October 15, 2018, 03:08 AM

«По пояс в болоте, холодно, камыши в лицо»: как екатеринбургские волонтеры спасали потерявшегося мужчину

Екатеринбургские волонтеры спасли от гибели жителя поселка Кедровое Косыма Халматова. Мужчина пошел за клюквой, но заблудился и в результате провел на болоте почти трое суток. О ходе спасательной операции и о том, каков он - труд волонтера, в соцсети рассказала координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт Екатеринбург» Олеся Чернышева. Эта история, именуемая «отчетом», тронула интернет-пользователей до глубины души.

Заявка о пропаже Косыма Халматова поступила днем 11 октября.  

«Поселок Кедровое, человек вторые сутки находится в лесу, да не просто в лесу, а в болоте. < …> Изучаю заявку, вводные данные очень оптимистичные: человек с телефоном, заряжен телефон хорошо, яркая одежда, сидит на одном месте, жжет костер, прям подарок, а не потеряшка. Но есть одно «но»: он ушел за клюквой, в болото, и это болото, глядя на карту, примерно размером 12Х15 км. Просим помощи с прозвоном потеряшки специальную группу в нашем отряде «Лес на связи» -  людей, которые могут вывести человека из леса по телефону, не заходя в него. Параллельно наш инфорг Екатерина прозванивает ЕДДС и соседа, который в курсе обстоятельств пропажи, заказываем карты, собираем экипажи, готовимся на выезд. Людей мало, будний рабочий день, на выезд прямо сейчас готовы 3 экипажа из 5 человек. Далее следует выезд. По пути получаем уже полную картину. Вывести его просто по телефону не получится, но есть точки привязки, как он мог передвигаться», - рассказывает Олеся.

В Кедровом волонтеры пообщались с соседом и сыном пропавшего. Выяснилось, что Косым уже неделю ходит собирать клюкву, а значит, каждый день уходил все дальше и дальше. Чтобы пробраться в лес, нужен внедорожник. Усилиями волонтеров, которые остались в городе, машину удается найти.

«Я же созваниваюсь с потеряшкой, узнаю необходимые мне подробности, даю ценные указания, в разговоре понимаю, что все будет хорошо, человек не паникует, все понимает и готов выполнять все, что скажем. Спасибо, Косым, тебе за то! К моменту прибытия всех экипажей план работы уже есть, задачи все в голове. Иду вместе с группой, так как людей мало и в ближайшее время никто не планирует приехать. Зайдя вглубь на 20 м, оказываемся в болоте, сначала воды по колено, потом все больше и больше. Наша лиса (так называют поисковые группы, – прим. ЕАН)  улавливает запах дыма, но откуда он, не понимаем, пытаемся уловить и идти по нему. Работаем все на отклик. Связываемся со второй лисой, у них запаха нет. Так как ветер сильный и гуляет в разные направления, то уловить и мы не всегда его можем. Идем дальше, всматриваясь и пытаясь уловить хоть малейшие клубы дыма, но безуспешно. Ветер временами стихает, и кроме запаха багульника и разнотравья больше ничего не чувствуем. Идем дальше то просто по воде, то по мху, временами забредая в березники или сосняки, иногда камыши хлещут по лицу», - пишет Олеся.

Когда темнеет, волонтеры вооружаются фонарями, некоторые из них по пояс проваливаются в болото, но, несмотря на холод, продолжат поиски. Параллельно лес прочесывают спасатели, но результата тоже нет.

«Возвращаемся в штаб, к тому времени подъезжают еще экипажи, привозят квадрокоптер. Ребята греются у костра и переводят дух после шестичасового «гуляния» по болоту. А в это время один экипаж уезжает запускать квадрокоптер. Результатов нет, дым и костер не обнаружен. Приходит информация от ВПСО «Ангел» (вертолетный поисково-спасательный отряд, – прим. ЕАН), что на утро планируют отправить к нам вертолет, но все будет зависеть от погоды. Эта новость придает всем уверенности в хорошем исходе поисковой операции. Этот вертолет уже зимой находил детей в лесу, экипаж очень опытный. Созваниваюсь с Косымом, даю рекомендации, прошу до утра выключить телефон, чтобы не тратить заряд, договариваемся утром с ним созвониться», - рассказывает девушка.

Почти всю ночь Олеся и ее товарищи прорабатывают план действий на следующий день, изучают карты, продумывают варианты на случай, если погода испортится и вертолет не прилетит. К счастью, погода не подвела. Потерявшемуся мужчине даны инструкции: к какому времени развести самый большой костер, который только можно.

«Сообщение «Вертолет вылетел», еще 40 минут ожидания до прилета. Сидим в машине, ждем, все ждут... Звук вертолета, далее видим вертолет, через некоторое время, приходит сообщение: «Нашли». Нашей радости нет предела, но это полдела только, нужно еще его эвакуировать. Выходим на связь с пилотом, сообщают еще одну радостную новость, что они нашли недалеко от потеряшки место для посадки вертолета, посадили вертолет, и уже идут к нему, видят дым и костер. Получаем от них задачу найти им место для посадки, где смогут передать его нам. Находим, кидаем координаты и ждем на точке. Вертолет приземляется, все счастливы. Благодарим экипаж вертолета: КВС Александра Пузырева и Андрея Ильина, они отправляются домой.

Обнимаем потеряшку, узнаем о состоянии, подтверждает, что все хорошо, не замерз, помощь врачей не требуется. Благодарит всех, немного смущается и говорит, что больше не пойдет в лес. Сообщаем сыну, что его отец с нами, выдвигаемся в пос. Кедровое, где и передаем его родственникам. Слезы счастья на лицах родных, огромная благодарность всем, кто принимал участие. Вроде вот он - счастливый конец, но тут резко меняется погода, снег идет стеной, ветер усиливается. А мы знаем, что вертолет еще в пути. Через полчаса списываюсь с экипажем, получаю подтверждение, что они долетели и приземлились дома, все хорошо. Вот теперь выдыхаем, всем службам сообщаем, все счастливы. Ради таких моментов и слов «Найден. Жив» и живет каждый поисковик в нашем отряде», - пишет Олеся.

Под ее рассказом пользователи «ВКонтакте» оставляют слова благодарности. «Спасибо, что вы есть!» - пишут екатеринбуржцы.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+