October 24, 2017, 07:15 AM

Урбанист Владимир Злоказов: транспортный коллапс в Екатеринбурге никогда не происходит сам по себе

По традиции каждой осенью в Екатеринбурге обсуждают итоги очередного сезона ремонта дорог и благоустройства города. В этом году многим показалось, что сроки работ откровенно затянулись. Горожане не могут понять, в чем причина, чиновники по традиции уверяют, что все идет по плану, а отдельные недоработки и проблемы - не более чем досадные мелочи. Урбанист, архитектор фонда «Город.pro» Владимир Злоказов поделился с ЕАН своими впечатлениями от ремонтов и рассказал, что сделать, чтобы раз и навсегда решить проблему плохих дорог в городе.

- Сроки ремонта и благоустройства в этом году затянулись. Почему?

- Мне кажется, увеличились объемы финансирования, как заявляет сама администрация, поэтому ремонтов было больше. Кроме того, очень сильно влияют на ситуацию такие большие проекты, как Макаровский мост. Его закрыли, и весь центр, и вся западная часть города встали в пробки. Резюмирую: не то чтобы стало хуже, просто стало больше ремонтов, потому это ощущается острее.

- Каждое лето масса людей недовольна: город практически парализован. Оправданно ли это?

- В некотором смысле это неизбежно – дороги надо ремонтировать. Другое дело, что действительно много пробок, и нельзя одновременно увеличить пропускную способность для всех, но эти улицы обслуживаются общественным транспортом. Значит, можно было принять какие-то меры, чтобы он не стоял в пробках.

Закрытие Макаровского моста можно было использовать как некую возможность, чтобы разгрузить центр города от машин. Люди бы посмотрели, что общественный транспорт движется, и лишний раз задумались – а не оставить ли авто дома?

Но, к сожалению, такие возможности не используются. По идее надо было сделать некий оперативный план действий, какими-то временными мерами, даже пластиковыми барьерами выделить полосы и трамвайные пути.

- Даже главный гаишник Юрий Демин на этот раз очень возмущен уровнем пробок и сроками ремонтов…

- Вообще не бывает ситуаций, когда транспортный коллапс произошел сам по себе. Водители машин – это люди, которые видят каждый день, как меняется ситуация на дорогах, и, когда она становится для них невыносимой, они меняют свои привычки, могут переехать в другое место, если квартира съемная, меняют рабочий график. Так или иначе люди адаптируют свое поведение под транспортную ситуацию в городе.

Однако бывает и так, что ситуация меняется очень резко, как, например, в случае с мостом. Люди не успели адаптироваться, возникли пробки. Это неизбежная ситуация, но тут можно было принять меры. К примеру, в Нью-Йорке в прошлом году был ураган, закрылось метро, а транспортное агентство организовало специальные автобусные коридоры, огородив их теми же пластиковыми барьерами, конусами. Тем самым они заменили один вид общественного транспорта на другой, избежав большого коллапса. У нас можно было реализовать подобную схему.

- Почему все делается так долго? 

- Так устроено наше бюджетное законодательство: деньги распределяются в конце строительного сезона. Дороги ремонтируют одни люди, а деньги распределяют другие. И между собой на такие темы они, видимо, не общаются. Очевидно, что проблема ремонта дорог не так остро стоит для законодателей, раз они не занимаются этим вопросом. Чтобы стройки не затягивались до холодов, когда и ремонтировать ничего нельзя.

- Участок тротуара по Ленина между Карла Либкнехта и Пушкина. Там сняли плитку, насыпали песка и больше двух месяцев продолжались работы по укладке плитки. А там работы пяти человекам на два дня. Почему так происходит?

- Да, такая проблема есть, и я даже затрудняюсь ответить, с чем это связано. Возможно, это отсутствие конкурентов между подрядчиками. Тендеры выигрывают компании, которые не могут обеспечить достаточное количество рабочих. Вспомните Московскую: иногда посмотришь, там один человек ковыряется, и больше ничего не происходит.

Скорее всего, условия тендеров прописаны так, что скорость выполнения работ по ним не является важным критерием. А если будут заявлять более жесткие сроки – никто не заявится или придется платить больше денег. А недовольные найдутся всегда: как сроками ремонтов при малом бюджете, так и большими тратами при быстром ремонте дорог.

Чтобы решить проблему долгих и неэффективных ремонтов, нужно пересмотреть тендерное и бюджетное законодательство. Но это всероссийская проблема, не только наша.

Фото: Facebook.com Владимир Злоказов

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+