«Тихановская в штанах»: идеологи свердловской власти призвали к переговорам со сторонниками Надеждина. Репортаж ЕАН
Приближающиеся выборы президента все сильнее занимают умы политических мыслителей по всей России. В Свердловской области, исторически богатой на представителей этого ремесла, тоже запустили свою дискуссию. Известные идеологи и аналитики региона встретились, чтобы поспорить о грядущей кампании: пока одни называли гонку предрешенной, другие предупреждали о рисках участия Бориса Надеждина. Свидетелем этого торжества плюрализма в числе немногих стал корреспондент ЕАН.
Сложно сказать, считается ли право первой предвыборной дискуссии престижным. За долгие годы конкурентная и полная интриг свердловская политика взрастила в Екатеринбурге не один десяток обществ и кружков, которые наверняка желали бы это право заполучить. Однако первым обсуждать выборы-2024 выпало именно Экспертному клубу – союзу, объединившему идеологов и организаторов десятков региональных кампаний: политтехнологов, социологов, аналитиков. Словом, тех, без кого уже сложно представить, чтоб кого-то когда-то выбирали.
Знаковость момента чувствовали, похоже, и сами члены клуба. И оттого стремились доказать, что этого момента достойны. Так, самые пунктуальные из них, пришедшие в деревянный особняк на Клары Цеткин еще за полчаса до начала, демонстрировали свой кругозор. Например, адвокат и лидер местного отделения «зеленых» Игорь Рузаков безустанно делился с коллегами познаниями о Европе: как отдыхает лондонская молодежь, насколько храбры французские футбольные фанаты и какие тренды рождаются в Милане.
Открывая встречу, шеф Экспертного клуба, политолог и доктор наук Анатолий Гагарин приветствовал коллег довольно буднично: «Буквально вчера мы с [главой Общественной палаты] Александром Юрьевичем [Левиным] вернулись с [Всероссийского] экспертного форума [в Москве].
И с удовлетворением констатировали – наша выборная система является лучшей в мире! А система наблюдения является совершенной!»
Хотя даже совершенная система, как признал Гагарин, нуждается в совершенствовании. Именно прозрачность и легитимность выборов – таков наказ действующего президента Владимира Путина – политолог счел главными аспектами кампании. В этом смысле к Свердловской области, к счастью, вопросов нет. «Наша область входит в топ продвинутых, говоря модным языком, регионов, в которых это [наблюдение] организовано на высочайшем уровне», – заверил Гагарин.
Соглашался с выводами и Александр Левин, восхищавший всех своей продуктивностью, традиционно выросшей перед выборами. Рассуждая о мартовском голосовании, он дал понять, что в Свердловской области к чистоте процедуры будет не придраться: «Уже несколько месяцев идет подготовка наблюдателей. И через два дня мы ее завершим. Целая дивизия наблюдателей у нас будет – 7500 человек!»
При всем колоссальном опыте 72-летний Левин не скрывал, что по-прежнему умеет удивляться. Глава Общественной палаты, по собственным словам, обнаружил, что в этом году большие выборы пройдут не только в России, но еще в 65 странах: «Выборы захватили мир!»
«И знаете, там тоже такие вещи проскакивают, мол, зачем проводить выборы, когда известен результат. Выборы – это демократия. И непроведение выборов – это откат назад! Те страны, где выборы отменяются или переносятся, рано или поздно придут в тупик», – словно заочно поспорил Левин со всеми, кто в октябре 2023-го в России предлагал отказаться от президентского голосования.
Но тут же признал: большой интриги в выборах, кажется, нет.
«Безусловно, таких цифр… Социологические опросы проводятся во всех субъектах. В районе 80 % за действующего президента! Но это не значит, что все решено, выбор есть выбор», – подытожил Левин.
К самому интересному – списку кандидатов – перешла член областного избиркома Анна Абсалямова. Наизусть цитируя Избирательный кодекс, она напомнила, что фамилии всех претендентов будут известны только к 10 февраля. Пока же зарегистрированы лишь четверо: Леонид Слуцкий (ЛДПР), Николай Харитонов (КПРФ), Владислав Даванков («Новые люди») и Владимир Путин (самовыдвиженец). Ожидает решения Центризбиркома Сергей Малинкович («Коммунисты России»).
Имя Бориса Надеждина – поддержанного несистемной оппозицией кандидата от «Гражданской инициативы» – первым назвал Гагарин. Политолог признал, что именно Надеждину пресса уделяет больше внимания. Хотя, как, похоже, следовало из его реплики, сейчас есть и другие любопытные кандидаты.
«Например, [самовыдвиженец] Рада Русских еще собирает искомые подписи [300 тыс.]. Насколько ей это удастся, сложно сказать… Но Рада Русских активно освещается в СМИ. Видимо, есть для этого соответствующая причина, и мы ее отчасти знаем», – заинтриговал Гагарин, так, впрочем, и не раскрыв, что имеет в виду.
О том, что президентские выборы проходят в довольно неспокойных условиях, догадывались многие. Но политолог и социолог Андрей Мозолин подтверждал это фактурой – ссылаясь на собственные замеры: «Мы находимся в состоянии турбулентности. И у людей вырос «запрос на будущее». <…>
Но текущие проблемы не воспринимаются так, как будто все пропало. Что самое интересное, применительно к выборам, мы понимаем, кто [из кандидатов] является гарантом, что дальше мы будем жить лучше».
Размышляя о ходе голосования, Мозолин несколько забегал вперед: «С точки зрения процедуры голосования я, тьфу-тьфу-тьфу, не вижу рисков. В среднем [рейтинг действующего президента] колеблется в районе 80 %». И с этим, конечно, его поспешили поправить коллеги Анна Абсалямова («Каким будет исход, решает каждый конкретный избиратель!») и директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков («Мы лишаем выборы политического содержания, если говорим, что они предрешены!»).
Видимо, желая вернуть интригу в дискуссию, Гагарин напомнил о двух кандидатах, от которых ждут больше всего сюрпризов. О шансах Владислава Даванкова и Бориса Надеждина политолог попросил поведать, так сказать, профильных экспертов – своих студентов, которые последние недели изучают кампании обоих кандидатов.
«Сейчас Даванков активнее всех ездит по регионам. И из каждой своей поездки он пытается сделать информационный повод, подсветить какую-то проблему, – рассуждал, приковав к себе внимание старших, магистрант Артемий Григорян.
– И интересно посмотреть региональный разрез, как проголосуют люди: увидим ли мы фрагментацию, когда в крупных городах будет один результат, а в сельской местности совсем другой?»
Но самый остроязыкий доклад был уготован Надеждину. Студент Дмитрий Чиркин пришел к выводу, что кампания либерального кандидата может оказаться хитрым экспериментом по замеру настроений в обществе. И с избирателями Надеждина, допустил магистрант, нужно вступать в переговоры.
«По результатам выборов можно будет посмотреть, в каких городах какой процент голосующих за Надеждина – то есть людей, разделяющих его альтернативное мнение. Разумеется, это часть нашего общества, с которой надо работать, договариваться, вести дискуссии. Очень важно, чтобы Надеждин не стал, обращаясь к белорусскому опыту [протестных выборов 2020 года], «Тихановской в штанах». Чтобы его не использовали экстремистские силы для радикализации его идей. Нельзя сделать его вирусом», – подытожил Чиркин.
Будто услышав, наконец, главный вывод, глава Экспертного клуба с удовлетворением предложил расходиться.
«Фамилию не слышали, значит, надежда есть»: почему сотни людей в Екатеринбурге пришли поддержать неизвестного кандидата в президенты. Репортаж ЕАН Игорь Сергеев