February 2, 2022, 10:30 AM
Сергей Беляев

«Тактика выжженной земли»: в Екатеринбурге умерла одна из последних уральских сетей

В Екатеринбурге, как стало известно утром 2 февраля, закрывается одна из последних торговых сетей уральского формата «Мегамарт». Кончина ретейлера стала закономерным итогом гегемонии в регионе федеральных сетей с их тактикой постепенного вывода с рынка местных игроков.

После закрытия «Мегамарта» в Екатеринбурге осталось все две уральские сети — «Кировский» (принадлежащий бывшему депутату областного Заксобрания Игорю Ковпаку) и «Монетка».

И экономисты, и местные ретейлеры в один голос признают, что «Мегамарт», как и другие местные сети, стали жертвами «агрессивной политики», которую с 2015 года развернули федеральные игроки: X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнит». Основная борьба шла за сегмент «магазинов у дома». Буквально за два года федеральным сетям удалось расчистить поле.

Исключением стали «БестМаркет» (сеть в 2007 году поглотил «Кировский») и «Купец» (закрылся в 2013 году после открытия «Гиперболы» в «Гринвиче»).

«Жертвы войны»

За 2017 год в Екатеринбурге исчезли сразу две местные сети — «Звездный» и «Пикник». Обе компании начали закрывать магазины еще в 2016 году. А закрытие «Пикника» отчасти позволило другой федеральной сети «Ленте» расширить свое присутствие — в 2017 году она выкупила часть площадей, реконструировала их и открыла под своим брендом.

В 2018 году прекратила работу сеть магазинов «А-Продукт» (входил в «Атлант»). Проблемы у компании начались еще в 2015 году. В конечном счете оставшиеся десять магазинов скупил «Кировский».

Конкуренцию не выдержала сеть супермаркетов «Елисей». С 2019 года ее владелец Александр Оглоблин избавлялся от магазинов, и к 2021 году из 22 торговых точек осталось семь. Впоследствии Оглоблин продолжил сокращать сеть.

В 2020 году в Екатеринбурге закрылась сеть гипермаркетов «Райт», принадлежавшая «Монетке». В данном случае компания не выдержала конкуренции с подобным себе «Перекрестком».

У почившего недавно «Мегамарта» ресурсы для борьбы на рынке сохранялись. К концу 2021 года у сети в Свердловской области было 35 магазинов. Однако «Магнит» просто купил Dixy Holding Limited (в которую входит «Мегамарт») за 87,6 млрд рублей и начал менять вывески.

 Свердловские гипермаркеты «Мегамарт» превратятся в «Магнит» 

Ретейлеры пытались остановить экспансию

Как уже писалось выше, закрытие или сокращение сетей в основном пришлось на 2016-2017 годы. Александр Оглоблин отметил, что именно в этот период федеральные сети активнее всего использовали «тактику выжженной земли». Заключалась она в том, что ретейлеры скупали все свободные площади и открывали магазины, пока не выживали из локаций конкурентов. В те годы стало обычным явлением увидеть на улице в одном ряду несколько магазинов «Магнит» и «Пятерочка». Такая картина в Екатеринбурге сохраняется до сей поры в спальных районах.

Красноречиво о ситуации говорят цифры: с 2016 по 2017 год «Пятерочка» открыла в Екатеринбурге больше сотни магазинов, доведя количество торговых точек до 200. А по всей Свердловской области их количество к концу 2017 года было доведено до 400.

Местный бизнес пытался противостоять федеральным сетям на законодательном уровне. В частности, уже бывший президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса Анатолий Филиппенков обвинял «гостей» в систематическом нарушении закона о конкуренции.

«Согласно закону о добросовестной конкуренции, на рынке не может быть представлено более 25 % товаров от одной сети. Во многих городах Свердловской области, в частности в Екатеринбурге, это требование систематически нарушается. Когда такие крупные сети, как «Лента», выходят на рынок, они оттесняют более мелких игроков. Федеральные ретейлеры практически не работают с местными поставщиками, так как те не могут предоставить и необходимые объемы продукции», — заявлял Анатолий Филиппенков.

 «Если цены не повышать, молоко исчезнет»: свердловские аграрии предупредили о росте сельхозпродукции Одновременно с этим в правительстве обсуждался законодательная инициатива об ограничении присутствия федеральных игроков на региональных рынках. Однако эта идея в конечном итоге заглохла. У региональных сетей (не только из Свердловской области) не хватило лоббистских возможностей.

При этом продолжающаяся пандемия коронавирусной инфекции придала федеральному ретейлу дополнительные возможности. За время локдаунов и ограничений торговые сети находились в неприкосновенности. Как результат - чистая прибыль «Магнита» за самый тяжелый для бизнеса 2020 год выросла на 120,8 %, составив 37,8 млрд рублей, а выручка — на 13,3 % (до 1,51 трлн рублей). Чистая прибыль X5 Retail Group за 2020 год подскочила на 45,3 % (до 28,34 млрд рублей), а выручка — на 14,1 % (почти до 2 млрд рублей). Успехи сетей подстегнули онлайн-продажи (их объем в X5 Retail Group вырос на 362 %).

Очевидно, что на фоне такого успеха федеральные сети не успокоятся, пока на местных рынках не останется конкурентов.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+