October 25, 2021, 01:00 PM

«У нас дождик прошел». В аварийном бараке в Уфе обрушился потолок, расселение – через три года

В аварийном бараке на улице Ахметова в Уфе после ливня обрушился потолок. Жить в помещениях невозможно, говорят жители, опасно пользоваться электричеством и газом, которым обогреваются помещения. Примечательно, что здесь это не первое происшествие, угрожающее жизням и здоровью людей, однако расселение обещают не раньше чем через три года, в 2024-м.

Авария

Потолок в доме № 217 на улице Ахметова (микрорайон Затон) рухнул после утреннего ливня в воскресенье, 24 октября. По счастливой случайности, семьи с маленьким ребенком дома в этот момент не было: 30-летний Дмитрий уехал на работу, его жена с годовалым ребенком – в гости, а мать-пенсионерка ухаживала за старшей дочерью-инвалидом, которая временно живет у своего отца.

«Около 10 утра звонит соседка, говорит, что мы ее топим — рассказал ЕАН.Уфа Дмитрий. — А как я могу топить, когда вся вода перекрыта? Домой приехал, дверь открыл… шок! У меня в кухне почти весь потолок лежит на столе, на полу, везде вода, и соседей затопил».

Дмитрий зафиксировал произошедшее на видео. Он прошел по квартире, комментируя за кадром: «Кресло – на помойку, микроволновку – на помойку». 


По словам мужчины, пострадали и жильцы в соседнем подъезде, а над квартирой одинокой бабушки-пенсионерки кровли вовсе нет. Ко всем прочим бедам и разрухе в аварийном бараке теперь запрещено пользоваться АГВ и опасно включать электричество.

Как оказалось, подобные происшествия в этом доме уже были раньше, да не однажды. В прошлый раз потолок падал на людей в декабре прошлого года. И тогда же, по словам Дмитрия, им пообещали отремонтировать крышу. Даже срок назвали: второй-третий квартал. Однако третий квартал закончился, а никакого ремонта не было. И теперь уже вряд ли когда-нибудь случится.

Еще повезло

Двухэтажному дому (а точнее, бревенчатому бараку), о котором идет речь, почти сотня лет, его построили в 1928 году. Перегородки и перекрытия – деревянные, из дранки (решетка из деревянных реек, заполненная утепляющим материалом). В доме два подъезда, по четыре квартиры в каждом. Зарегистрировано 29 жильцов, часть из них по месту регистрации уже не живет.

 «Ликвидировать проблему аварийного жилья в России может только государство»: экономист рассказал о главных проблемах ЖКХ 

В Управлении гражданской защиты Уфы редакции ЕАН подтвердили, что обрушения в бараке на Ахметова происходят не впервые. А виноваты во всем дыры в крыше, через которую осадки проникают на деревянные перекрытия. Спасатели даже не называют их перекрытиями, ведь по сути, это просто штукатурка на деревянной обрешетке.

«Этот дом признан аварийным. А из-за того, что жильцы отказались от управляющей компании, содержание дома, в частности поддержание конструкций, коммуникаций и т. д. в надлежащем виде, лежит теперь на них. Жильцам квартиры, где произошло обрушение потолка, было предложено временно переселиться в центр размещения пострадавших. Они поначалу вроде бы согласились, но сегодня уже отказываются», — сообщил редакции начальник управления гражданской защиты по Ленинскому району Уфы Сергей Евстафьев.

По признанию собеседника редакции, жильцам дома № 217 еще повезло, потому что у них квартира не в собственности, а в муниципальной аренде, и город уже включил их в программу расселения. Но есть в Уфе такие дома, где все квартиры находятся в собственности жильцов, и несмотря на то, что строения признаны аварийными, о расселении люди пока только мечтают.

Дважды аварийный дом

По словам Дмитрия, их барак был признан аварийным еще в 2013 году, но тогда что-то пошло не так, и в программу расселения их не включили. Кстати, на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ многоквартирный дом № 217 по улице Ахметова все еще числится в списке капремонта на 2025 год. А по данным Дом.МинЖКХ (общественный инициативный проект), капремонт дома расписан аж до 2040 года:

  • на 2025 год запланирован ремонт систем электроснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • на 2037 – ремонт кровли;
  • на 2040 – ремонт фасада.

Однако фактически у жилого дома уже нет ни управляющей, ни обслуживающей организации. По словам самих жильцов, их МКД был в ведении ООО «Трест жилищного хозяйства», а эта компания сейчас находится в стадии банкротства (и, кроме того, лидер по числу выявленных нарушений порядка содержания домов). И ни одна другая УК не берется содержать аварийный барак.

«Сейчас снова включили в программу, обещают расселить в 2024-м. Говорят, застройщику пока не интересна земля под нашим домом, раньше чем через три года строиться он здесь не будет, — объяснил мужчина. — Нам предложили временное жилье, но для маленького ребенка все-таки особые условия нужны, поэтому мы отказались».

Можно понять людей, не желающих «сидеть на чемоданах» в центре временного проживания, ведь семья – это не только люди, но и домашний уют, который хочется наводить в своем доме, а не временном. Но у семьи Дмитрия есть еще одна причина для отказа: в Центр, как им объяснили спасатели, могут переселить только тех жильцов, которые прописаны в доме № 217. А брак у Дмитрия гражданский, в ЗАГСе не зарегистрирован, и прописка его супруги не совпадает с фактическим местом проживания. То есть молодой матери, по сути, предложили оставить годовалого ребенка с папой и бабушкой на ближайшие три года, пока чиновники не найдут для них безопасный дом.

Так выглядит барак, который до 8 октября 2021 года не был признан аварийным

Территория под развитием

Аварийное состояние жилого дома признали и в мэрии. Вот только дата присвоения бараку этого статуса – 8 октября текущего года. Согласно постановления администрации № 1342, МКД подлежит сносу. Почему барак не признали аварийным раньше, в мэрии ответить затруднились.

«В вышеуказанном доме пять квартир – по договору социального найма, три квартиры – в собственности граждан. Согласно постановлению мероприятия по расселению дома запланировано до 10.12.2024 в рамках договора о развитии застроенной территории застройщиком», — уточнили в пресс-службе администрации города.

Чиновники, как и спасатели, предлагают людям переселиться в жилые помещения Чрезвычайного фонда – «до полного расселения дома». На это согласились жильцы пока только одной квартиры. Семья Дмитрия перебралась к своей знакомой и ждёт, пока еще с надеждой на скорое вселение в новое и безопасное жилье.

ЕАН следит за развитием событий.

Ольга Блажнова

Источник фото: Из личного архива жильцов дома; 2ГИС
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+