March 27, 2019, 08:55 AM

«Умирая, он просил хлеба»: уральский судья мог быть причастен к гибели военнослужащего

Один из судей Уральского окружного военного суда мог быть причастен к смерти военнослужащего. В распоряжении агентства ЕАН оказались документы уголовного дела, возбужденного еще в 90-е годы. По мнению источника, который передал нам эти бумаги, судья Дмитрий Ольшанский мог намеренно скрыть нелицеприятные факты из своей биографии, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.

В начале 90-х Ольшанский исполнял обязанности начальника гауптвахты дисбата (в/ч 75140) в свердловском поселке Решеты. Там отбывал наказание рядовой Андрей Кантауров, осужденный трибуналом за самовольное оставление части и кражу. За нарушение дисциплины командованием дисбата Андрей был водворен на внутреннюю гауптвахту в одиночную камеру. 2 февраля 1992 года арестованного обнаружили без сознания, а по дороге в госпиталь он скончался. 

Как следует из заключения судмедэкспертизы (имеется в распоряжении ЕАН), причиной смерти рядового Кантаурова стало ингаляционное отравление технической жидкостью, содержащей ацетон и втор-бутанол. Известно, что камеру, где содержался арестованный, покрасили нитрокраской, но переводить Кантаурова в другое помещение не стали. Ослабленный организм молодого человека этого испытания не выдержал.

 В уголовном деле есть показания свидетелей, которые утверждают, что условия содержания на гауптвахте были максимально жесткими.

«В этот период на гауптвахте проводился ремонт нитрокраской, и в камере нечем было дышать. А кормили на гауптвахте один раз в сутки. Температура воздуха в камерах была низкой, около 14 градусов. Кантауров каждую ночь просил у часового хлеба, сигарет, иногда часами кричал из камеры эти просьбы», - говорит свидетель, который в то же время, что и погибший рядовой, содержался на гауптвахте.



Каждый из свидетелей утверждал одно и то же: в камерах было холодно, сильно пахло краской, кормили нерегулярно, часто вообще лишали пищи. В заключении судебного медика отмечено: «труп пониженного питания, толщина подкожно-жирового слоя 0,3 – 0,5 см». 

По мнению экспертов, это может свидетельствовать о дефиците массы тела, обусловленном недоеданием.

Капитана Ольшанского тогда привлекли в качестве обвиняемого к уголовному делу, возбужденному по факту смерти Андрея. Ему вменялось халатное отношение к службе, повлекшее тяжкие последствия – смерть рядового переменного состава Кантаурова А.В. 

В деле есть и протокол допроса обвиняемого, где он признает свою вину частично. Ольшанский заявлял, что 1 февраля – за день до гибели – рядовой поел полные порции, а краски, используемые при ремонте, были быстросохнущими.

Дело то возобновляли, то прекращали вплоть до 1997 года. В 1995 году его прекратили на основании ст. 6 УПК РСФСР «вследствие изменения обстановки». Тогда следователи учли, что Ольшанский раскаялся, имеет на иждивении двоих детей, а само преступление носит неумышленный характер. В 1997 году дело прекратили уже за отсутствием состава преступления. Родители погибшего рядового несколько раз пытались добиться наказания для тех, кто виновен в смерти их сына, но безрезультатно.

В том же 1997 году Ольшанский с должности начальника гауптвахты Екатеринбургского гарнизона ушел на вакантную офицерскую должность в Уральский окружной военный суд, а в 2003 году был назначен судьей Екатеринбургского гарнизонного военного суда с трехлетним сроком полномочий. 

В начале 2006 года Ольшанский обратился в квалификационную коллегию судей Свердловской области с заявлением о рекомендации на должность судьи «пожизненно». Тогда история с Кантауровым стала известна, и претендент отозвал заявление. Покинув Урал, лишь в декабре 2007 года Ольшанский получил назначение в Грозненском гарнизонном военном суде.

Но в 2014 году он снова вернулся в Екатеринбург, получив пост в Уральском окружном военном суде. Собеседник агентства предполагает, что руководству этого ведомства история из прошлого Ольшанского была неизвестна, поэтому кандидатуру согласовали.

Собеседник агентства полагает, что человек, проходивший обвиняемым по уголовному делу о гибели солдата, который при этом еще и частично признавал свою вину, не может судить других.

При этом, по некоторым данным, в перспективе Ольшанский может занять пост судьи в Центральном окружном военном суде (в конце 2018 года было принято решение об объединении двух военных судов Уральского и Приволжского в один – Центральный).

Агентство ЕАН направило запрос в Уральский военный суд с просьбой пояснить, известно ли руководству ведомства об этой истории, соответствует ли она действительности и не противоречит ли данное назначение законам и судебной этике. На эти вопросы нам не ответили, зато сообщили, что Ольшанский не претендует на работу в Центральном суде.

«В настоящее время идет формирование Центрального окружного военного суда. Ольшанский Дмитрий Валерьевич является судьей Уральского окружного военного суда. Им не подавалось заявление в Высшую квалификационную коллегию судей РФ об участии в конкурсе на замещение должности судьи в Центральном окружном военном суде», - говорится в ответе ведомства.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+