February 22, 2019, 06:11 AM

«Трактор»: перед плей-офф в ожидании чуда

Сегодня вечером челябинский «Трактор» проведет последний матч регулярного чемпионата КХЛ. В гости к «черно-белым» пожалует питерский СКА. Однако этот матч ничего не решает — при любом исходе «Трактор» занимает восьмое место в Восточной конференции и в первом раунде плей-офф встретится с екатеринбургским «Автомобилистом». Значит, итоги «регулярки» можно подвести уже сейчас. Впрочем, одна небольшая интрига все же осталась. Но она не из приятных…

«Трактор» проводит самый противоречивый сезон в своей истории. И с точки зрения хоккея, и по части скандалов, сопровождающих клуб и его руководство. И хотя одно с другим связано, смешивать все это не хочется. Поэтому коснемся только хоккейной составляющей.

После прошлогоднего выхода в финал Восточной конференции президент клуба, губернатор Челябинской области Борис Дубровский поставил задачу повторить успех. Хотя даже не самым искушенным болельщикам было ясно, что эта бронза — огромная удача и стечение обстоятельств.

Новый сезон не обещал легкой жизни. Сразу по нескольким причинам.

Во-первых, состав лиги сократили до 25 команд. Казалось бы, это должно облегчить попадание в плей-офф. Однако лигу покинули записные аутсайдеры — «Лада» и «Югра», игравшие как раз на Востоке, а вместо них из Западной конференции было переброшено мощное нижегородское «Торпедо». Так что конкуренция в Восточной конференции, и без того никогда не бывшая слабой, еще более ужесточилась.

Уже тогда стало понятно, что «Трактору» будет очень непросто повторить успех и, скорее всего, его ждет тяжелая борьба за попадание в плей-офф.

На Востоке собралась мощная компания. Прежде всего четыре традиционных гранда — магнитогорский «Металлург», казанский «Ак Барс», омский «Авангард» (пусть и играющий этот сезон в Балашихе из-за проблем с домашней ареной), уфимский «Салават Юлаев». К ним добавились мощно финансируемый новым спонсором (УГМК) и блестяще укомплектованный екатеринбургский «Автомобилист», и крепкие астанинский «Барыс» и уже упомянутое нижегородское «Торпедо». Итого — семь команд, участие которых в плей-офф трудно было подвергать сомнению. Плюс — неуступчивый нижнекамский «Нефтехимик», новосибирская «Сибирь», еще несколько лет назад завоевывавшая медали...

Шороху добавил переход на новую-старую двухочковую систему вместо трехочковой. Это уплотнило результаты и снизило значимость отдельных побед, повысив вклад в общий результат стабильной игры и постоянных выигрышей.

Плюс — сам «Трактор», мягко говоря, не усилился в межсезонье.

Самая большая потеря — уход главного тренера Анвара Гатиятуллина, благодаря тренерскому мастерству которого был достигнут результат прошлого сезона. То, как с ним некрасиво расстались в клубе, заслуживает отдельной истории, но факт остается фактом — стороны не договорились о новом контракте (точнее, менеджмент клуба сделал все для этого).

Болезненным, хоть и предсказуемым оказался уход голкипера Павла Францоуза, который вместе с Василием Демченко составил один из лучших вратарских тандемов лиги. То, что чешский страж ворот покинет клуб, было ясно заранее — сейчас он пробивается в основной состав клуба НХЛ «Колорадо эвеланш». Покинул команду один из лучших форвардов Алексей Кручинин, который также перешел в СКА. Не был продлен контракт с ветераном Максимом Якуценей (хотя сейчас с теми 28 очками, которые он набрал в «регулярке» прошлого сезона, он был бы лучшим форвардом команды). Ушла связка «братьев» — Юрия Петрова и Александра Черникова, специалистов по игре в обороне и в меньшинстве. Еще одна достаточно значимая потеря — защитник первой пары Иван Вишневский.

Сменившие их игроки по именам смотрелись, на первый взгляд, достойно, но на деле оказались не сильнее ушедших. А средний возраст команды лишь вырос.

Но главная ошибка, совершенная менеджментом, — выбор нового главного тренера. Герман Титов когда-то был прекрасным хоккеистом, серебряным призером Олимпиады, чемпионом мира, несколько лет играл в НХЛ, но вот как тренер на уровне КХЛ успехов по большому счету не достиг. И это было хорошо известно «покупателям». Он, разумеется, обещал красивый, атакующий хоккей. Что, конечно, лило бальзам на душу — прошлогодний «Трактор» был прежде всего образцом игры в обороне, терпения и труда, но никак не хоккейной феерии. С другой стороны, разве Титов (как и менеджмент клуба) не понимал, с каким составом он работает?

В результате начало сезона команда откровенно провалила. И оборона челябинцев была развалена (при Титове — в среднем почти 3,2 пропущенных шайбы за игру), и игра в атаке не наладилась (при Титове — 1,75 заброшенных шайб, меньше, чем при Гатиятуллине). Плюс — целый ряд болезненных поражений (0:8 от «Йокерита», 1:6 от «Спартака», дважды по 0:5 от «Салавата Юлаева»). Закономерно, что через полтора месяца после начала регулярного чемпионата Титов был уволен, пусть и с мягкой формулировкой «по семейным обстоятельствам».

На смену ему подняли из фарм-клуба «Челмет» Алексея Тертышного — воспитанника челябинского хоккея, в недавнем прошлом отличного форварда и молодого по тренерским меркам и перспективного специалиста. Однако не имевшего никакого опыта на уровне КХЛ.

Тертышный поступил логично — оценив имеющийся состав и его возможности, попытался вернуться к тем игровым схемам, что работали годом ранее при Гатиятуллине. То есть — терпение, труд и игра в обороне.

Во многом это ему удалось. Количество пропущенных «Трактором» шайб при Тертышном — 2,15 за игру — на шайбу меньше, чем при Титове. Наладилась дисциплина и игра в меньшинстве — сейчас челябинцы шестые в лиге по количеству штрафных минут (518), четвертые в КХЛ по проценту удачной игры в меньшинстве (гроссмейстерские 87,4%) и пятые — по числу пропущенных шайб в меньшинстве (24). А еще «Трактор» — шестой в лиге по «сухим» победам.

Что до воли и трудолюбия — челябинцы лидируют в лиге по количеству игр, выигранных в овертаймах (8).

А вот атака — дела в этом аспекте игры так в порядок и не пришли. Если смотреть на цифры, нападение «Трактора» проводит худший сезон за всю 71-летнюю историю клуба, всегда славившегося именно яркой и самобытной игрой впереди. Перед матчем со СКА средняя результативность челябинцев — 1,65 шайбы за игру (101 шайба в 61 игре, худшие в КХЛ наряду с занимающим последнее место в лиге братиславским «Слованом»). Такого, повторюсь, не было никогда в истории клуба, для игроков которого две и более заброшенных шайб — обычная норма. Даже в прошлом «оборонительном» сезоне подопечные Гатиятуллина забросили 129 шайб в 56 матчах «регулярки» (2,3 за игру).

И ладно бы дело было в каком-то тотальном невезении. Но речь идет, похоже, просто о нехватке исполнительского мастерства.

То, что «Трактор» меньше всех в лиге бросает в створ ворот соперников (1418 бросков, или 23,2 за игру), еще можно объяснить оборонительной тактикой. Но как объяснить то, что челябинцы — третьи с конца в КХЛ по проценту реализации бросков (6,8%)? Забавно, но в домашних матчах команда забрасывает шайб меньше, чем в гостевых (48 против 53).

А еще «Трактор» третий с конца в КХЛ по проценту реализации большинства (13,3%) и второй с конца по количеству заброшенных в большинстве шайб (24).

Тут уже не столь удивляешься повторению антирекорда КХЛ — у «Трактора» аж 17 игр без заброшенных шайб.

Конечно, на игре команды сказались многочисленные травмы, одна за другой выкашивавшие лидеров. В этом плане сезон действительно аномальный. Но — так ли эти травмы нелогичны? «Трактор» — одна из самых возрастных (если не самая) команд лиги. Две трети основного состава — игроки в возрасте «30+», которым нужно больше времени на восстановление и отдых. А календарь регулярного чемпионата (62 матча меньше чем за пять месяцев) не оставляет времени ни на полноценный отдых и восстановление, ни на улучшение физических кондиций по ходу сезона. Плюс — новые тренеры, новые игровые схемы, очень энергозатратный стиль игры, которым вынужденно пользуется челябинский клуб... Конечно, травма травме рознь, но и без некоторой логичности не обошлось.

Почему же тогда с такой беззубой атакой «Трактор» вообще попал в плей-офф?

Этому поспособствовало сразу несколько обстоятельств.

Во-первых, «повалились» нижнекамский «Нефтехимик» (где не получилось повторить прошлогодний успех у Андрея Назарова) и новосибирская «Сибирь». Вернулся на свой «околодонный» уровень хабаровский «Амур», в том году неожиданно пробившийся было в плей-офф.

Во-вторых, «Трактор» откровенно «тащит» Василий Демченко, проводящий, пожалуй, лучший сезон в карьере. Оставшись без напарника уровня Павла Францоуза, Василий утвердился в роли основного голкипера. И, несмотря на порой запредельную нагрузку (из 45 игр в 21 по его воротам нанесли больше 30 бросков, из них в 9 играх — больше 40, а в одной — и вовсе больше 50), смог отыграть пять игр на «ноль».

В-третьих, попасть в плей-офф стало проще математически. У «Трактора» — отрицательный баланс побед и поражений (27 против 34), но и команд в конференции всего 13.

Матч с санкт-петербургским СКА, помимо возвращения в Челябинск в новом качестве Анвара Гатиятуллина, таит лишь одну интригу — удастся ли «Трактору» пробить новое дно и все-таки установить антирекорд КХЛ по числу матчей с нулем в графе «заброшенные шайбы».

Итоги этого сезона еще будет возможность подвести. Они куда шире голой статистики матчей «Трактора». И мы это обязательно сделаем.

Но пока впереди — плей-офф. Кажется, что исход серии против «Автомобилиста» предрешен — в «регулярке» все четыре матча выиграли екатеринбуржцы, разница шайб — 12:3, в двух играх «Трактор» не смог распечатать ворота соперника.

Но ведь хоккей славен именно своей непредсказуемостью. И — иногда случающимися чудесами...

Фото: Павел Табарчук для ХК «Трактор».

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+