October 30, 2015, 09:13 AM

Политический ликбез: почему все говорят об НКО

Откуда берутся эти организации, зачем они нужны и кто им платит.

На этой неделе в Москве прошла конференция социально ориентированных НКО. Вообще вопросы, связанные с работой таких организаций, обсуждаются в России достаточно часто. Между тем большинство обывателей, наверное, не особо понимают, что скрывается за аббревиатурой НКО. Чтобы ликвидировать этот пробел, агентство ЕАН обратилось к участнику недавней конференции, председателю комитета Свердловского регионального отделения политической партии «Патриоты России», члену штаба ОНФ Сергею Ярутину.

Что такое НКО и чем оно отличается от НП, союзов и казачьих обществ

Согласно закону «О некоммерческих организациях», НКО – это организация «не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Некоммерческие партнерства, казачьи общества, различные фонды, союзы, ассоциации и даже религиозные организации, исходя из документа, тоже являются НКО. Как говорится на официальном портале государственных грантов для НКО, одна из форм таких организаций - политические партии.

Однако на практике эта аббревиатура употребляется, как правило, в более узком контексте.

«Чаще всего речь идет о тех организациях, которые работают с населением, или о правозащитниках. НКО появляются в тех сферах, где появляются какие-то проблемы, которые государство, по тем или иным причинам, решить не может. Например, общества, помогающие адаптации инвалидов, или волонтеры, работающие с детьми-сиротами», - говорит Сергей Ярутин.

Применяется термин НКО, например, к детским спортивным объединениям. По сути, отстаиванием прав и решением проблем, как таковых, они не занимаются. Но с помощью таких объединений удобно решать организационные вопросы – договариваться об участии в соревнованиях и так далее, отмечает представитель ОНФ. Кстати, ОНФ – это тоже НКО, которые часто еще называют «третьим сектором».

Почему в последнее время часто говорят об НКО

Закон о некоммерческих организациях датирован еще 1996 годом, но широко заговорили об НКО только в последние несколько лет. Они оказались в тренде после выборов президента РФ Владимира Путина в 2012 году. С одной стороны, эти выборы сопровождались массовыми акциями протеста. Возникло подозрение, что они финансируются из-за рубежа. Чтобы не допустить роста оппозиционных настроений за счет иностранных вливаний, в закон об НКО внесли изменения – появился термин «иностранный агент». Это организация, которая действует в политической сфере и при этом получает финансирование из-за рубежа. Такие НКО должны везде указывать свой иностранный статус. В связи с принятием закона пошла его критика, а потом начались скандалы с причислением к агентам тех или иных организаций.

А в этом году, чтобы не допустить угрозы конституционному строю РФ и ее безопасности, был принят закон о нежелательных НКО. В рамках его реализации Совфед подготовил так называемый «патриотический стоп-лист».

С другой стороны, перед выборами, в 2011 году, по инициативе тогда еще премьер-министра и главы партии «Единая Россия» Владимира Путина, был создан Общероссийский народный фронт. Его основной задачей стал контроль за исполнением майских указов - тех, которые Владимир Путин подписал после очередного вступления на пост президента.

Откуда деньги

НКО существуют за счет пожертвований либо в виде денег, либо в виде времени или каких-то иных ресурсов. Еще один источник – гранты, то есть безвозмездные субсидии,
которые могут на конкурсной основе выдавать как различные фонды, так и государство. В частности, есть президентские и губернаторские гранты.

Подвох в том, что конкурсы, по итогам которых распределяют эти деньги, зачастую бывают непрозрачными и требования прописываются под заранее определенного получателя. Кроме того, нет должного контроля за итогами использования грантов, считает Сергей Ярутин.

«Применительно к нашему региону, получают эти гранты только те, кто «облизывает» власть. Что внутри делается, не отслеживается совсем», - отмечает политик. Он добавляет, что иногда власть, чаще всего региональная, создает «ручные» НКО, которые подменяют собой реальных общественников и с помощью которых выводятся деньги из бюджета.

Связь с общественностью

Несмотря на то, что представителей НКО называют общественниками, таким организациям нередко требуется помощь в связях с общественностью, а также с органами власти. В связи с этим на недавней конференции ОНФ обсуждался вопрос создания ресурсного центра по работе с НКО – то есть площадки для диалога таких организаций, а также граждан и власти. Там речь шла о Москве.

Однако, по словам Сергея Ярутина, в Свердловской области по сути уже есть аналог такого ресурсного центра. «Сначала он работал на базе НКО «Чистый двор – Чистый город», а сейчас это движение расширили Благотворительным Фондом Сергея Ярутина», - пояснил «фронтовик». Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+