November 3, 2019, 05:38 AM

Суровые челябинские хоккейные грабли. Мнение Дмитрия Моргулеса

Челябинский «Трактор» после очередного домашнего поражения (3:5 от «Автомобилиста», причем счет не отражает реального характера игры и соотношения сил) все-таки уволил главного тренера Петериса Скудру. Впрочем, это решение (которое, по хорошему, надо было принимать еще месяц назад) вряд ли всерьез поможет челябинскому хоккейному клубу. Потому что корень проблем «Трактора» не в неудачном подборе тренера.

У большинства хоккейных болельщиков, и тем более у людей, чуть более посвященных в дела «Трактора», наверное, уже сформировалось ощущение дежавю.

Клуб перед началом сезона приглашает специалиста, явно не вписывающегося в челябинские, а то и в российские хоккейные реалии, команда проваливает начало сезона, специалиста увольняют, нанимают другого, клуб вместо спокойной, равномерно и планомерно проведенной «регулярки» две трети сезона проводит в нервном режиме борьбы за попадание в плей-офф, чтобы геройски «погибнуть» там в первом раунде. 

Если команда попала в плей-офф, приглашенный специалист остается, но проваливает начало следующего сезона, и далее по кругу. Если задача не выполнена — нанимается новый тренер, и — смотри абзацем выше.

Так было с Карри Киви (кстати, действительно сильным финским специалистом, оставившем самое благоприятное впечатление, но попавшего на команду, из которой только что ушел Валерий Белоусов), так было со сменившем его Андреем Николишиным, так было с «космонавтом» Германом Титовым, так было с Алексеем Тертышным (оставшимся, впрочем, в команде помогать своему сменщику). Теперь ровно то же самое произошло с Петерисом Скудрой. Вероятно, то же самое случится со сменившим его Владимиром Юрзиновым. Но об этом ниже.

Единственное исключение, которое, как и положено, лишь подтверждает правило — Анвар Гатиятулин, которому дали поработать два с половиной года, что в итоге закончилось выходом в полуфинал плей-офф и бронзовыми медалями. Причем с составом, по сравнению с которым нынешний «Трактор» — просто россыпь звезд первой величины.

Такой круговорот бесполезного в пространстве и времени — образец «Трактора» времен правления в нем Ивана Сеничева — выходца из Магнитогорска и соратника предыдущего губернатора области Бориса Дубровского, прославившегося знаменитой фразой про «е… область». Собственно, Сеничев, по сути и выжил из команды Гатиятулина сразу после завоевания медалей. Просто потому, что не мог принять то, что после этого он сам будет восприниматься не самым главным в клубе.

Мне интересно, понимает ли нынешний гендиректор «Трактора» Борис Видгоф, насколько он сейчас похож на Ивана Сеничева. Впрочем, это не так удивительно — психотип-то один и тот же, с собственным эго у обоих все в полном порядке. 

Опыт собственных, точно таких же «косяков» в управлении клубом у Бориса Ефимовича тоже имеется. Вспоминается, например, приглашение на тренерский мостик «никакого» Андрея Сидоренко в 2010-м году, когда «Трактором» точно также «рулил» Борис Видгоф. Сидоренко пришлось увольнять уже в начале октября, и ситуацию в том сезоне не смогло спасти даже возвращение в клуб великого тренера Валерия Белоусова. Медали с «Константинычем» пришли уже в следующем сезоне. При этом тогдашний губернатор региона Михаил Юревич фактически полностью отстранил Видгофа от дел в «Тракторе».

Ну да черт с ним, с эго и с прошлыми ошибками. Речь-то о настоящем и о будущем.

В отставке Петериса Скудры есть несколько важных нюансов, которые волей-неволей видны из того, как эта отставка преподнесена клубом в медиа.

Во-первых, как замечено в пресс-релизе «Трактора» самим Борисом Видгофом, Скудра отправлен в отставку «по требованию Президента клуба Алексея Текслера». То есть решение принимал не гендиректор клуба, а губернатор Челябинской области, причем в форме требования. И не тогда, когда ситуацию можно было не доводить до последнего места в Восточной конференции КХЛ (по-хорошему, то, что Скудра «не тянет», было понятно еще месяц назад), а когда оказался поставлен под вопрос исход всего регулярного чемпионата, и это стало ПОЛИТИЧЕСКОЙ угрозой для главы региона, публично заявлявшего о том, что цель клуба — борьба за Кубок Гагарина. Пообещать одно, а на практике выдать другое — это политическая ошибка. А Текслер — все-таки политик.

Кроме того, мне абсолютно достоверно известно, что впервые о возможном увольнении Скудры задумались (нет, не в клубе, а в руководстве области) как раз месяц назад. Увы, продавливание этого решения через все того же Бориса Видгофа заняло очень много времени. 

Почему? Кто знает. Возможно, Борис Ефимович действительно верил, что все наладится. А возможно, сыграла свою роль мало кем видимая «связка» приглашенного в клуб перед сезоном вице-президента «Трактора», крайне непубличного Олега Усачева и влиятельнейшего хоккейного агента Юрия Николаева, чьим подопечным является и Петерис Скудра, и еще полтора десятка игроков в клубной системе «Трактора».

Во-вторых, назначение Юрзинова — это вариант, который, судя по всему, предложил все тот же Видгоф. Насколько мне известно, рассматривались и другие.

Юрзинов-младший — не только сын великого тренера Владимира Юрзинова, но и вполне самостоятельный специалист. Выходил с «Салаватом Юлаевым» в полуфинал плей-офф (что, впрочем, в богатой Уфе в то время восприняли как неудачу), однако на последнем месте работы — в новосибирской «Сибири» в начале прошлого сезона — провалился, и был уволен уже после первых шести матчей регулярного чемпионата. Впрочем, тогда и весь новосибирский клуб болтало.

Уже сейчас ясно, что Юрзинов — это временное решение. Просто он оказался самым компетентным и позитивным из тех специалистов, что были на рынке (утопичный вариант «вернем Вячеслава Быкова» не берем — маститый специалист с челябинскими корнями просто не пойдет в клуб, не готовый к решению больших задач «здесь и сейчас». Кроме того, его ценник запределен для небогатого «Трактора»). Задача — попробовать спасти сезон и вытащить клуб в плей-офф, а там посмотрим.

День простоять, ночь продержаться — на самом деле эта тактика губительна для «Трактора». Потому что проблемы челябинского клуба, на самом деле, куда более глубоки и системны. И требуют столь же системных решений.

По большому счету, «Трактор» последние годы живет прошлым багажом, и управляется временщиками. У клуба нет понимания перспектив своего развития, нет четкого, стратегического видения, куда он движется, каким в итоге должен стать и как это должно выглядеть с точки зрения маркетинга и масс-медиа, в какой хоккей должен\будет играть, какими ресурсами и специалистами он для этого должен располагать, кем играть, и как в связи со всем этим готовить хоккеистов, начиная с некогда лучшей в мире детской школы (сейчас, увы, боюсь, что это уже не так).

Иным словами, у клуба нет не то, что четко прописанной стратегии развития, но даже набросанной хотя бы карандашиком на листке бумаги примерной концепции этого.

Без этого все заявления о «стремлении к Кубку Гагарина» — профанация. 

Но вряд ли нынешнее руководство клуба способно на создание такой концепции или программы. 

Во-первых, потому что часть высшего менеджмента (тот же Усачев или генменеджер Роман Беляев) — люди, не связанные с Челябинском, и вряд ли связывающие себя с городом на длительную жизненную перспективу. 

Во-вторых, такая программа должна создаваться не на год-два-три, и даже не на пятилетний губернаторский срок, а исходя из куда более длительной перспективы. Хотя бы потому, что возможные изменения в методике подготовки юных хоккеистов дадут первые результаты только тогда, когда они перейдут из детского и юношеского хоккея во взрослый. То есть лет через 8-10. 

В третьих, хоккей на Южном Урале — это часть жизни и философии, часть идеологии города и во многом — всей области. Как «Барселона» для Барселоны, или «Ювентус» - для Турина и севера Италии, или скромный «Атлетик» из испанского Бильбао, который из принципа играет исключительно басками или воспитанниками местной школы. И речь в такой программе должна именно об идеологии. К которой уже подбираются ресурсы, позиционирование (и не только в Челябинске, но и в мире), специалисты, модель игры и все прочее. 

Вряд ли нынешний менеджмент (люди практичные и в чем-то по-хорошему приземленные) способен даже задумываться о таких материях.

Ну и, возвращаясь собственно к отставке Петериса Скудры и назначении Владимира Юрзинова. Борис Видгоф, как написано в пресс-релизе на сайте клуба, «как генеральный директор «Трактора»» взял на себя «полную ответственность за принятое решение». 

Правильно ли будет понимать это так, что если и у Юрзинова (не приведи Господь, конечно) тоже не получится, Борис Ефимович… Ну, не могут же быть вечно виноваты тренеры, их ведь гендиректор на работу принимает. Вряд ли Алексей Текслер этого не понимает.

Источник фото: Ярослав Наумков, пресс-служба хоккейного клуба "Трактор"
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+