должны будут возить на 12 полигонов, которые имеют лицензию, включены в реестр и более-менее соответствуют необходимым требованиям.

 

Это не значит, что эти полигоны идеальные – они полное дерьмо, если честно. Но других у нас нет.

Даже по Екатеринбургу у нас полигон Северный уже на исходе – ему осталось работать четыре-пять лет. Широкая Речка уже не работает как полигон. На юге ничего нет. Новые места «нарисованы» в Белоярке, но я считаю, что надо поближе – может быть, на территории Сысертского района, может быть, и на территории Белоярского, но не там, где предлагается сейчас, – такие плечи возить!

- Когда начнется формирование полигонов?

- Это не от меня зависит. Я заявки сделал и по Северному на дополнительный землеотвод на 25 га. В сторону юга прошу 100 га. Там много требований по саннормам, по удаленности от аэропорта, по глиссаде.

- Может быть, для разгрузки полигонов нужно как раз таки усилить сортировку мусора?

- Обработка в нашей зоне пока присутствует официально только в Екатеринбурге и Каменске-Уральском.

 

Если сейчас вся страна кинется сортировать мусор, то нам некуда будет девать то, что мы уже насортировали.

Если мы даже 20% отсортируем от наших 2 млн тонн - это же все нужно будет переработать. Сегодня, к сожалению, таких мощностей нет. Переработчиков, может, и много, но они мелкие.

У нас Широкая Речка, например, завалена стеклом. Там тысячи тонн стекла! Насортировали. Теперь мы перестали извлекать его из мусора, потому что никто его не берет. Если кто-то знает, куда его пристроить, обращайтесь! Картон пока берут. От газет уже отворачиваются – брезгуют.

Проблема в том, что у нас нет ГОСТов на упаковочные материалы. В стране абсолютно не контролируется, что творят изобретатели. Элементарно не каждый пластик можно переработать. Те же молочные пакеты – чтобы было дешевле, там куча слоев. Начинаешь изучать слои – снаружи что-то годное, внутри – негодное. Если мы так будем относиться, зачем тогда вообще сортировать?

- И последний вопрос: о перспективах приватизации «Спецавтобазы». Когда она начнется, интересуется ли активом кто-то из частных инвесторов?

- Есть, конечно, противоречие между организационно-правовой формой МУП и новыми функциями регоператора, который теперь работает и в других муниципалитетах. Необходимо акционирование. График готов - окончание акционирования в третьем квартале. Будет 100% собственность муниципального образования «Екатеринбург». О частных инвесторах говорить пока рано.

Фото: Facebook.com Нафик Фамиев, sab-ekb.ru.

500 рублей с квартиры: назван размер мусорного сбора в Свердловской области

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+