July 30, 2019, 03:03 PM

Ученые подтвердили версию о выбросе рутения на «Маяке» в 2017 году

Почти 70 ученых из 32 стран подтвердили предположение о том, что источником выброса радиоактивного рутения-106 в 2017 году стала Челябинская область, а именно химкомбинат “Маяк” - с высокой долей вероятности.

Результаты масштабного исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), пишет издание о науке «N + 1».

Сам химкомбинат и Росатом, напомним, категорически отрицали связь с выбросом, несмотря на экстремально высокое загрязнение окружающей среды в населенных пунктах рядом с Озерском.

Впоследствии сотрудники 48 научных организаций провели радиохимические эксперименты с изотопами рутения и пришли к выводам, которые подтверждают первоначальные предположения о связи выброса с «Маяком», говорится в новой статье. Последовательность фиксации присутствия радионуклидов в воздухе европейскими лабораториями позволила ученым определить направление движения выброса и его продолжительность. Так, модель циркуляции атмосферы показала, что воздушные массы, прибывшие к румынскому городу Зимнича 30 сентября, до этого пересекли Украину и Россию, где прошли близко от местоположения предприятия «Маяк». Предположительно выброс на предприятии мог произойти в период с 18:00 25 сентября до 12:00 26 сентября. По мнению ученых, наиболее вероятной является гипотеза о том, что выброс рутения мог быть связан с процессом производства радиоактивного источника на базе церия-144 для итальянского нейтринного эксперимента «Борексино». В пользу этой версии свидетельствует относительно небольшой возраст рутения (обычно отработанное ядерное топливо выдерживают в специальных бассейнах не менее восьми лет).

В декабре 2017 года «Маяк» заявил, что не может произвести цериевый источник нейтрино с необходимыми параметрами, после чего проект SOX-Borexino был официально прекращен.

Напомним, повышенную концентрацию рутения нашли в России и в Европе в сентябре-октябре 2017 года. Ученые пришли к выводу, что какие-либо последствия для здоровья населения исключаются. Определить место локализации рутениевого источника официально не удалось. При этом гипотеза о происхождении Ru-106 как медицинского терапевтического источника исключается. На “Маяке” ранее выдвинули гипотезу, что рутений мог попасть в атмосферу cо спутника.

Фото: pixabay.com