December 2, 2021, 12:15 PM
Сергей Беляев

«Талибан»* уже не тот: в Екатеринбурге обсудили последствия смены режима в Афганистане

В Екатеринбурге сегодня прошла V межрегиональная научно-практическая конференция «Ислам на Урале: история, современность, вызовы».

Одной из тем мероприятия сегодня стала роль мусульманского сообщества в противодействии экстремизму и идеологии терроризма в контексте недавних событий в Афганистане, где к власти пришло движение «Талибан»* (деятельность организации запрещена в РФ).

«В этом году центральной темой пленарного заседания стали события в Афганистане. Хотя это далекая страна, но она оказывает серьезное влияние на настроение людей по всему исламскому миру. Эта страна находится рядом с Центральной Азией за которую отвечает Центральный военный округ, штаб которого находится в Екатеринбурге. Необходимо с экспертной точки зрения понять, что там происходит», — пояснил модератор конференции доцент кафедры теологии Уральского государственного горного университета, кандидат исторических наук, исламовед Алексей Старостин.

Неудивительно, что организация конференции проходила не только при участии мусульманских сообществ и профильных структур. Активное участие в нем приняли представители свердловских властей. Мероприятие проходило при поддержке департамента внутренней политики региона и министерства культуры Свердловской области.

К участникам конференции с приветственным словом обратились и.о. вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов и глава министерства общественной безопасности региона Алексей Кудрявцев, а также представители свердловского Заксобрания и Общественной палаты области.

«Мусульманское сообщество является незаменимым помощником и опорой государства в деле гармонизации в межконфессиональных и межрелигиозных отношениях, адаптации и интеграции мигрантов, профилактики экстремизма и терроризма», — зачитал Олег Чемезов приветственное слово от губернатора Евгения Куйвашева.

 «Для них «Талибан»*— дикое явление»: как уральские мусульмане воспринимают события в Афганистане Однако с обсуждением ситуации в Афганистане на конференции получилось не столь однозначно, как во времена, когда темой № 1 была ситуация в Сирии и террористическая деятельность ИГИЛ** (террористическая организация, запрещенная в России - прим. ЕАН).

Во взглядах по «Талибану»* сильно разошлись светские эксперты и представители духовных мусульманских школ. В частности, чрезвычайный и полномочный посол РФ (в отставке) Максим Пешков высказал опасение, что деятельность талибов* в Афганистане создает дополнительные риски для России. Он обратил внимание, что ключевые посты в новом правительстве заняли представители «военного крыла» движения. 



Также он обратил внимание на волну насилия по отношению к женщинам, которые прокатились по Афганистану после прихода талибов* к власти. Кроме того, в стране была введена цензура и «закручены гайки» в первые «100 дней» после смены режима.

Другие эксперты в свою очередь обратили внимание на то, что уход США из Афганистана может вдохновить другие радикальные группировки исламского толка на активные действия.

Вместе с тем представители духовных школ в своих докладах отметили, что облик «Талибана»* изменился со времен вывода из Афганистана советских войск.

 «Вряд ли они разделяют взгляды Талибана*»: доцент УГГУ о вновь поступивших в Екатеринбург студентах из Афганистана 

В частности, старший преподаватель кафедры систематической теологии Российского исламского института в Казани Мухаммед Муратов отметил, что талибы* являются приверженцами ханафитского мазхаба. Эта та же правовая школа, которая распространена среди российских мусульман. Однако Муратов подчеркнул, что в России распространена ашаритско-матуридитсткая школа, которая отличается своей гибкостью. Благодаря ей, российские мусульмане мирно уживаются и взаимодействуют с окружающими.

«Этот мазхаб является толерантным, рациональным. Священные тексты воспринимаются через логику, разум. По сути дела он выстраивает модели, как мусульмане могут выстраивать отношения с окружающим социумом. Обратите внимание, как в нашей стране была создана модель толерантного отношения между народами, а по сути является моделью взаимодействия при решении общих вопросов. Это толерантная школа отличается гибкостью в восприятии», — отметил Муратов.

По его словам, талибы*, хотя и придерживаются ханафитского мазхаба, жили в других политических и экономических реалий. Эксперт напомнил, что долгое время Афганистан находился в зависимости от других стран, был колонией Великобритании. И отсюда — неприятие западных ценностей и борьба за чистоту ислама от иностранных примесей.

 Лидер афганской общины на Урале: «Те, кто обучался за границей, неприемлемы для талибов*» 

Еще один фактор, на который обратил внимание эксперт, — в Афганистане на протяжении последних 40 лет не прекращались войны. И целые поколения за свою жизнь ничего не видели кроме боли, палаточных городков для беженцев и смертей.

В тоже время он отметил, что в сравнении с тем, что из себя «Талибан»* представлял несколько десятков лет назад, нравы в движении смягчились. По словам Муратова, талибы* охотнее идут на контакт с окружающим миром и пользуются современными технологиями. Соответственно на политическом уровне с ними можно вести диалог. К слову, в начале июля 2021 года сразу после смены власти в Афганистане представители «Талибана»* встретились в Москве со спецпредставителем президента России по Афганистану Замиром Кабуловым. Впрочем, спешить с исключением движения из списка террористических организаций российские власти спешить не будут.

Кроме того, внутри движения поддерживается железная дисциплина, чтобы не допускать противоправных действий к населению Афганистана

В какой-то степени, как считает эксперт, в «Талибане»* произошла некоторая «либерализация», если сравнить с тем, что было в движении несколько десятков лет назад. Соответственно, как полагает Мухаммед Муратов, если Россия продемонстрирует дружеское отношение к новому режиму в Афганистане, то и риски для РФ будут сведены к минимуму.

«Наша историческая миссия — помочь Афганистану стать на Мирные рельсы и построить для них новую жизнь», — заключил свое выступление Муратов, сорвав бурные аплодисменты в зале.

Впрочем, толернатное отношение российских мусульман к «Талибану»* в сравнении с тем же ИГИЛ**, как писал ЕАН, как раз и объясняется отсутствием теологических разночтений. Впрочем, как отмечали эксперты, российское мусульманское сообщество, привыкшее к современным реалиям, не собирается копировать образ жизни афганских единоверцев. Все-таки вопрос привычки здесь играет главенствующую роль, что также было отмечено на конференции.

*»Талибан» — запрещенная в России террористическая организация.

** ИГИЛ — запрещенная в России террористическая организация.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Алексей Старостин
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+