April 5, 2019, 12:30 PM

Уральский топ: «мусорные» споры, танки в городе и умирающие больницы глубинки

Агентство ЕАН с помощью экспертов продолжает подводить итоги недели. По традиции в эту пятницу мы обсудили с нашими спикерами последние громкие события, произошедшие в регионе.

Новая волна «мусорного» скандала

История с мусорными тарифами на Среднем Урале получила продолжение. Совсем недавно губернатор Евгений Куйвашев пообещал свердловчанам снизить плату за мусор на 12 рублей, как вдруг «Спецавтобаза» подала в суд на РЭК с требованием, наоборот, срочно повысить тарифы. И без того едва ли не самые высокие в стране. По мнению ЕМУП, комиссия не учла рост цен и зарплат.

Эта новость вызвала большой общественный резонанс. Правда, сегодня суд предприятию в требованиях отказал. Однако не факт, что «Спецавтобаза» откажется от идеи вновь потребовать пересмотра платы за мусор. Структуры, контролирующие крупнейший мусорный МУП, считаются политическим союзником губернатора Евгения Куйвашева. Тем, почему действия муниципальной организации вдруг пошли вразрез с политикой правительства, мы поинтересовались у политтехнолога Алексея Швайгерта.

«Несмотря на экономическую составляющую, эта история действительно приобретает политический оттенок. Любые попытки повысить тариф выливаются в паблик и негативно отражаются на настроениях людей и аналитиков. Если уже было сказано, что тариф будет снижен, хоть и на копейки, значит, его надо снизить.

Политическому союзу, о котором вы говорите, на мой взгляд, не хватает деятельного координатора, который будет следить за балансом интересов. Должен быть человек, теневой специалист, если так можно выразиться, который сможет соблюсти различные интересы. Тут нужно разговаривать и не предпринимать никаких действий резонансного характера, которые будут выноситься в паблики и суды. Иначе так можно приобрести на два рубля экономических успехов, но при этом получить политических проблем куда на большую сумму, которую и посчитать нельзя. И все это нанесет удар по союзу.

Во времена предвыборной кампании губернатор был тем, кто обеспечивал склеивание этого союза, и его роль остается значимой до сих пор. Ему надо продолжать вести ту же работу, а не отстраняться от нее. Или назначить человека, который будет осуществлять переговоры самого высокого уровня. После Бидонько, наверное, никто не имеет таких полномочий. Но в любом случае такой человек нужен, чтобы избежать лишних конфликтов и митингов», - говорит Алексей Швайгерт.

По плитке танки грохотали

На этой неделе мэрия Екатеринбурга обвинила военных в том, что они, устанавливая бронетехнику на площади Советской Армии, повредили дорожное покрытие. В ЦВО это заявление опровергают, заявляя, что гусеничную технику доставили на выставку на специальных тралах и повредить плитку никак не могли.

Эта история повторяется каждый год, в соцсетях горожанами обсуждается мысль, что парады и выставки танков лучше перенести за город. Своим мнением на этот счет с нами поделился депутат Михаил Матвеев, который больше 20 лет занимал должность замглавы горадминистрации по социальной политике и курировал проведение праздничных мероприятий.

«Я считаю, что выставки военной техники в городе проводить нужно. Мы сейчас много говорим, что наша армия имеет современное вооружение, что она сильная, и люди должны видеть это. Но, конечно, если мы говорим о танках и бронетранспортерах, то такую технику привозить нужно на гусеничных тралах и устанавливать очень аккуратно, чтобы не повредить дорожное покрытие. Думаю, у ЦВО достаточно техники, чтобы доставить на ней танки ко Дню Победы на Площадь 1905 года или на выставку на площади Советской Армии.

У меня у самого сердце кровью обливается, когда, например, в Исторический сквер сцену к праздникам завозят на старых КамАЗах, с которых капает масло, в результате чего плитка приходит в непригодное состояние. Поэтому установкой надо заниматься профессионально и аккуратно. Но убежден, военная техника должна стоять в городе в преддверии Дня Победы, чтобы пацаны и девчонки, их родители могли посмотреть, полазить, потрогать», - говорит эксперт.

Умирающие больницы уральской глубинки

Вслед за госпиталем Тетюхина на этой неделе на уменьшение финансирования по программам ОМС пожаловалась Туринская центральная районная больница. Власти муниципалитета утверждают, что сокращение средств приведет к возникновению долгов за коммуналку, питание для больных, препараты. Не хватит денег и на то, чтобы привлекать туда новых врачей – на данный момент штат специалистов укомплектован только наполовину.

При этом, по версии ТФОМС, в медучреждении все хорошо: деньги выделяются справедливо – исходя от количества пациентов, а их от больницы за прошлый год, по официальным данным, «открепилось» 900 человек. И зарплаты у врачей более чем достойные – в среднем 56 тыс. рублей. Кто прав в этом конфликте. мы поинтересовались у председателя организации по защите прав пациентов «Здравоохранение» Максима Стародубцева.

«Эта ситуация - рядовая, стандартная, касающаяся любой больницы, из которой по тем или иным причинам уходят пациенты. В глубинке не редкость, когда люди предпочитают лечиться в более крупных населенных пунктах, где более квалифицированный персонал и есть современное оборудование. А, как говорится, денежный мешок ограничен, и оснастить средствами все медучреждения одинаково невозможно. В экономике один закон: деньги следуют за пациентом. Были случаи, когда даже региональные больницы возмущались, если люди ехали лечиться по ОМС в другие субъекты РФ, уводя деньги из региона. Это экономическая логика.

Тут, с одной стороны, можно обратить претензии к руководству больницы и муниципалитета: почему не создаете условий такого уровня, чтобы люди не ехали в другие медучреждения? А с другой стороны, надо понимать, что у ТФОМС и минздрава функция - защищать не только интересы конкретной Туринской больницы, но и всего населения Свердловской области. Невозможно с выгодой для экономики оснастить самым современным оборудованием все деревенские больницы. Условно говоря: если бы мы поставили томограф в населенном пункте, где живет 20 тыс. человек и где он бы не был в полной мере востребован, мы бы забрали деньги у тех же онкобольных детей. Если жалеть одних, будем наносить ущерб другим.

То есть, с одной стороны, в сложившейся ситуации мы подрываем муниципальное здравоохранение и доступность медпомощи, усиливаем централизацию. А с другой – не можем работать в минус. Задача – найти баланс. Это должна быть совместная работа минздрава как собственника лечебных заведений и ТФОМСа как экономического регулятора.

На мой взгляд, следует найти другие способы поддержки медучреждений из глубинки. Например, можно выдавать местной больнице или муниципалитету дотации на перевозку пациентов в больницу районного центра», - считает эксперт.

Мария Трускова. 

Фото: pixabay.com

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+