October 23, 2017, 9:02 AM

В качестве модели брака российским школьникам предложат царскую семью

Одним из разработчиков курса «Нравственные основы семейной жизни», который вскоре может быть внедрен в российских школах, является монахиня Среднеуральского женского монастыря Нина (Крыгина).

Монахиня Нина - кандидат психологических наук, в прошлом – профессор Магнитогорского госуниверситета, ведет большую воспитательную, просветительскую и миссионерскую работу и ранее активно выступала с лекциями в различных аудиториях. При этом интервью журналистам она не дает уже долгие годы.

ЕАН ознакомился с текстом одного из докладов монахини, опубликованном несколько лет назад в «Православной газете», и предлагает своим читателям самостоятельно оценить его ключевые тезисы.

Тема доклада – «Царская семья как идеал христианской семьи».

«Мы живем в то время, когда в России разрушается институт семьи, когда многие семьи стали одно- или малодетными, когда стабилен лишь рост абортов и социального сиротства (социальное сиротство – это дети-сироты при живых родителях).

Хочется понять, что произошло, что было утеряно, почему в царское время в России при Николае II разводились лишь 2-2,5% семейных пар, а остальные семьи были крепкими и стабильными».

«Когда я попыталась для себя понять, каким сделать идеал семьи – реальный, конкретный, я поняла, что лучше, чем идеал Царской Семьи, найти невозможно. Потому что это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых. Причем эта Семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины, еще есть люди, которые общались с ними лично».

«Счастливы были Царь и Царица как супруги – об этом они писали. Счастливы были как родители – об этом они тоже писали. То есть счастливы были на всех уровнях: и на супружеском, и на родительском.  В основе их семейного счастья было заложено то, что в православии называется обычным словом – целомудрие».

«Во главе семейства находится мужчина, муж – и только он. Он находится в послушании к Богу и в исполнении Его заповедей – через это идет благодать на главу семьи. А помощницей главе семьи в этом послушании, именно помощницей, а не наставницей, не учительницей, становится его жена. Она находится в послушании своему мужу, поэтому благодать идет и на нее. Дети, видя послушание родителей, тоже растут послушными, и благодать идет на них».

«Когда эта иерархия соблюдается, то в семье идет все очень гармонично. Это подобно соку, находящемуся в живом растении: если перерезать у растения какую-то ветвь, сок перестает туда поступать. Сначала там еще теплится некая жизнь, но потом она прекращается и лист или ветка отмирают. Точно так же и в отношении семьи: если на каком-то уровне нарушается благодать, нарушается эта Богом задуманная иерархия, то семья испытывает серьезные трудности. Это – духовный закон, который никто не отменяет, знают об этом люди или не знают».

«У нас потеряна культура семейных супружеских отношений. Почему потеряна? Потому что в основу создания семьи не ставится благочестие, в основу создания современных семей очень часто ставятся собственные мнения и личные амбиции: «Я сам все понимаю, и никто мне не указ». Что из этого происходит? А происходит то, что через некоторое время такие семьи, в которых люди не хотят слушать друг друга, начинают испытывать огромные трудности».

«Царь и Царица старались беречь любовь, и они старались его воз-де-лы-вать. Не так, как происходит сейчас: чуть случатся в семье какие-то трудности, люди махнут друг на друга рукой и разбегаются в разные стороны».

«В современных семьях мы очень часто наблюдаем другое – когда мать и отец приходят с работы и говорят: «Мы устали». Дети вместо живого общения с родителями довольствуются телевизором или компьютером. В Царской Семье этого не было: была мера духовной ответственности, целомудренное отношение к жизни, к своим детям».

«Одна из крайностей современной семьи заключается в том, что взрослые начинают запугивать детей всеми страхами жизни, и их дети становятся трусливыми, боясь сделать самостоятельно самое элементарное. Или наоборот, истерично-безудержными, живя по принципу «будь что будет, я ничего не могу изменить». Вторая крайность – когда родители стараются содержать детей в тепличных условиях: они все возникающие у ребенка трудности берут на себя и таким образом воспитывают в детях беспомощность и зависимость от условий».

«Вот она – реальная, конкретная семья, реальные, конкретные люди, которые смогли достичь счастья: и супружеского, и родительского, и счастья детей, которые живут в дружной семье и видят счастливых, любящих родителей. И в наше время, когда грех возводится в рамки добродетели, очень важно не поддаться материальным интересам, а сохранить духовную основу своей семьи. И Царская Семья может служить для нас идеалом, который поможет нам в этом».      

Фото: historyinanhour.com, pixabay.com

Комментировать